Проблема истины в философии и науке.

Знание, получаемое в процессе познания, может либо соответствовать своему объекту, либо не соответствовать, искажать его, поэтому знание принято делить на истинное и неистинное. Большей практической ценностью обладает, конечно же, истинное знание. Поиск истинного знания, а также способов отличия его от неистинного знания – главные задачи познающего субъекта. Итак, что же такое истина? ИСТИНА - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального постижения и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Однако путь к истинному знанию не легок и не прост. На пути к истине человек и человечество может долго блуждать, заблуждаться. Заблуждение представляет собой нежелательный, но неизбежный зигзаг на пути к истине. ЗАБЛУЖДЕНИЕ – это содержание знания не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения человека могут некоторое время не осознаваться им и выступать как издержки процесса познания. Другое дело, когда человек сознательно выдает недостоверное знание за достоверное, то есть сознательно вводит других людей в заблуждения в своих корыстных интересах. Такое знание принято называть ЛОЖЬЮ. Это понятие несет в себе не только гносеологическое содержание (неистинное знание), но и отрицательную нравственную оценку субъекта этого знания (лжец, лгун). В таком аспекте противоположностью лжи является ПРАВДА. В гносеологии, в отличие от этики, обычно употребляют понятия «истина» и «заблуждение»

Основные гносеологические характеристики истины –объективность и субъективность, абсолютность и относительность, конкретность и абстрактность. Когда спрашивают об объективности или субъективности истины, то фактически вопрос ставится так, зависит ли истинное знание от человека и человечества или не зависит? Другими словами, истинное знание устанавливается самим человеком по его произволу (тогда истина субъективна)? Или же истина от человека не зависит, и он ее только познает такой, какая она есть сама по себе (объективная истина)?

В гносеологии существуют сторонники как одной, так и другой точек зрения. Конечно же, это крайние позиции. В истине есть и объективный, и субъективный моменты. Можно сказать, что истина, по своему содержанию, объективна, поскольку отражает объективно существующие вещи, их свойства и отношения. По форме выражения истина субъективна, поскольку субъект выражает свое восприятие предметов в субъективных формах.

Абсолютность и относительность истины это фактически вопрос о полноте, завершенности, исчерпаемости нашего знания о вещах, и их свойствах. Абсолютная истина – это полное исчерпывающее знание об объекте.Относительная истина– неполное, неточное, неисчерпывающее знание. Сторонники первой точки зрения считают, что если истина существует, то она может быть только абсолютной – относительной истины не существует (догматизм). Сторонники второй точки зрения отрицают саму возможность абсолютной истины, всякая истина относительна (релятивизм).

Критический подход к этой проблеме позволяет сделать такой вывод - истина и относительна, и абсолютна одновременно. Конечно же, никакая истина не может быть абсолютной абсолютно. Всякое знание может быть со временем дополненным, уточненным, пересмотренным. Истина это не только результат познания, это постоянный процесс. В этом смысле всякая истина относительна. Однако и в относительной истине, наряду с изменчивым, переменным знанием, имеются отдельные моменты чего-то устойчивого, неизменного, абсолютного. Таким образом, в истине имеются одновременно моменты, как абсолютного, так и относительного знания.

Для характеристики истины важным является ее конкретность.Всякое знание всегда отражает только определенный фрагмент действительности, который существует в конкретных условиях. Сами условия оказывают влияния на истинность знаний. В других условиях это знание может не соответствовать объекту. Поэтому истинное знание не может быть абсолютно абстрактным, оно должно быть привязано к окружающим условиям - оно конкретно. Хотя утверждение о том, что всякая истина конкретна, тоже не имеет под собой основания. Абстрактные, отвлеченные от конкретных условий, истины хотя и не обладают практической ценностью, но они играют важную роль в формировании общего взгляда на вещи, на мир в целом. То есть, существуют истины, доступные одному лишь воображению, и быть может эти истины — самые прекрасные.

Весьма важным для гносеологии является проблема критериев истины. КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ – это то средство, с помощью которого можно отличить истину от заблуждения. Существует ли такое средство вообще? Можно ли найти объективный критерий истины? Вот главные проблемы теории истины. Агностицизм, например, отрицает наличие вполне надежного критерия истины. Сторонники познаваемости мира предлагают самые разнообразные критерии. По отношению к содержанию истинного знания, критерии можно разделить на: внешние (корреспондентные) и внутренние, объективные и субъективные. Внешние критерии выводятся за пределы знания и помещаются между объектом и знанием о нем. В качестве таких критериев предлагаются чувства (очевидность), разум (здравый смысл), опыт (практика).

Внутренние критерии относятся к самому содержанию истинного знания. Здесь истинное знание должно удовлетворять каким-то требованиям, принципам, причем разные подходы выделяют какой-либо один принцип. Главными из них являются: соответствие законам логики (логицизм), простота (истинно то, что наиболее просто), польза (истинно то, что полезно), красота (истинно то, что красиво) и т.д.

Объективные критерии не зависят от субъекта познания. Они характерны для классических теорий истины. Субъективные критерии истины исходят из того, что истина это характеристика чисто субъективная. Что есть истинно и что неистинно – устанавливает сам человек. Наиболее известными субъективными критериями является конвенция, договоренность людей (конвенционализм), конструкции человеческого ума (конструктивизм), логика (логицизм), польза (прагматизм).

Практика и познание истины. ПРАКТИКА –чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на объекты с целью их преобразования или познания для удовлетворения своих потребностей. Процесс познания теснейшим образом связан с практикой. Связь эта трояка. Во-первых, познание начинается с практики, она является источником познания, ее движущей силой. Во-вторых, практика является сферой приложения знания. И в этом смысле она – цель познания. В-третьих, практика служит критерием истинности полученного знания.

Практика не только выделяет и указывает на те явления, изучение которых необходимо, но и изменяет, окружающие предметы, и подтверждает истинность их познания. Следовательно можно говорить об практически- познавательно-преобразовательном отношении человека к миру как единой универсальной форме взаимосвязи его с природой, с миром в целом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что изучает гносеология, каковы ее основные проблемы?

2. Что такое познание и знание, объект и субъект познания?

3. Чем отличаются чувственное и рациональное в познании?

4. Какова роль интуиции в познании?

5. Что такое истина и критерий истины?

6. Каковы основные критерии истины?

7. Какова роль практики в познании?

Наши рекомендации