Мировоззрение как феномен духовно-практической жизни человека и общества. формы и типы мировоззрения
На вопрос "Что такое философия?" фазу ответить непросто, ведь речь идет об очень сложном, многогранном явлении духовной жизни человека и общества. Развернутый ответ на него можно получить лишь после изучения курса философии и большой самостоятельной работы. Философия — это особого рода мировоззрение, стремящееся к формированию рациональной и предельно обобщенной картины мира и бытия (существования) человека в нем. Предлагаемое нами определение можно взять в качестве исходного и "рабочего". не забывая, впрочем, о том, что любые дефиниции всегда условны, приблизительны, и поэтому нуждаются в развертывании и детализации. Мы будем это делать, опираясь, в первую очередь, на понятие "мировоззрение", поскольку оно непосредственно относится к познавательной деятельности человека и его духовно-практическому
опыту.
* * *
Мировоззрение ("взгляд на мир"*) представляет собой очень сложный и богатый пласт духовного мира человека. Оно не исчерпывается лишь знаниями и сведениями об окружающем мире. Мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. Это убеждения и идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации и устремления людей. Кратко говоря, мировоззрение представляет собой образ мира, формируемый субъектом познания и практики (индивид, социальная группа, общество в целом). Оно является необходимой основой жизненной позиции человека и его бытия в мире.
Очевидно, что мировоззрение не сводится только к знаниям и представлениям человека об окружающем мире и о самом себе. Это ведь не только картина мира, но и формирующееся на ее основе отношение к миру, — заинтересованное или же безразличное, доброе или злое и т.д. и т.п. Мировоззрение человека не сможет сформироваться вне его духовно-практической деятельности, развития науки и техники, влияния культурной среды. Без мировоззрения человек еще не стал человеком, и действовать в свой жизни он наверняка будет методом "проб и ошибок", т.е. неосознанно, вслепую. Следовательно, мировоззрение — это не только совокупный результат, итог, но и необходимое условие для деятельности человека, ориентации во внешнем мире и изменения его. Без мировоззрения человек не сможет стать личностью, т.е. социальным, культурным существом.
Субъектом (носителем) мировоззрения является, в первую очередь, мыслящий индивид, отдельный человек. Оно у него всегда неповторимо, так как у любого человека имеется свой жизненный опыт и знания об окружающем мире. Мировоззрением обладают и большие социальные группы людей (классы, слои и т.д.). В таком случае речь идет о типичных для этих групп взглядах и представлениях, оценках, идеалах. Знакомство с художественной литературой дает нам представление, например, о мировоззрении русской интеллигенции второй половиныXIXвека (роман И. С. Тургенева* "Отцы и дети", роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?" и другие произведения). Социологи исследуют мировоззрение современной молодежи, политических элит. Существует и мировоззрение исторически конкретного общества, т.е. устоявшиеся и наиболее распространенные в нем идеи, взгляды на мир и человека, духовные ценности. Это, например, мировоззрение античного общества (Древняя Греция и Рим), мировоззрение эпохи Возрождения и т.д.
Что касается структуры мировоззрения (индивида), то она включает в себя, прежде всего, знания. Они являются исходным началом, "клеточкой" мировоззрения. Знания бывают обыденными ("житейскими") и научными. Если нет знаний, то нет, разумеется, и мировоззрения. Однако, в мировоззрение влючаются не все знания, а лишь те, которые наиболее нужны человеку для объяснения мира и ориентации в нем.
Твердая уверенность человека в истинности своих знаний и представлений, в правоте своей жизненной позиции означает наличие в мировоззрении убеждений. Они являются важным показателем социальной и культурной зрелости человека, сформированности его как личности. Разумеется, прочность убеждений отнюдь не означает, что они не могут уточняться и изменяться под влиянием новых знаний и фактов, жизненных обстоятельств.
Мировоззрение включает в себя и идеал — мысленный образ совершенного и потому желанного будущего, которое выражает высшие устремления человека, цели и программы его действий. Нередко ради идеала люди отказывают себе во многом, сознательно идут на жертвы и лишения, как это делал, например, герой романа Н.А.Островского "Как закалялась сталь" Павел Корчагин. Впрочем, существуют не только высокие, но и низменные, реакционные и иные (в том числе и утопические) идеалы. Русский писатель А.М.Горький заметил в связи с этим, что когда-то природа лишила человека возможности передвигаться на четвереньках, но зато вручила ему в качестве посоха идеал как духовную опору и ориентир в жизни.
Специфическим духовным состоянием человека, которое формируется на основе мировоззрения, является вера (рациональная или же иррациональная) — психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как якобы действительно существующей. Рациональная ("интеллектуальная") вера основана на знаниях и фактах (например, вера в наступление весны), а иррациональная — на домыслах, фантазиях и догмах. С мировоззрением человека сопряжена надежда — единство знания и веры, радостное ожидание какого-то события или результата. Духовный мир человека излучает из себя и любовь, под которой понимается доброе и бескорыстное отношение к окружающему миру и людям, стремление человека к подлинно совершенному.
Мировоззрение индивида обусловливает и его принципы, т.е. важнейшие идеи и правила, которыми следует руководствоваться в жизни (например — "не укради", "не навреди природе" и т.п.). Большую роль в жизнедеятельности человека играют также его духовные ценности — идеи и понятия, с помощью которых люди определяют предметы, процессы и явления мира как положительные или отрицательные для них (добро и зло, прекрасное и безобразное и т.д.).
Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что мировоззре-^, ние человека как бы трехслойно в смысле своего содержания. Оно включает в себя мироощущение (чувственно-эмоциональная сторона мировоззрения), мировосприятие (целостный образ мира) и миропони-мание (рациональное истолкование мира). Мировоззрение—это принятие или же неприятие мира человеком, формирование образа этого мира и постижение мира средствами познающего ума. На основе мировоззрения складываются различные формы отношения человека к окружающему миру — познавательное, ценностное, художественно-эстетическое, нравственное и предметно-практическое.
В своей действительности мировоззрение может быть как научным, так и ненаучным, прогрессивным или же консервативным, оптимистическим или пессимистическим, обретать какой-нибудь иной вид. Кроме того, в каждую историческую эпоху формируется и существует господствующая форма мировоззрения. Например, в Древнем мире таковым была мифология, в средние века доминировало религиозное, а в Новое время стало быстро набирать силу и укреплять свои позиции научное мировоззрение.
С точки зрения своего идейного содержания, мировоззрение всегда многогранно, и поэтому в нем можно выделить ряд сторон. Например, в научном мировоззрении особую роль всегда играют знания о природной среде, ее строении и формах существования, законах развития и функционирования. Экономическая сторона мировоззрения предполагает знания людей об экономике общества, о роли труда и техники, рынка, денег. Социально-политический аспект касается отношений между большими социальными группами (классы, нации) в политической жизни общества. Существуют также нравственный и эстетический, правовой, исторический, экологический и иные стороны, грани мировоззрения. В целом же мировоззрение выполняет, прежде всего, функцию познания человеком окружающего мира и ориентации в нем. В этом и состоит основная роль мировоззрения, вытекающая из его сущности как духовного феномена.
Мировоззрение имеет не только различные типы (сложившиеся мировоззренческие системы) и стороны своего содержания. Оно всегда существует в разных формах, которые различаются своеобразным восприятием и истолкованием окружающего мира и человека. Назовем и подробнее охарактеризуем эти формы, определим специфику и место философского мировоззрения.
Что касается мифологического мировоззрения, то в его основе лежит фантазия, вымысел. Немецкий философ Г.Гегель замечал, что первые мифы были проявлением бессилия разума перед окружающим миром. Мифотворчество возникло в глубокой древности и несло в себе наивное повествование о происхождении и судьбах мира, о борь-*бе стихий и противоположных начал в нем. Например, в древнегреческой мифологии полагалось, что мир якобы возник из Хаоса. Затем появились Земля, День и Ночь, боги (всемогущие существа) — Зевс, Посейдон, Аид и другие, а сам мир стал ареной их деятельности и соперничества. Мифы выразили сознание эпохи "детства человечества", и, по сути дела, были эмоционально-образным мировоззрением людей того времени.
В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение своим основным признаком имеет веру в сверхъестественную силу (Бог) и ритуальное поклонение ему. Оно возникло в глубокой древности как выражение социальной и интеллектуальной слабости и уязвимости человека, его подавленности природными и общественными силами. В основе религии лежит догма (непререкаемое положение) о сотво-ренности мира и человека Богом. Поэтому ее называют иногда догматическим мировоззрением, которое существует в различных вариантах (ислам, буддизм, христианство и другие религии мира).
Специфическим способом духовного освоения человеком мира является художественное мировоззрение, которое "присутствует" в различных видах искусства (литература, живопись, танец и др.) и формах народного фольклора. В основе этого мировоззрения лежит художественный образ как единство эмоционального и рационального, индивидуального и типического начал.
Обыденное ("житейское") мировоззрение формируется и существует на почве простейших знаний и представлений человека об окружающем мире. В нем воплощается личный опыт людей, непосредственные условия их жизнедеятельности. Обыденное, или "повседневное" мировоззрение имеет тесную связь с формами народной мудрости (приметы, сказания, афоризмы и др.), в которых аккумулируется совокупный познавательный опыт человечества.
Большой вес в современном обществе имеет научное мировоззрение, основой которого являются достоверные (истинные) знания человека о внешнем мире и самом себе. Научное знание — это выражение и олицетворение познавательной мощи и социальной силы человека. Для него не существует чудес, а есть лишь пока еще непознанные явления и процессы. По своей сути наука является словно бы "расколдовыванием" мира, поэтому она всегда была надежной опорой и союзницей для ряда школ и течений в философии. Зачатки науки ("преднаука") возникли еще в Древнем мире, а систематическая наука сформировалась в Новое время, оказав в последующем колоссальное влияние на ход человеческой истории, — как умственной,
так и социальной.
Что касается философии, то она, как уже нами отмечалось, является специфической формой мировоззрения и сферой духовной деятельности. Она возникла и сформировалась на пересечении названных выше пяти форм мировоззрения, в которых воплощены те или иные "сгустки" духовного опыта человечества. Философия выросла из них как из своих источников, но в последующем не утратила органической связи с ними. Она родилась из потребности систематизировать и обобщить весь опыт познания мира человеком, сформировать целостную теоретическую картину мира и бытия человека в нем. Наличие всесторонних и богатых связей философии с духовным опытом человека и общества дает основание говорить о том, что философия — это многогранное явление, которое требует различных определений —как формы мировоззрения, как формы познания и как формы общественного сознания.