Союз философии и медицины в истории культуры.
ФИЛОСОФИЯ МЕДИЦИНЫ.
1. Взаимосвязь философии и медицины.
2. Союз философии и медицины в истории культуры.
3. Основные проблемы философии медицины.
1. Взаимосвязь философии и медицины.
Медицина – система научных знаний и практической деятельности, целью которых является сохранение и укрепление здоровья, предупреждение и лечение болезней, продление жизни человека. Для достижения этих целей медицина выполняет следующие задачи:
-изучает строение и процессы жизнедеятельности организма человека в норме и патологии;
-выявляет положительное и отрицательное влияние факторов природной и социальной среды на состояние здоровья людей;
-исследует причины, механизмы возникновения и развития, признаки болезней;
-определяет возможность использования различных физических, химических, биологических факторов и технических средств для предупреждения, обнаружения и лечения заболеваний.
Философия медицины – это раздел философского знания, который изучает методологические и мировоззренческие аспекты феномена медицины, выявляет сущность медицинской деятельности, определяет ее место в культуре.
Ключевые категории философии медицины:
жизнь – способ существования органических систем, который предполагает обмен веществ, раздражимость, чувствительность, способность к росту, размножению и адаптации к условиям окружающей среды. Носителями многообразных форм жизни являются органические системы различной степени сложности и уровня организации. С философской точки зрения, жизнь – высшая форма движения материи;
смерть – естественное необратимое прекращение жизнедеятельности организма. С философской точки зрения, смерть – «существенный момент жизни» (Ф. Энгельс), ее необходимый результат;
здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его правильным функционированием и уравновешенностью с окружающей средой. Здоровье человека – сложный, многомерный феномен, который определяется комплексом биологических, социальных, психических и духовных факторов;
болезнь – состояние организма, характеризующееся понижением приспособляемости к внешней среде и, как следствие, нарушением нормальной жизнедеятельности. С философской точки зрения, здоровье и болезнь – это две формы существования человека, между которыми существует диалектическая взаимосвязь;
диагноз (греч. diagnosis) – определение характера и сущности болезни на основании всестороннего исследования больного; с философской точки зрения – специфическая форма познавательного процесса.
Философия медицины рассматривает понятия «жизнь» и «смерть», «здоровье» и «болезнь» как диалектически взаимосвязанные многоаспектные понятия, всестороннее осмысление которых приводит к формированию целостного взгляда на феномен человека. Любые представления о жизни и здоровье человека, с точки зрения философии медицины, определяются социокультурным контекстом, в котором они формируются.
В истории человеческой культуры философия и медицина развивались в тесной взаимосвязи как отрасли знания и духовной деятельности, непосредственно затрагивающие человека. Взаимосвязь философии и медицины проявляется в ряде аспектов.
1)Объектом и философского, и медицинского познания выступает человек. Подход философии и медицины к проблеме человека неодинаков: первая рассматривает объект познания теоретически, с позиций всеобщего, вторая носит прикладной, эмпирический характер. Дополняя друг друга, они дают целостное представление о человеческой жизни.
2)Взаимное влияние философии и медицины имеет место в поле мировоззрения. Мировоззренческое значение философии для медицины заключается в том, что господствующие философские системы в каждый исторический период определяют характер и направленность любой науки, в том числе медицины. В свою очередь, медицина позволяет философии сформировать научную картину мира. Медицинское знание носит конкретный характер, но эти знания дают научно обоснованные представления о природе человека и причинах изменений на биологическом и социальном уровнях. Таким образом, медицинское знание является естественнонаучным основанием для философского познания человека (*философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии – учения Сеченова, Павлова, Анохина, Бехтерева; *философская антропология в решении своей центральной проблемы о сущности человека основывается на естественнонаучном знании, т.к. вопрос о происхождении человека, его отличии от других живых существ можно решить только на основе данных биологических наук).
3)Философия как мировоззрение играет также большую роль в процессе формирования системы убеждений и ценностей любого человека, в том числе и врача – ученого или практика. Медик – это не только профессионал, но и человек с личным восприятием мира, гражданин своего Отечества. Изучение философии формирует прочную жизненную позицию, придает мышлению интегрированный характер. Многие из врачей прошлого и современности известны как общественные деятели, люди с активной гражданской и политической позицией.
4)Философия как наука, которая стремится выяснить общие тенденции, закономерности существования и развития мира, выполняет роль общей методологии по отношению к частным наукам, в том числе и к медицине. Медицина изучает конкретные явления, связанные с нормой и патологией человеческого организма, но при этом использует общие философские принципы, категории, законы. Развитие болезни и процесс выздоровления подчиняются общим законам развития: закон единства и борьбы противоположностей раскрывает причины возникновения болезней, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития патологии и выздоровления. Многие ключевые философские категории являются основными и в медицине: человек, жизнь и смерть, сознание; мера, норма и др. Познание болезни возможно только на основе применения таких философских категорий, как сущность – явление, причина – следствие. Нозология – наука о классификации болезней – основана на категориях единичное – особенное – общее.
5)Наиболее очевидной связь философии и медицины выглядит в тех случаях, когда обе они становятся полем деятельности одной и той же личности. Речь идет о врачах-философах – людях, которые оставили заметный след в истории и медицины, и философии. Такие ученые были во все исторические эпохи. Начиная со времен античности многим врачам был свойствен философский взгляд на мир. Они не только были профессионалами в своем деле, но и пытались объяснить такие философские проблемы, как закономерности в развитии организма, связь организма с окружающей средой, проблему причинности, взаимоотношений между врачом и пациентом и т.д. И если появление таких личностей на ранних этапах истории можно объяснить слабой дифференциацией научного знания, неразвитостью общественного разделения труда и малочисленностью высокоинтеллектуальных людей, то существование врачей-философов в обществе с высоким уровнем развития науки свидетельствует о тесной связи медицинского и философского познания, об общности объекта исследования этих областей духовной деятельности, о необходимости целостного подхода к проблеме человека (биологическое, телесное в человеке нельзя рассматривать в отрыве от духовных и социальных аспектов – следовательно, удивительным является не наличие врачей-философов, а их редкость).
Союз философии и медицины в истории культуры.
Каждый этап развития культуры имеет свой ключевой мировоззренческий принцип, который, распространяясь на все сферы бытия, обеспечивает ее единство. Центральным принципом античной культуры был космоцентризм, основанный на представлении о существовании совершенного, упорядоченного, разумно организованного мира. Единство человека и Космоса, жизнь в согласии с космическими законами, по учению античных мудрецов, гарантирует здоровье. Болезнь же трактовалась как нарушение гармонии человека с Космосом и внутри самого человека. Не случайно одним из наиболее почитаемых богов в античности был Асклепий (в римском варианте Эскулап). Его культ был направлен на охрану и восстановление здоровья, т.е. носил врачебный характер. Наиболее известные врачи-философы античности –Алкмеон, Эмпедокл, Гиппократ. Гиппократ противопоставлял медицинский опыт теоретическому созерцанию, но в то же время отождествлял медицину с мудростью. В школе Гиппократа сложился этический врачебный кодекс, не утративший своей значимости и в наше время.
Центральный принцип средневековой культуры – теоцентризм. Болезнь и смерть рассматривались здесь как наказание Божие, расплата за грехи. Господство Церкви в Средние века тормозило развитие наук, в том числе медицины. Но в то же время духовенство, прежде всего при монастырях, исполняло и врачебные функции. Именно в эту эпоху в Европе возникли первые университеты, в которых существовали и медицинские факультеты. Ведущим стилем мышления средневековья являлась схоластика с ее принципом «гармонии веры и разума». Схоластическая медицина, несмотря на зависимость от богословия, стремилась к естественнонаучным знаниям о человеке и его организме. Одним из интересных явлений средневековой культуры была алхимия, которая сыграла роль накопителя естественнонаучных, особенно химико-фармацевтических знаний. Немало врачей-философов представлено средневековой мыслью Востока: Авиценна (Ибн Сина), Аль Фараби и др.
Культура эпохи Возрождения характеризуется принципом антропоцентризма и сочетанием натурфилософской традиции с религиозностью (пантеизм). На этом противоречивом фоне развивались науки, в том числе медицина. Главной ценностью становится человек, который рассматривается в неразрывном единстве с природой, важнейшее значение приобретает понятие «жизнь». Медицина эпохи Возрождения воспринимала натурфилософский, целостный подход к человеческому организму и в то же время накапливала конкретное знание, постепенно становясь самостоятельной наукой. Немало открытий в этот период было сделано в области анатомии. Наиболее известными врачами-философами этого периода были Парацельс (врач, философ, алхимик, борец против ортодоксальной схоластики) и Андрей Везалий (значительный вклад в анатомические исследования).
Среди центральных принципов Нового времени следует назвать, прежде всего, рационализм, стимулирующий развитие теоретической медицины; эмпиризм, заложивший основы экспериментальной науки; механицизм, который стремился исследовать не только неживую, но и живую природу, включая человека, его организм и душу, согласно законам механики. В рамках механистического мировоззрения причину изменения состояния организма, возникновения болезни (так же, как изменения любых других объектов) искали во внешних причинах. В то же время механистический подход ставил задачу учитывать взаимозависимость всех частей организма и связь между материально-физиологическими и духовно-психическими процессами. Такой подход способствовал укреплению материалистических позиций в медицине, что, в свою очередь, поднимало статус материализма в философии. Выдающимися врачами-философами Нового времени были Р.Декарт, Ж.-О.Ламетри (их имена называют среди основоположников физиологии и психологии), Дж.Локк.
В российской науке среди наиболее выдающихся врачей-философов можно назвать:
-Сеченова Ивана Михайловича- «отца русской физиологии» и основоположника материалистического подхода к изучению психических явлений. Сеченов положил начало экспериментальным исследованиям центральной нервной системы;
-Павлова Ивана Петровича, который развил учение Сеченова, сформулировал основные законы и механизмы деятельности головного мозга;
-Мечникова Льва Ильича, который рассматривал состояние организма в тесной взаимосвязи с особенностями состояния природной среды;
- Вересаева Викентия Викентьевича, писателя и врача, который разрабатывал этические проблемы медицины (книга «Записки врача» - 1901 г.), и др.
В западной философии ХХ в. связь философии и медицины наиболее отчетливо выражена в психоанализе. Теория бессознательного врача-психиатра и мыслителя З Фрейда имеет огромное значение как для философии, так и для медицинской практики.
В конце ХХ в. медицина как сфера научно-практической деятельности и область естественнонаучного знания становится одной из лидирующих (лидерство одной из наук среди других – это естественное состояние культурной жизни: в XVII - XVIII вв. лидирующей наукой была физическая механика, в конце XIX – начале ХХ вв. – квантовая механика, с середины ХХ в. – биология, а с конца ХХ в. идет тенденция к лидерству медицины). Феномен жизни становится самой актуальной темой естественнонаучного и философского познания. Это вызвано рядом факторов.
1) В настоящее время проблемы жизни и смерти, здоровья и здорового образа жизни рассматриваются не как индивидуально-личностные, имеющие значение для выживания и развития отдельного индивида, а как проблемы социальные. Феномен человеческого здоровья приобрел значение глобального фактора развития общества. Современная наука говорит не только о технологиях оздоровления организма, но и о «политике здоровья». Полноценное, здоровое существование личности основано на соблюдении двух принципов: 1)гармония с природой и 2)успешная социализация, полноценная реализация в обществе.
2) В то же время современная цивилизация породила множество факторов, оказывающих негативное воздействие на формирование личности и состояние здоровья человека. Как писал К.Ясперс, «цивилизация создает особые физические условия, которые на тех же правах, что и природные обстоятельства, воздействуют на здоровье людей и могут приводить к возникновению как физических недугов, так и аномальных состояний души» («Общая психопатология»). В настоящее время появился термин «болезни цивилизации». К числу таких факторов ученые относят, прежде всего, следующие:
-глобальное, все ускоряющееся развитие техники;
-разрушение естественной природной среды существования;
-перенаселение Земли (вызывает агрессивность вследствие скученности индивидов);
разрыв с традицией, выражающийся в невозможности наследования социальных норм и духовных ценностей, здорового образа жизни;
-генетическое вырождение, приводящее к закреплению асоциальных (девиантных) способов существования;
-распространение средств и технологий воздействия на массовое сознание;
-«обесценивание» человеческой жизни вследствие распространения производства средств массового уничтожения и др.
3) Медико-биологические науки за последние годы достигли такого уровня развития, что стало возможным изменять саму жизнь (*изменение пола, *клонирование и т.д.). Поэтому открытия в этой области требуют глубокого философского осмысления и обоснования. На основе интеграции естественных и социальных наук происходит формирование новых отраслей медицины: реабилитационная медицина, медицинская кибернетика, криомедицина, космическая медицина, медицинская экология и др. Эти науки требуют целостного подхода к человеку как биосоциальному существу, учета синтеза биологических, психических, социальных аспектов жизнедеятельности человека, включения в структуру медицинского знания вопросов этики и эстетики.