Какая наука в начале Нового времени играла лидирующую роль в

естествознании?

1) астрономия

2) биология

3) механика

4) химия

Что, с точки зрения эмпиризма, должно быть основой научного

знания?

1) априорные принципы разума

2) интуиция

3) логика и математика

4) чувственный опыт

4.Какой метод познания природы Ф. Бэкон считал основным?

а) анализ

б) дедукция

в) индукция

г) синтез

5.Что, с точки зрения новоевропейского рационализма, следует считать первоосновой научного знания?

а) общеобязательные принципы разума

б) общепризнанные мнения

в) практику

г) чувственный опыт

Что, по мнению Р. Декарта, нужно для достижения подлинного

знания, позволяющего распоряжаться силами природы?

1) жизненный опыт

2) изучение мудрости древних

3) научный метод

4) проницательность, прозорливость

7.Какое определение дал Б. Спиноза понятию «субстанция»? Субстанция

- это...

1) материя

2) объективная реальность

3) причина самой себя

4) то, из чего состоят все вещи

8.Существуют ли реально, согласно «Этике» Спинозы, добро и зло?

1) да: они - реальные свойства вещей

2) да: они являются определенными наклонностями людей

3) нет: зло не реальная сила, а только отсутствие добра

4) нет: они всего лишь ложные истолкования приятных и неприятных

чувств, имеющихся только в душе

9.Что такое монада, по определению Г. В. Лейбница?

1) единая, всеобъемлющая субстанция

2) микроорганизм, видимый под микроскопом

3) простая субстанция, не имеющая частей

4) элементарная частица, объект физики

Тема 2.5

Философия эпохи Просвещения (18 в.)

Семинар.

Вопросы:

1. Актуализация идеи прогресса человечества.

2.Просветители о вопросах религии, воспитания, просвещения, устройства общества.

3. Поиски «естественных» принципов жизни ( принципов «естественной» религии, «естественного» права, «естественной» экономики (физиократы).

4.Критика существующих порядков с точки зрения разумности и естественности

Основные понятия : материализм, деизм, просвещение, теория общественного договора, социальная философия

Контрольные вопросы:

1.Какова роль человеческого разума в философии Просвещения?

2.В чем смысл теории общественного договора Ж.-Ж. Руссо?

3.Какую роль сыграло ньютоновское естествознание в развитии французского материализма XVII в.?

4.Кому из французских просветителей принадлежит представление о человеке, как о машине?

Рефераты, доклады, эссе:

1.Специфика философского мышления Эпохи Просвещения.

2.Просвещение - как умонастроение Европы XVII-XVIII в.

3. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и Ф. Вольтер – родоначальники французского Просвещения.

4.Прогрессивность и ограниченность философских исканий Эпохи Просвещения.

5. Механистическая картина мира во Французском Просвещении XVIII в.

6.Социальная теория Ж.-Ж. Руссо.

7.Критика Вольтером религии.

8.Материалистическое понимание природы в учениях П. Гольбаха и К. Гельвеция.

Тест

1.Как называется идейное течение, высший подъем которого пришелся на XVIII в., отводившее разуму роль движущей силы, которая обеспечит человечеству всесторонний прогресс?

а) возрождение

б) материализм

в) просвещение

г) рационализм

2.Идея прогресса является лейтмотивом какой эпохи?

1)эпохи Античности

2) эпохи Средневековья

3) эпохи Возрождения

4) эпохи Просвещения

3.Какое из приведенных выражений И. Кант считал девизом Просвещения?

1) Cognosce te ipsum! - Познай самого себя!

2) Fiat lux! - Да будет свет!

3) Medice, cur te ipsum! - Врач, излечи себя сам!

4) Sapere aude! - Осмелься разуметь!

4.Как называется распространенное в эпоху Просвещения воззрение, что Бог, создав мир, больше не вмешивается в естественное течение его событий?

а) атеизм

б) деизм

в) пантеизм

г) теизм

5.Кто первым выдвинул теорию общественного договора, популярную среди сторонников философии Просвещения?

а) Гуго Гроций

б) Джон Локк

в) Жан Жак Руссо

г) Томас Гоббс

6.Кто автор сочинения «Человек-машина» (1747 г.), в котором человеческий организм представлен как самозаводящийся механизм.

а) Гельвеций

б) Гольбах

в) Кондильяк

г) Ламетри

7.Что имел в виду И. Кант под словом «несовершеннолетие», давая

определение эпохе Просвещения?

1) невоспитанность

2) необразованность

3) неспособность пользоваться своим рассудком без постороннего

руководства

4) социальную, нравственную незрелость

Тема 2.6

Наши рекомендации