Сущность процесса познания, его структура. 4 страница
32. Современная наука о происхождении человека.Давно уже ставшее научной аксиомой положение о происхождении чел-а, а именно о том, что чел. произошел от обезьяны, в наше время вызывает у многих большое сомнение. Основную роль в возникновении таких сомнений сыграли генетики, с их точки зрения, «генетический код» обезьяны не имеет ничего общего с тем, который несет в себе чел-ая клетка. Таким образом, между чел-ом и обезьяной сущ-ет, по-видимому, только внешнее сходство. Однако если род чел-ий зародился на нашей планете, то среди всех живых сущ-в, населяющих ее, без сомнения, должны иметься какие-то «родственники по генам». Как ни странно, ими оказались совсем не обезьяны. Совсем недавно в печати промелькнуло сообщение: ученые США обнаружили большое генетическое сходство чел-ой клетки с клеткой серой крысы. Сходство было настолько явственным, что позволило им сделать заключение: у крысы и чел-а были общие предки. Но еще задолго до генетиков психологи заметили, что есть нечто общее между поведением людей в обществе и организацией крысиной стаи. Сходство в поведении крыс и людей порой поразительно. Крысы умны, сообразительны, быстро обучаются и применяют в жизни полученные новые навыки. Крысиные стаи очень замкнуты и признают только своих, пришельцев (то есть приблудившихся крыс — чужаков) просто загрызают. Более того, крупная стая может обойтись таким же образом и с кошкой, попавшей на их территорию. Популяции крыс имеют нечто, весьма напоминающее общественную орган-ю, причем элитарного, фашистского хар-а. Наверху каждого общ-а стоит сильный самец — доминант, командующий гаремом самок и парой заместителей, несколько уступающих ему в силе. Если вдуматься, то первоначально, в древние времена, в чел-ом общ-е сущ-и похожие законы, хотя позже происходившие когда-то события были несколько приукрашены и облагорожены в дошедших до нас легендах. Но все же жизнь была именно такой: жесточайшее подавление подчиненных и не менее беспощадное истребление чужаков. Видимо, в действительности в этом заключается тайная, природная суть человека, в настоящее время несколько подавленная влиянием культуры. Но надо заметить: чем ниже культура общества, тем больше действия его членов напоминают повадки крысиной стаи. Это только одна из теорий, заставляющих усомниться в общепринятой версии о происхождение человека. По утверждению тех же генетиков, люди в своем современном виде должны были появиться на земле не менее 200 тысяч лет назад — это срок, в 5 раз больший, чем (так принято считать) сущ-ет чел-й род. Однако есть основания предполагать, что наша забытая история гораздо древнее. Кроме генетических признаков, отличающих человека от обезьяны, сущ-ют и принципиальные физиолог. отличия. Если считать человека приматом, то можно заметить, что у него (единственного из них) ноги длиннее рук. За это мы расплачиваемся болями в спине и сдвигами в позвоночнике.
Человек — единственный среди приматов — имеет подкожный жир и редкий волосяной покров поверхности тела, хотя он и не единственный, плавающий в воде. У человека нет сезонного спаривания, как у других приматов.
33. Природное и социальное в человеке.Чел. – создание природы. Он есть животное, принадлежащее к одному из 10 млн. видов живых организмов, населяющих Землю, — виду Homo sapiens (род гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих). Его тело имеет особые видовые признаки, по которым он отличается от других животных. Это, в частности, особая форма черепа и позвоночника, строение руки, отсутствие сплошного волосяного покрова и др. У чел. и шимпанзе – 98,7% общих генов. Так что все биологическое различие чел. от них держится всего лишь на одном с небольшим проценте. Биология чел-а не способна объяснить человека как сущ-о одушевленное и деятельное. Чел. как биолог. существо не обязательно обладает этими харак-и. В этом смысле правомерно утверждать, что чел. не есть создание природы: он творит себя сам, по законам своего собственного – неприродного – бытия, т.е. бытия социального. Именно в этом социальном бытии и следует искать объяснение всего, что в человеке является «человеческим», а не «животным»). Вне общества, без особых, социальных форм организации жизни чел. – не более чем животное. Подтверждением тому являются так называемые «Маугли» – дети, в силу каких-то обстоятельств оказавшиеся вне общества. Уникальность человека – в том, что он, являясь продуктом природы, вместе с тем продуцирует такие формы бытия, каких в природе нет, т.е. социальную реальность. В самой сущности человека заложена антиномия: он и есть и не есть создание природы. Чел. живет в напряжении, не свойственном животным. Это обусловлено противоречивостью его натуры. Все человечество в целом и каждый отдельный чел. живет в поисках таких способов реализации данных им природой способностей и возможностей, которые обеспечивали бы наилучшее, благополучнейшее (а что значит «наилучшее» и «благополучнейшее» –тоже проблема) обустройство их соц. бытия. Процесс антропогенеза – возникновения человека - подчинялся законам биолог. эволюции. Ее азбучное правило: в эволюции возникают и передаются из поколение в поколение только те свойства организмов, которые так или иначе способствуют выживанию и размножению вида. В силу этого эволюция развивала у Homo sapiens такие особенности тела и психики, которые соответствовали реальным условиям жизни. Однако возникновение цивилизации резко снижает интенсивность естественного отбора генетических изменений мозга и психики, обеспечивающих рост интеллекта людей и оптимизирующих уровень развития у них многих других личных качеств. Поэтому есть основания полагать, что мы сегодня в этом отношении практически мало отличаемся от кроманьонцев, какими они были 20-10 тысяч лет назад. И как бы ни изменялось общество, жизнь человека как социального существа не может протекать без обеспечения его биологического существования. Нельзя недооценивать значение природно-биологических факторов в жизнедеятельности человека. Все естественные физиологические процессы, с которыми связано существование человека — дыхание и питание, рождение и смерть, продолжение рода и передача генетической инф-и от предков к потомкам, — протекают в социально-культурных условиях, и это накладывает на них неизгладимую печать. Общество, во-первых, изменяет среду обитания людей. Оно создает искусственную, технизированную среду, в которой люди живут. Эта среда почти полностью отделяет чел. от природы и образует «вторую природу», окружающую человека со всех сторон. Дом, улица, город, парк – это творения человеческих рук. Техника образует не только внешнюю среду, но начинает проникать и внутрь нашего тела: искусственные зубы, протезы конечностей, вшитые стимуляторы работы сердца, искусственные хрусталики в глазах. Искусственные органы (сердце, почка и др.) ныне уже никого не удивляют, и кто знает – может, придет время, и мы будем вживлять в мозг какие-нибудь миниатюрные компьютеры... Во-вторых, общество видоизменяет хар-р природных потребностей человеческого организма таким образом, что удовлетворение их регламентируется существующими в культуре правилами и обычаями. Под влиянием соц.-культурных усл. изменяется даже чувственное восприятие действительности: установлено, например, что у современного человека слух и обоняние играют меньшую, а зрение - большую роль, чем несколько веков назад. В-третьих, культура выступает как множество запретов, которые накладываются на поведение людей, сдерживая и подавляя естественные, «животные» его формы. В первобытном обществе существовали разнообразные «табу». Современная культура тоже табуирует с помощью морали и права «некультурные» формы поведения. С детства ребенка приучают к бесчисленным «нельзя». Нельзя бегать по лужам (а хочется!), плеваться (как это делают обезьяны), драться, отправлять естественные надобности, где и когда вздумается и т.д. и т.п. В-четвертых, общество формирует у человека новые, «сверхприродные», социально-культурные потребности. Это, например, потребности в определенном жилищно-бытовом комфорте, в политических свободах, в творчестве и т.д.Таким образом, в условиях общественной жизни человек развивается под контролем взаимодействующих программ: биологической и социокультурной. При этом первая программа относительно стабильна, тогда как вторая претерпевает быстрые исторические изменения. Именно социокультурные перемены, а не биологические свойства человека наполняют его жизнь содержанием, которым не обладает жизнь животных. Соц. бытие «диктует» условия, в которых протекает биологическое бытие человека. Поэтому человек, оставаясь биологическим существом, выступает в главной своей ипостаси как существо социальное.
34.Проблема познания в философии. Агностицизм.Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей своей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы познания. В философских системах Нового времени выделялось две формы знания: чувственное и рациональное. Эти формы знания зачастую рассматривались как два последовательных этапа его формирования. Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание. Самой простой, элементарной формой чувственного познания является ощущение. Ощущение возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Именно через ощущение человек получает всю первичную информацию об объективном мире. Ощущение - это чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений объективного мира. В силу активной деятельности человечного сознания образы ощущения, поступая в человеческий мозг, подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия. Восприятие - это целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения. Рациональное познание, логическое мышление рассматривается в диалектическом материализме как второй, более высокий уровень познания. Мышление - это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действует на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщенное знание. Сторонники диалектического материализма дают такое определение мышления. Мышление - это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности. Мышление осуществляется в трех основных формах: понятия, суждения и умозаключения. Понятие - это форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. Понятие и представление сближает то, что их содержание носит обобщенный и опосредованный характер. Но между ними имеются и различия. Представление дает наглядный образ действительности. Содержание понятия лишено наглядности. В представлении отражены общие признаки объектов, в понятии же - уровень обобщения доведен до выделения существенного. Понятия возникают и существуют в сознании человека в определенной связи, в виде суждений. Суждение - это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо - о чем-либо.К тому или иному суждению человек может прийти либо путем непосредственного наблюдения какого-либо факта или с помощью умозаключения. Умозаключение - это ход мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением или следствием. Диалектический материализм, выделяя чувственное и рациональное как две ступени познания, не противопоставляет их друг другу. Его представители утверждают, что эти ступени находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания. Отсюда они черпают исходный материал. В свою очередь, на уровне человеческого сознания чувственное познание находится под воздействием рационального познания, Ощущения, восприятия, представления человека несут в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания. Агностици́зм-философская позиция, существующая в научной философии, теории познания и теологии и полагающая невозможным объективное познание окружающей действительности посредством субъективного опыта. Проще говоря, агностицизм отрицает возможность доказывания или исследования явлений, объективное проявление которых неизвестно. В философии агностицизм подвергает сомнению истинность или возможность доказательства или опровержения утверждений в некоторой области, особенно в метафизике. В религиозной философии агностики отделяют культурно-этическую составляющую веры (религии) от мистической (вопросы существования богов, бесов, загробной жизни) и не придают последней существенного значения. В теории познания агностицизм существует как принцип, предполагающий, что поскольку весь процесс познания основан на опыте, а опыт субъективен, то субъект не способен постичь суть исследуемого объекта, представляющего собой «вещь в себе». Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования Богов, вечной жизни, и других сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально возможности существования божественных сущностей (отвергается лишь возможность доказательства истинности или ложности таких сущностей рациональным путём). Взаимосвязи с другими философскими течениями.В философии агностицизм не является самостоятельной и целостной концепцией, а представляет собой лишь критическую позицию в познании — как в отношении явлений, так и в отношении методов. То есть агностик может принадлежать к любой философской школе, которая не настаивает на возможности познания абсолютной истины. По мнению известного диалектика-материалиста В. И. Ленина, «Агностицизм есть колебание между материализмоми идеализмом, то есть на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной» . Лев Толстой: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперед мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, потому что корень всего есть непризнание Бога» .
Сущность процесса познания, его структура.
Проблема познавательной деятельности чел-а занимает одно из очень важных мест в общей структуре фил-го знания. Сущность чел-а заключается в постоянном удовлетворении информ-ой, познавательной потребности, а она лежит в основе определения чел-ом смысла своей жизни. Понятие «познание» весьма близко по смыслу к понятию «сознание». По своему содержанию эти понятия могут быть признаны тождественными в силу единого корня в названии этих понятий — «знание», поэтому нельзя познавать не осознавая, что именно познается. В то же время нельзя что-либо сознавать, не познавая при этом окруж. чел-а мир. Вместе с тем, оба эти понятия несут разную функц-ую нагрузку, так как сознание — это есть функц-ие знаний чел-а о действительности, а познание — это приобретение, умножение и развитие приобретенных знаний. Таким образом познание представляет собой процесс, в котором взаимодействуют две стороны: субьект и объект познания. Субъект познания — это человек, который обладает познавательными возможностями и занимающийся познавательной деятельностью. Объект познания — это то, на что направлена познавательная деятельность чел-а. Она направлена как на внешний, так и на внутренний мир человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира и субъект познавательной деятельности — человек. Результаты остаются в познании конкретного человека и передаются во времени с помощью материальных носителей информации: книг, рисунков и т.д. Отдельные науки не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают его отдельные стороны. Основная роль в исследовании познания принадлежит фил-ии. Раздел фил-ии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания, называется теорией познания, или гносеологией. Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности. Фил-ая теория познания опирается на специальное научное знание о познавательном процессе, психологическое, филологическое и т.д. В философии сложились две точки зрения не процесс познания — гностицизм и агностицизм. По мнению сторонников гностицизма, мир познаваем, а человек обладает огромным потенциалом в познании. Агностики не верят в возможность человека познать мир и отрицают саму возможность познания мира. Теорию агностицизма выдвинул И.Кант-согласно ей, человек обладает ограниченной познавательной способностью, а мир непознаваем. Материалисты считают познание процессом, в рез-е которого материя через свою отражательную способность – сознание - изучает саму себя. Идеалисты утверждают, что познание-самостоятельная деятельность идеального разума. Осн. формой познания и критерием истины при познании является практика. Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окруж. мира и самого чел-а. К видам практики относятся материальное произв-о, управленческая деятельность и научн. эксперимент.
36. Чувственное познание и его элементы.Ч позн. явл начальн. этапом познания. Она предпосылка без кот др формы познав деятельности не могут сущ. Для позн. объектов данного типа необход функц-ие органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат объектов. такая форма деятельности назыв чувств деятельностью или чувств познанием. Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувств познания. Уст. , что с точки зрения “информ способности” на 1-ом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение явл субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предм через призму чел сознания. Ощущ не просто фиксирует воздействие объектов, сущ независимо от чел, на чел организм. В ощущ. нач. отражаться связь ощущающего субъекта с окруж миром с кот практически вз-ет субъект. Ощущ стоит у истоков отражения и фиксирования объективной сист отнош., в кот реально вступает и реально включен чел. Ощущ зависят и от сост. органов ч-в и всего организма. Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения. Воспр не есть механ сумма ощущений. Восприятие сущ как форма такого активного синтеза разнообр проявлений предмета, кот неразрывно связана с др. актами познав и практической деятельности (опытом), предшеств данному конкр наблюдению. Благодаря многокр работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае функц-ет еще более сложная форма чувств познания - представление. Эмоции - комплексная форма челов чувственности. Эмоции, подобно всем др формам чуственности, с одной стор заключают в себе аспекты объект отражения реальных связей, в кот включен человек, с др стороны, они фиксируют объект отношение чел к миру. Эмоции всегда вкл в себя момент оценки явления. Чувтсв познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е. соц-истор характер. Конечно, в чувств познании чел имеет место непосредств взаимодействие предмета и органов чувств. Проц чувств восприятия очень сложны. Мы смотрим на предмет и наше видение связано с нашим отношением к этому предмету, мы восприн его как красивый или безобразный, полезный или вредный. Функ-ие органов чувств - необходимая предпосылка познания, без нее невозможно. Пока все фун-ет нормально, мы можем не замечать их роли. Но их роль стан очевидной при их повреждении. Значение языка в познании огромно. Язык представляет собой результат аккумуляции, обобщения предшествующего чел опыта. Т.е ощущ, восприятия, представления предстают в виде совершенно независимых, последовательно примыкабщих друг к другу реальных этапов познав деятельности.