Русская философская мысль эпохи Средневековья (XI – XVII вв.)
На протяжении первых семи веков своего развития философия существовала в едином синкретическом образо-мысле-комплексе средневековой духовности. Это был период детства русской философии, на протяжении которого она больше ходила в учениках (сначала -- у древних греков и Византии, затем -- у Запада), чем проявляла своё оригинальное лицо. Неудивительно, что в течение этого периода и самих философов, по сути, на Руси не было; в подавляющем большинстве случаев философские размышления принадлежали богословам и писателям, политическим и общественным деятелям.
В развитии русской средневековой философии можно выделить три этапа. Первый представлен предфилософией Киевской Руси, его хронологические рамки – XI - XII века. Второй связан с эпохой борьбы с татаро-монгольским нашествием и становлением централизованного русского государства вокруг Москвы (XIII – XV вв.). Третий, охватывающий XVI-й и XVII-й века, -- с укреплением российского государства, превращением его в мировую державу.
Приобщение Руси к философии началось после 988 года – года Крещения Руси. Войдя в семью христианских народов, Древняя Русь вступила в интенсивный культурный обмен с Европой. Поэтому неудивительно, что именно византийские и болгарские богословы, произведения которых с начала XI века стали активно переводиться на древнерусский язык, закономерно выступили в роли первых учителей философии. Эти сочинения составили значительный корпус переводной литературы,из которого интеллектуальная элита того времени и узнавала об основах христианского мировоззрения. Наибольшим авторитетом пользовались сочинения греческо-византийских авторов: Иоанна Златоуста, Василия Кесарийского, Иоанна Лествичника, Иоанна Дамаскина, Григория Назианзина.
В середине XI века начинают появляться первые оригинальные сочинения древнерусских авторов, среди которых на первое место по своему философско-мировоззренческому значению надлежит поставить «Слово о законе и благодати», написанное между 1037 и 1050 гг. (т.е. во времена княжения Ярослава Мудрого) первым русским митрополитом Иларионом. Центральная задача произведения – обоснование преимуществ христианской веры перед язычеством. Христианство выступает для Илариона религией свободы, дарующей свет истины и подлинное спасение. «Слово» преисполнено оптимизма, жизнеутверждающего пафоса и веры в грядущее процветание Русской земли, в нем утверждается равенство русских среди других цивилизованных народов.
«Златоустом, паче всех просиявшим на Руси» называли Кирилла Туровского (ок. 1130 – 1182), епископа г. Турова на Припяти.Его проповеди, слова, речи представляют вершину торжественного древнерусского красноречия. Основная тема произведений Кирилла – проблема человека. Для него человек – центр Вселенной, «венец творения». Проникновенным пафосным гимном людям звучит его голос: «Тебе, человек, вся тварь в услужение создана. Небо и земля тебе служат: то влагой, а эта плодами. Ради тебя солнце светит и греет, и луна со звездами ночь освещает! Для тебя облака дождем землю напояют. И земля в службу тебе взращивает всякую траву семенную и дерево плодовитое! Ради тебя реки приносят рыбу, а пустыни питают зверей». Пожалуй, никто другой в средневековой Руси не отзывался о человеке так возвышенно, с таким неподдельным восхищением!
Среди светских деятелей, оставивших глубокий след в истории древнерусской мысли, выделяется великий князь Владимир Мономах (1053 – 1125), известный как талантливый писатель, мыслитель-гуманист. На склоне лет он пишет «Поучение», адресуя его своим детям и внукам. Основная тема этого произведения – обязанности власти. Владимир рисует образ идеального христианского правителя, который, «имея страх Божий в сердце своём», должен чувствовать свою ответственность за судьбы народа и государства.
Из числа немногочисленных мыслителей эпохи татаро-монгольского нашествия можно выделить владимирского епископа Серапиона Владимирского (? – 1275), гневно осуждавшего в своих проповедях «беззаконную жизнь» соотечественников, которые своими грехами и навели беду на родную землю – татаро-монгольское нашествие. Главный лейтмотив размышлений Серапиона -- борьба за духовное очищение народа.
Расцвет средневековой философии пришелся на XVI – XVIIвека. В это время происходили заметные события в религиозной жизни, связанные сначала с борьбой между нестяжателями, выступавшими за ограничение монастырских землевладений, и иосифлянами, требовавшими усиления экономической мощи Церкви, а затем – в середине XVII века -- с расколом.
Духовным вождем нестяжателей был Нил Сорский (ок.1433 - 1508), который после путешествия в Византию, на Афон, стал последователем исихазма. Нил – проповедник аскетизма, понимаемого однако в духовном смысле, не как умерщвление плоти, а как внутреннее самосовершенствование. Всякую собственность мыслитель считал противоречащей монашеским обетам, отсюда его протест против монастырских имуществ.
Духовным лидером иосифлян был Иосиф Волоцкий (1439/40 - 1515), основатель и настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря. По мнению Иосифа, монахи должны уделять большую часть времени богослужению и молитвам, поэтому обеспечивать их всем необходимым должны монастырские крестьяне. В своих сочинениях и речах он доказывал законность монастырского землевладения, защищал право Церкви на богатое убранство храмов. Однако главная его заслуга состояла в поддержке самодержавия, обосновании приоритета светской великокняжеской власти перед властью церковной. Иосиф утверждал, что государь «естеством подобен всем человекам, властию же — Богу», что он наместник Божий на земле, «первый отмститель Христу на еретики».
Иосиф Волоцкий выступил непосредственным предшественником псковского старца Филофея (ок. 1465 - 1542),который написал несколько посланий к великому князю Василию III и к царю Ивану IV. В них он и обосновал идеологему «Москва – Третий Рим», суть которой сводится к следующему: было два Рима, две церкви, и обе они пали, ныне же появилась церковь нового, третьего Рима, возглавляемая русским самодержцем, а четвёртому Риму уже не быть. Таким образом, России предписывалась роль единственной хранительницы единственно истинной православной веры. Непосредственными политическими результатами принятия этой доктрины московскими князьями стало присвоение Иваном IV Грозным титула царя в 1547 году, установление патриаршества на Руси при Борисе Годунове в 1589 году[71].
Важнейшим духовно-политическим, религиозным событием XVII века следует признать, по-видимому, раскол,разразившийся в середине столетия в связи с вопросом исправления богослужебных книг и некоторых церковных обрядов. Инициатором и главным борцом за нововведения стал любимец царя Алексея Михайловича патриарх Никон(1605 - 1681), быстро взлетевший на вершину власти и также быстро её лишившийся. Лидером же старообрядцев стал протопоп Аввакума (1620-1682),чья жизнь закончилась ссылкою и смертной казнью.
Опора на авторитет веры, равно как и стремление к упрощению обрядовой стороны дела в ряде старообрядческих сект (в частности, отказ от священства, непризнание ряда догматов и таинств, самокрещение, упор на личную веру) сближало идеологию раскольников с протестантизмом. По мнению историка А.П. Щапова (1831 - 1876), раскол был народно-демократическая оппозицией против преобразования России в европейское государство. В этом смысле старообрядцы выступают предшественниками славянофилов, также ратовавших за сохранение самобытности России.
Самым глубоким и наиболее широко образованным мыслителем XVII века был Юрий Крижанич (1617 - 1683), славянский ученый-энциклопедист (по происхождению – хорват), один из первых сторонников идеи «славянского единства» (панславизма). Главную роль в деле объединения славян он отводил России, однако пропаганда Крижаничем идеи единства славянского мира, увы, не встретила понимания в Москве и его сослали в Тобольск, где он прожил шестнадцать лет. Здесь он написал свои основные сочинения: «Политика», «О промысле Божием» и др. В этих трудах он подвергнул критике различные стороны жизни русского общества и выдвинул программу преобразований в Московском государстве,основанную на анализе его экономического положения и внутренней политической обстановки. Крижанич также предпринял попытку создания «общеславянского языка»(получившего название «крижаники»)и использовал его в своих книгах.
Более семи веков длилась эпоха средневековья на Руси, на протяжении этого времени был создан русский философский язык, оригинальный стиль мышления, собственное уникальное проблемное поле. Отталкиваясь от греко-византийской традиции, ассимилируя наиболее значимые идеи западноевропейской мысли, русская философская мысль к концу этого периода подготовила почву для возникновения собственной самобытной философии, осознающей свою инаковость по сравнению с другими национальными философиями.