Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики Ш
Раздел III
Высшие
моральные
ценности
и стратегия
«правильной
жизни»
Мораль, собственно говоря, есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.
к |
И. Кант
Традиционная функция этики — быть «практической философией» — реализуется, прежде всего, нормативной этикой,которая выступает своеобразной формой связи теоретической этики и практической морали. Специфичность этой связи в том, что этика не просто отражает мораль, но и является ее своеобразным «доразви-тием», высшим уровнем морального сознания, воплощаясь в нормативных формах знания, преобразуемых затем в систему норм практической морали. Нормативная этика «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (долга, смысла жизни и др.), в обосновании и оценке моральных ценностей, устанавливает их субординацию, чтобы затем, по каналам этического образования и нравственного воспитания, непосредственно участвовать в преобразовании нравственной жизни общества и формировании личности.
Таким образом, нормативная этика служит «передаточным механизмом» от теоретической к прикладной этике, занимающейся моральными коллизиями в конкретных ситуациях и сферах общественной практики, для чего необходимо предварительное решение проблем человеческих приоритетов и ценностей, достоинств и прав человека, выяснение его статуса и отношения к Другому. Эти вопросы как раз ставятся и решаются нормативной этикой, которая поэтому и должна включать, на наш взгляд, прежде всего, учение о моральных ценностях,вырабатываемых человечеством в процессе исторического развития нравственности и определяющих нормы нашего долженствования. При этом следует учитывать, что понимание этих норм в авторитарной и гуманистической этике разное: авторитарная трактует долженствование как однозначное подчинение и следование этим нормам, тогда как гуманистическая предлагает их в качестве различных вариантов свободного морального выбора и предпочтений личности. В результате этого выбора и образования иерархии ценностей складывается та стратегия «правильной жизни», которая должна стать генеральной линией бытия человека и его межличностных отношений.
Глава 5.
Моральные ценности человека
в основных категориях этики
Не самоотречение и себялюбие — а любовь к себе, не отрицание индивидуального — а утверждение своего истинно человеческого Я: вот высшие ценности гуманистической этики.
Э. Фромм
Ценность— философское понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта для субъекта, во-вторых, нормативную, предписательно-оценоч-ную сторону феноменов человеческого сознания. В первом случае мы имеем дело с так называемыми предметными, «объектными» ценностями. Во втором — с ценностями «субъектными», к которым, в частности, относятся и моральные ценности— общественные установки, императивы, цели и проекты, выраженные в форме.нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека, о его идеалах и принципах.
Наши представления о ценностях, заключающие в себе деятель-ностно-заинтересованное отношение человека к миру, во-первых, позволяют обосновать нормативные моральные требования. Во-вторых, они служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, воплощая и реализуя ее в виде конкретных и зачастую «готовых» регулятивов. В-третьих, в наших представлениях о ценностях одновременно содержится оценка явлений действительности и поступков людей с точки зрения их моральной значимости. Поступки людей имеют определенную моральную значимость потому, что они оказывают воздействие на общественную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего общества, способствуют или противодействуют социальному прогрессу.
I
Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики Ш
Учитывая это социальное значение индивидуальных поступков, общество регулирует поведение людей посредством нравственных отношений, предъявляет к ним моральные требования, ставит пред ними определенные цели. Благодаря этому поступки приобретают моральную ценность: действие, отвечающее нравственным требованиям, представляет собой добро; противоречащее им — зло.
Проблемы ценностей изучаются аксиологией — философским учением о природе, структуре и месте ценностей в реальном мире. Как учение аксиология формируется лишь к началу XX века, но первоосновой ее можно считать знаменитый вопрос Сократа: «Что есть благо?», который и стал основным вопросом теории ценностей: ответы на него породили различные подходы к природе ценностей. Так, натуралистический и субъективно-идеалистический подходы (Дж. Дьюи, К. Льюис) предполагают источник ценностей в «человеческой природе», в естественном стремлении людей к наслаждению, в индивидуальных или стандартизированных представлениях о «личном интересе» и «полезности». Объективно-идеалистический (М. Шелер, Н. Гартман) рассматривает ценности как бытие идеальной нормы, зависящей не от человеческих желаний и потребностей, а от божественной или космической воли или разума. Этот подход иногда называют аксиологическим реализмом, т.к. он представляет ценности в виде самостоятельных сущностей. Культурно-исторический подход признает множественность равноправных ценностных систем, придающих определенное «лицо» той или иной культуре (В. ДиЛьтей, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). В социологическом подходе М. Вебсра ценность интерпретируется как норма, способ бытия которой определяется ее значимостью, проявляющейся в форме социальных действий субъекта.
Отношение к ценностям, выявление меры их значимости для людей содержится в понятии «оценка». Нравственная оценка моральных и внеморальных ценностей создает иерархию ценностей,обосновывает их неравенство и соподчинение. Отсюда деление ценностей на: а) общечеловеческие, групповые и индивидуальные — по степени распространенности их значимости (для человечества в целом; для различных групп людей — наций, классов, объединений; для отдельного человека); б) альтернативные и комплементарные — по способу их взаимосвязи друг с другом: альтернативные ценности обладают ярко выраженной тенденцией взаимоисключения и борьбы
Ш Раздел Ш. Высшие моральные ценности человека
Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики 135
(например, добро и зло), комплементарные — взаимодополняют друг друга (например, страдание и сострадание); в) высшие моральные ценности — по их месту в иерархии ценностей. Конечно же, деление это весьма условно. Во-первых, оно носит субъективный характер, так как каждый человек (а тем более группа людей) на основе собственных предпочтений и интересов может объявлять одни ценности высшими и общезначимыми, другие — принижать или даже отрицать.
Так, на протяжении почти двух тысячелетий существования христианства библейские заповеди считались выражением высших человеческих моральных ценностей. Коммунистический режим «отменяет» их и заменяет другими: вместо «не укради» — «экспроприация экспроприаторов» («грабь награбленное»); вместо веры в Бога — вера в идеалы коммунизма; вместо любви к Богу — ненависть к классовому врагу. Еще более произвольно поступает человек с индивидуальными моральными ценностями, зачастую меняя их статус в зависимости от ситуации. Вспомните, разве с вами никогда не происходило подобного, когда, например, разбитая любовь заслоняла перед вами весь мир и даже ставила под сомнение ценность самой жизни? Не зря французская поговорка предупреждает: «Не следует собственную зубную боль считать несчастьем всего человечества».
Иерархия ценностей носит относительный характер, так как зависит от конкретных исторических условий. Поэтому отдельные культуры и цивилизации отличаются разными системами ценностей, выступающими в качестве критериев формирования конкретных норм поведения .и жизнедеятельности людей. Эти критерии гласно (конвенционально, путем договоренности) или негласно разрабатываются и признаются обществом или отдельной социальной группой. Последующее их усвоение на индивидуальном уровне составляет основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе.
Так складывается система ценностных ориентации,представляющая собой устойчивые отношения личности к различным феноменам действительности и самим ценностям. При этом, опять же, субъективная ориентация личности не всегда совпадает с общепринятой ценностной ориентацией, и происходить это может как в форме осознанного противостояния, так и на неосознаваемом уровне смутного неприятия.
Однако, независимо от отношения личности, сами моральные ценности, особенно в авторитарной этике, носят характер морального долженствования. Это значит, что многообразные явления реальной действительности отображаются ими в плане одноплоскостной оценки — как положительное или отрицательное, предпочтительное или нежелательное. Отсюда и стремление к однозначно принудительному определению добра, счастья или смысла жизни в авторитарной этике.
В гуманистической этике дело обстоит по-другому. Объявляя высшей ценностью не нормы, принципы и идеалы, а самого Человека, его жизнь, права и свободы, его уникальность и неповторимость, гуманистическая этика полагается на разум, волю и свободный выбор человека, предоставляя ему самому выстраивать значимую для него систему ценностных ориентации. Гуманистическая этика полагает, что свободная ориентация человека в системе ценностей и его самоопределение обязательно основываются на их знании. И поэтому не отрицание объективного содержания ценностей, но изучение различных моделей их понимания с целью предоставления личности возможности предпочтительного выбора их в качестве жизненного ориентира — задача гуманистической этики. Иными словами, гуманистическая этика не навязывает человеку однозначного видения, скажем, того, в чем заключается счастье или любовь — каждый человек вправе по своему усмотрению наполнить эти понятия индивидуальным содержанием, но анализ того, что такое счастье и любовь, она дает, помогая человеку сделать компетентный выбор.
Кроме того, оставаясь верной своему основному принципу — Человек как высшая ценность, — гуманистическая этика рассматривает в качестве моральных ценностей не только самостоятельно существующие феномены, но и некоторые нравственные черты и достоинства самой личности.
В этом смысле представляется замечательным исследование философа Р. Вейсса «Нравственные основы жизни», написанное более двухсот лет назад, но и сегодня не утратившее значения и справедливости многих утверждений. Судите сами.
К лучшим качествам человека Р. Вейсс относит доброту, знание, настойчивость или соответствующие им доброжелательность, мудрость, твердость духа". Под добротойон понимает состояние, ко-
* Вейсс Р.Ф. Нравственные основы жизни. — Мн., 1994. — С. 34-36.
136 Раздел Ш. Высшие моральные ценности человека
торое заставляет нас находить удовольствие в счастье ближних и стремиться делать добро. Но без знания, как следует поступать с пользой для другого, доброта может причинить зло. Однако желание добра и даже умение его делать ни к чему не приведут, если в нас не будет твердойволи исполнить задуманное. Бесхарактерный человек слишком зависит от чужого мнения и слишком много думает о своем удобстве и безопасности, поэтому никогда не доведет благого намерения до конца. Перечисленные качества Р. Вейсс считает главными ценностями человеческой личности, поскольку все прочие достоинства непосредственно связаны с ними.
Так, доброта или доброжелательность порождают: сострадание при виде горя ближних; благотворительность, спешащую оказать помощь нуждающимся; честность и справедливость, которые учат нас уважать чужие права; благодарность и дружбу, заставляющие нас ценить чужие интересы наравне со своими; учтивость, делающую нас приятными в обществе.
Из знания или мудрости проистекают: благоразумие — умение верно избирать средства деятельности, предвидеть и предупреждать препятствия; снисходительность, приучающая нас смотреть на чужие ошибки как на несчастья и поэтому жалеть и извинять людей; великодушие — стремление к истинному достоинству; знание человеческого сердца, избавляющее нас от слишком строгого суждения о других; умеренность, помогающая избегать излишеств и уменьшать нужду; простота обращения, благородство души, предпочитающие добрую славу материальным выгодам; терпимость, основанная на чувстве необходимости считаться с другими людьми.
Просвещенная настойчивая твердость духа помогает умению владеть своими страстями. Из нее же проистекают: прямота в достижении цели — противоположность криводушию; бескорыстие — противоположность низости; откровенность, не боящаяся говорить необходимые истины; деятельность, способная удвоить плоды наших трудов; постоянство, служащее для достижения целей; терпение, приучающее переносить то, чего нельзя устранить; предприимчивость, находящая выход из трудностей; патриотизм, заставляющий заботиться о благе отечества и, наконец, героизм — готовность принести себя в жертву этому благу.
Если лучшие человеческие качества можно отнести к личностным ценностям, то не менее значимыми для человека могут быть и
Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики 137
некоторые социальные ценности, такие как отношение к родине или семье.
Отношение к родине как к моральной ценности выдержало проверку временем. Если без родины человек не может жить, тоскует и мучается вдали от нее, если за ее свободу и честь он готов отдать собственную жизнь, значит, это действительно ценность очень высокого ранга. Конечно, существует и иная точка зрения. «Где хорошо, там и родина» — этот латинский афоризм стал жизненным правилом некоторых людей. И все же моральная ценность отечества для большинства людей остается неприкосновенной. «Где родина, там и хорошо» — вот дравило, которым руководствуются миллионы людей на Земле.
Существует еще одна моральная ценность, значимость которой для человека сложно переоценить, — семья. В ней мы рождаемся, в ней умираем, и никогда не будет счастлив тот, кто не умеет жить в ладу с нею. Горе, болезни и старость находят в ней лучшее утешение. Семья — это огромный источник радости, покоя, счастья. И чем больше человек ценит и поддерживает семью, тем сильнее и здоровее становится само общество.
Особое место в системе моральных ценностей занимают такие нравственные феномены, как Добро и Зло, Свобода и Ответственность, Долг и Совесть, Честь и Достоинство, Смысл жизни, Счастье и Любовь. Их роль в системе морали столь велика, что они по праву могут быть отнесены к высшим моральным ценностям,ибо от их правильного понимания во многом зависит наша нравственность: наши поступки, взгляды, оценки. Поэтому так важно разобраться в сущности этих ценностей. А поскольку сущность любого явления обозначается определенными категориями, то мы считаем, что анализ основных этических категорий,соответствующих и отражающих особенности и содержание высших моральных ценностей, поможет нашим читателям не только разобраться в них, но и выработать на их основе стратегию «правильной жизни»: