Мировоззрение как феномен духовно-практи­ческой жизни человека и общества. формы и типы мировоззрения

На вопрос "Что такое философия?" фазу ответить непросто, ведь речь идет об очень сложном, многогранном явлении духовной жизни человека и общества. Развернутый ответ на него можно получить лишь после изучения курса философии и большой самостоятельной рабо­ты. Философия — это особого рода мировоззрение, стремящее­ся к формированию рациональной и предельно обобщенной кар­тины мира и бытия (существования) человека в нем. Предлага­емое нами определение можно взять в качестве исходного и "рабоче­го". не забывая, впрочем, о том, что любые дефиниции всегда услов­ны, приблизительны, и поэтому нуждаются в развертывании и дета­лизации. Мы будем это делать, опираясь, в первую очередь, на поня­тие "мировоззрение", поскольку оно непосредственно относится к познавательной деятельности человека и его духовно-практическому

опыту.

* * *

Мировоззрение ("взгляд на мир"*) представляет собой очень слож­ный и богатый пласт духовного мира человека. Оно не исчерпыва­ется лишь знаниями и сведениями об окружающем мире. Мировоз­зрение — это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. Это убеждения и идеалы, принципы познания и прак­тической деятельности, ценностные ориентации и устремления людей. Кратко говоря, мировоззрение представляет собой образ мира, форми­руемый субъектом познания и практики (индивид, социальная группа, общество в целом). Оно является необходимой основой жизненной по­зиции человека и его бытия в мире.

Очевидно, что мировоззрение не сводится только к знаниям и пред­ставлениям человека об окружающем мире и о самом себе. Это ведь не только картина мира, но и формирующееся на ее основе отно­шение к миру, — заинтересованное или же безразличное, доброе или злое и т.д. и т.п. Мировоззрение человека не сможет сформироваться вне его духовно-практической деятельности, развития науки и техни­ки, влияния культурной среды. Без мировоззрения человек еще не стал человеком, и действовать в свой жизни он наверняка будет методом "проб и ошибок", т.е. неосознанно, вслепую. Следовательно, миро­воззрение — это не только совокупный результат, итог, но и необхо­димое условие для деятельности человека, ориентации во внешнем мире и изменения его. Без мировоззрения человек не сможет стать лич­ностью, т.е. социальным, культурным существом.

Субъектом (носителем) мировоззрения является, в первую очередь, мыслящий индивид, отдельный человек. Оно у него всегда неповторимо, так как у любого человека имеется свой жизненный опыт и знания об окружающем мире. Мировоззрением обладают и большие социальные группы людей (классы, слои и т.д.). В таком случае речь идет о типич­ных для этих групп взглядах и представлениях, оценках, идеалах. Зна­комство с художественной литературой дает нам представление, например, о мировоззрении русской интеллигенции второй половиныXIXвека (роман И. С. Тургенева* "Отцы и дети", роман Н.Г. Чернышевско­го "Что делать?" и другие произведения). Социологи исследуют ми­ровоззрение современной молодежи, политических элит. Существует и мировоззрение исторически конкретного общества, т.е. устоявшиеся и наиболее распространенные в нем идеи, взгляды на мир и человека, духовные ценности. Это, например, мировоззрение античного обще­ства (Древняя Греция и Рим), мировоззрение эпохи Возрождения и т.д.

Что касается структуры мировоззрения (индивида), то она вклю­чает в себя, прежде всего, знания. Они являются исходным началом, "клеточкой" мировоззрения. Знания бывают обыденными ("житейс­кими") и научными. Если нет знаний, то нет, разумеется, и мировоз­зрения. Однако, в мировоззрение влючаются не все знания, а лишь те, которые наиболее нужны человеку для объяснения мира и ориента­ции в нем.

Твердая уверенность человека в истинности своих знаний и пред­ставлений, в правоте своей жизненной позиции означает наличие в мировоззрении убеждений. Они являются важным показателем соци­альной и культурной зрелости человека, сформированности его как личности. Разумеется, прочность убеждений отнюдь не означает, что они не могут уточняться и изменяться под влиянием новых знаний и фактов, жизненных обстоятельств.

Мировоззрение включает в себя и идеал — мысленный образ со­вершенного и потому желанного будущего, которое выражает выс­шие устремления человека, цели и программы его действий. Нередко ради идеала люди отказывают себе во многом, сознательно идут на жертвы и лишения, как это делал, например, герой романа Н.А.Ост­ровского "Как закалялась сталь" Павел Корчагин. Впрочем, существу­ют не только высокие, но и низменные, реакционные и иные (в том числе и утопические) идеалы. Русский писатель А.М.Горький заметил в связи с этим, что когда-то природа лишила человека возможности передвигаться на четвереньках, но зато вручила ему в качестве посоха идеал как духовную опору и ориентир в жизни.

Специфическим духовным состоянием человека, которое форми­руется на основе мировоззрения, является вера (рациональная или же иррациональная) — психологическая установка на восприятие вообра­жаемой реальности как якобы действительно существующей. Рацио­нальная ("интеллектуальная") вера основана на знаниях и фактах (на­пример, вера в наступление весны), а иррациональная — на домыслах, фантазиях и догмах. С мировоззрением человека сопряжена надеж­да — единство знания и веры, радостное ожидание какого-то события или результата. Духовный мир человека излучает из себя и любовь, под которой понимается доброе и бескорыстное отношение к окружающе­му миру и людям, стремление человека к подлинно совершенному.

Мировоззрение индивида обусловливает и его принципы, т.е. важ­нейшие идеи и правила, которыми следует руководствоваться в жизни (например — "не укради", "не навреди природе" и т.п.). Большую роль в жизнедеятельности человека играют также его духовные ценности — идеи и понятия, с помощью которых люди определяют предметы, про­цессы и явления мира как положительные или отрицательные для них (добро и зло, прекрасное и безобразное и т.д.).

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что мировоззре-^, ние человека как бы трехслойно в смысле своего содержания. Оно включает в себя мироощущение (чувственно-эмоциональная сторона мировоззрения), мировосприятие (целостный образ мира) и миропони-мание (рациональное истолкование мира). Мировоззрение—это при­нятие или же неприятие мира человеком, формирование образа этого мира и постижение мира средствами познающего ума. На основе ми­ровоззрения складываются различные формы отношения человека к окружающему миру — познавательное, ценностное, художественно-эстетическое, нравственное и предметно-практическое.

В своей действительности мировоззрение может быть как науч­ным, так и ненаучным, прогрессивным или же консервативным, оптимистическим или пессимистическим, обретать какой-нибудь иной вид. Кроме того, в каждую историческую эпоху формируется и существует господствующая форма мировоззрения. Например, в Древ­нем мире таковым была мифология, в средние века доминировало религиозное, а в Новое время стало быстро набирать силу и укреп­лять свои позиции научное мировоззрение.

С точки зрения своего идейного содержания, мировоззрение все­гда многогранно, и поэтому в нем можно выделить ряд сторон. На­пример, в научном мировоззрении особую роль всегда играют знания о природной среде, ее строении и формах существования, законах раз­вития и функционирования. Экономическая сторона мировоззрения предполагает знания людей об экономике общества, о роли труда и техники, рынка, денег. Социально-политический аспект касается от­ношений между большими социальными группами (классы, нации) в политической жизни общества. Существуют также нравственный и эстетический, правовой, исторический, экологический и иные сторо­ны, грани мировоззрения. В целом же мировоззрение выполняет, преж­де всего, функцию познания человеком окружающего мира и ориента­ции в нем. В этом и состоит основная роль мировоззрения, вытекаю­щая из его сущности как духовного феномена.

Мировоззрение имеет не только различные типы (сложившиеся мировоззренческие системы) и стороны своего содержания. Оно все­гда существует в разных формах, которые различаются своеобразным восприятием и истолкованием окружающего мира и человека. Назо­вем и подробнее охарактеризуем эти формы, определим специфику и место философского мировоззрения.

Что касается мифологического мировоззрения, то в его основе ле­жит фантазия, вымысел. Немецкий философ Г.Гегель замечал, что пер­вые мифы были проявлением бессилия разума перед окружающим миром. Мифотворчество возникло в глубокой древности и несло в себе наивное повествование о происхождении и судьбах мира, о борь-*бе стихий и противоположных начал в нем. Например, в древнегре­ческой мифологии полагалось, что мир якобы возник из Хаоса. Затем появились Земля, День и Ночь, боги (всемогущие существа) — Зевс, Посейдон, Аид и другие, а сам мир стал ареной их деятельности и со­перничества. Мифы выразили сознание эпохи "детства человечества", и, по сути дела, были эмоционально-образным мировоззрением лю­дей того времени.

В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение своим основным признаком имеет веру в сверхъестественную силу (Бог) и ритуальное поклонение ему. Оно возникло в глубокой древности как выражение социальной и интеллектуальной слабости и уязвимости человека, его подавленности природными и общественными силами. В основе религии лежит догма (непререкаемое положение) о сотво-ренности мира и человека Богом. Поэтому ее называют иногда дог­матическим мировоззрением, которое существует в различных вари­антах (ислам, буддизм, христианство и другие религии мира).

Специфическим способом духовного освоения человеком мира яв­ляется художественное мировоззрение, которое "присутствует" в раз­личных видах искусства (литература, живопись, танец и др.) и формах народного фольклора. В основе этого мировоззрения лежит художе­ственный образ как единство эмоционального и рационального, инди­видуального и типического начал.

Обыденное ("житейское") мировоззрение формируется и существует на почве простейших знаний и представлений человека об окружающем мире. В нем воплощается личный опыт людей, непосредственные усло­вия их жизнедеятельности. Обыденное, или "повседневное" мировоззре­ние имеет тесную связь с формами народной мудрости (приметы, сказа­ния, афоризмы и др.), в которых аккумулируется совокупный познава­тельный опыт человечества.

Большой вес в современном обществе имеет научное мировоззре­ние, основой которого являются достоверные (истинные) знания че­ловека о внешнем мире и самом себе. Научное знание — это выраже­ние и олицетворение познавательной мощи и социальной силы человека. Для него не существует чудес, а есть лишь пока еще непоз­нанные явления и процессы. По своей сути наука является словно бы "расколдовыванием" мира, поэтому она всегда была надежной опо­рой и союзницей для ряда школ и течений в философии. Зачатки на­уки ("преднаука") возникли еще в Древнем мире, а систематическая наука сформировалась в Новое время, оказав в последующем колос­сальное влияние на ход человеческой истории, — как умственной,

так и социальной.

Что касается философии, то она, как уже нами отмечалось, является специфической формой мировоззрения и сферой духовной деятельности. Она возникла и сформировалась на пересечении названных выше пяти форм мировоззрения, в которых воплощены те или иные "сгустки" духовного опыта человечества. Философия выросла из них как из своих источников, но в последующем не утратила органической связи с ними. Она родилась из потребности систематизировать и обобщить весь опыт познания мира человеком, сформировать целостную теоретическую картину мира и бы­тия человека в нем. Наличие всесторонних и богатых связей философии с духовным опытом человека и общества дает основание говорить о том, что философия — это многогранное явление, которое требует различных определений —как формы мировоззрения, как формы познания и как фор­мы общественного сознания.

Наши рекомендации