Мировоззрение в современную эпоху
ТЕМА 1 Происхождение философии. Философия как наука.
Менталитет и Мировоззрение
В последнее время в отечественной литературе для характеристики духовной стороны существования человека и общества употребляется понятие «менталитет».
Менталитет– устойчивый способ мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обуславливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности.
Менталитет включает в себя знания, верования, ценности, стереотипы мышления и поведения. Складывается он под влиянием географических, исторических, экономических, религиозных и др. факторов на протяжении больших периодов времени, поэтому во многом не осознается своими носителями и является очень устойчивым, трудно поддающимся внешним воздействиям. В менталитете явно преобладает историческое над современным, социальное над индивидуальным, бессознательное над сознательным. Говоря о больших массах людей и о больших временных периодах, мы можем употреблять такие словосочетания как «дух эпохи», «характер нации» и т.п. «Теоретической» частью менталитета, той, которую можно выразить в понятиях, идеях, является мировоззрение. Это обобщенная модель человеческого мира, способ осознания себя в мире.
Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя самого, на свое место в мире.
Если у человека нет своего, самостоятельного мировоззрения, он не способен осмыслить свое место в нем, выбрать цели и направление своей деятельности, легко подпадает под влияние других людей, становится объектом манипуляций. То же самое относится к большим социальным группам, обществу в целом.
Структура мировоззрения:
1. Содержание – картина мира.
2. Способ осознания действительности, построения картины мира (может быть мифологическим, религиозным, философским, научным, обыденным и т.д. )
3. Принципы жизни, определяющие характер деятельности.
4. Идеалы как решающие жизненные цели.
Мировоззрение не равноценно знанию, не заключается только в нем. Это неразделимый сплав знания, нравственности и веры, где каждая составляющая является особой, незаменимой, но в то же время не должна подавлять другие, должна быть удержана в своих границах.
Мировоззрение в современную эпоху
Роль мировоззрения в жизни общества всегда была велика, поскольку деятельность людей определяется не напрямую обстоятельствами их жизни, а опосредована их восприятием и пониманием этих обстоятельств. В настоящее же время, в эпоху глобализации, на наших глазах складывается общечеловеческое мировоззрение. Растет понимание ответственности человека, ставшего планетарной силой, за последствия своей деятельности. В этих условиях управление жизнью общества не должно быть делом узкого круга лиц. Поэтому демократия – это не мода, а настоятельная потребность времени. Все люди должны принимать участие в обсуждении проблем и принятии решений по самым важным вопросам общественной жизни. А для этого, как минимум, надо иметь представление об этих вопросах и проблемах, т.е. иметь знания и собственное мнение.
Но общество неоднородно, оно разделено на большие группы с разными, зачастую противоположными интересами: богатые и бедные, предприниматели и наемные рабочие, городские и сельские жители, верующие и неверующие и т.д. У каждой такой группы – свои взгляды на жизнь, цели, жизненные принципы – своя идеология.
Идеология- система взглядов на мир через призму государственных, классовых, религиозных и тому подобных интересов.
В обществе идет постоянная борьба между этими группами за власть, влияние, степень участия в управлении обществом. Соответственно мы наблюдаем и борьбу в сфере идеологии, в результате столкновения взглядов, разных подходов к решению проблем возникает возможность выбрать лучший вариант. Но иногда, в определенных исторических условиях, одна группа людей захватывает власть в обществе и навязывает всем остальным группам свою идеологию, запрещая остальные. В данном случае мы имеем дело с тотальной идеологизацией общества. Такое общество обречено на застой и, рано или поздно, проигрывает в историческом соревновании. Тоталитарная система разрушается, а в идейной области начинаетсядеидеологизация, т.е. отмена тотальной идеологии и допущение плюрализма.
Плюрализм – философское направление, признающее множество первоначал мира.
Демократия не означает решения всех проблем, автоматического решения всех вопросов, рецептов на все случаи жизни. Это динамическая система, жизнеспособная только при постоянном движении. Открытость новому, постоянная готовность к решению новых задач предполагает необходимость постоянного пополнения знаний, умения осмысливать и отстаивать свою позицию, спорить и сотрудничать. В этом смысле жизнь человека в демократическом обществе «труднее» жизни подданного тоталитарного государства – за него никто не решит, не освободит от тяжкого груза ответственности, от риска свободного выбора.