Платон - основоположник и классик объективного идеализма
Идеи Платона (“Апология Сократа”, “Определения” и диалоги) относятся к классическому периоду развития античной философии.
Общие понятия. Платон является основоположником и классиком объективного идеализма. Будучи учеником Сократа, он полностью слил его идеи со своими. Мера и знание (сократовское “познай себя”), которые столь необходимы человеку, Платон обосновывает космическим разумом. Он выдвинул на первый план разумную (демиургическую) сотворенность мира. Разум творит, как творит ремесленник, из доступного материала и обращаясь к эталону, образцу. Подлинные лики вещей запечатлены в нашей душе, которая бессмертна и несет в себе бессмертное знание. Платон обосновывает необходимость припоминания виденного душой. Путем же к воссозданию забытого является созерцание, любование и любовь.
По Платону для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая для любой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем (существует множество лошадей: карликовых и нормальных, пегих и вороных, но у них есть один и тот же смысл - лошадность). Платон убежден, что без обращения к идеям не обойтись, т.к. это единственный путь преодоления многообразия.
Если наряду с отдельными вещами есть еще и идея, то возникает вопрос о взаимосвязи единого (идеи) с многим. Платон рассматривает эту связь двояко: как переход от вещей к идее и как переход от идеи к вещам. Идея и вещь сопричастны друг другу, но степень сопричастности их может достигать различного уровня совершенства. Мысль, слово - это прерогатива человека. Идеи же существуют и без человека, т.е. они объективны.
Платон не только убежден в объективности идей, но и считает, что они могут существовать (на небе!) без сопричастности к ним вещам, порой переселяясь в них, порой покидая их. Идея - это общее в вещах. Платон, фактически, общее называет идеей, и убежден в действительном существовании общего. Т.о., основной вопрос философии Платон решает однозначно - идеалистически, т.е. материальный мир - вторичен. Все явления материального мира - переходящи, лишь идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. Идея - подлинное, действительное бытие. Между миром идей (бытием) и небытием, по Платону, существует кажущееся бытие, которое отделяет бытие от небытия. Платон уделяет внимание и “иерархизации идей”, где выше всего ставит идею добра и зла, познание которой является свидетельством полноценности жизни.
Космология Платона. Исходным пунктом является существование идей, материи и Бога, т.е. мастера. Из идей и материи мастер создает мировую душу, которая делится на стихии - огонь, воздух, землю. Бог придал Космосу форму сферы, в центре Космоса - Земля. Бог творит и живые существа. Итак, структура мира такова: божественный разум, мировая душа и мировое тело. Все происходящее, временное, равно как и само время, есть образ вечного, идей. Самым важным для космологии оказалась опора на идеи и их математическое содержание. Именно в этом Платон был первооткрывателем.
Учение об обществе. Размышляя об обществе, Платон вновь стремится использовать концепцию идей. Величайшее благо для общества - справедливость, несправедливость - зло. Последнее он относит к некоторым типам государственного устройства: олигархии, тирании, демократии. Платон мысленно строит идеальное государство, которое, по его мнению, могло бы предотвратить многочисленные несправедливости. Суть идеального государства в его неизменности, аналогично идее. В своем учении об обществе Платон дублирует те философские представления, которые применял в учении о природе: начинает с идей, которые понимаются как идеалы. Искусство оценивалось Платоном низко. Для него оно лишь подражание материальному, т.е. несовершенному миру. Главная роль искусства - помощь государственной власти.
Этика Платона. На вершине идей находится идея блага, которая проявляется в идее красоты и истины. Платон нагружает любую идею нравственным содержанием, т.о. идея оказывается одновременно идеалом, образцом и нравственным образцом. С современной точки зрения Платон излишне сближает идеи с ценностными идеалами.
Платон гениальный философ, его философия стимулирует развитие человека и общества. В центре этой философии находится учение об идеях, которое является актуальным и по сей день.