Этические и социальные идеи Гераклита
Становление философии в Древне Греции. Милетская школа.
Ионийские философы вошли в историю философии как «физики» или «фисиологи» (так их назвал Аристотель).
Фалес Милетский (625-547 гг. до н.э.)
· Философское учение Фалеса противоречит чувственной достоверности (потому и является, собственно, философским).
· Трактует воду не только как генетическое, но и как субстанциональное начало, сущность и основу всего.
· Содержит в себе возможность познать мир на основе одного исходного принципа.
Друг и ученик Фалеса – Анаксимандр (610-540 гг. до н.э.) – автор первого прозаического сочинения на греческом языке «О природе», считает первоначалом «апейрон» или «беспредельное». Оно характеризуется качественной (отсутствие свойств) и количественной (отсутствие предела) неопределенностью.
Возникновение Космоса из «апейрона» - есть процесс утраты «апейроном» неопределенности через возникновение стихий или элементов мира (воды, огня, воздуха, земли) и их постоянного взаимодействия.
Обратный процесс происходит в силу стремления отдельных элементов «стать всем».
Существует также «справедливость» - естественный закон, восстанавливающий взаимодействие стихий.
Гераклит о единстве космоса и изменчивости всех его проявлений.
Дальнейшее развитие философской мысли: противостояние учений Гераклита Эфесского и элейской школы Парменида и Зенона.
Гераклит (ок. 544-480 гг. до н.э.) один из родоначальников диалектики, приходит к мысли об универсальности изменений в мире, о борьбе противоположностей (термин «противоположность» принадлежит Аристотелю) как источнике всего сущего, о «скрытой гармонии мира» как внутреннем тождестве противоположностей.
В труде «О природе» объясняет некоторые природные явления.
Первоначало по Гераклиту самая живая из стихий – «вечно живой огонь» - он субстанциальное начало, и эсхатологическое (космос периодически гибнет в мировом пожаре), и разумная, диалектическая необходимость, управляющая миром - Логос.
Центральный мотив учения Гераклита – «всё меняется».
Логос как основа единства мира и средство познания. Роль чувств в познании.
Логос – это внутренняя структура огня, его мера, он выражает собой единство борьбы и гармонии в мире. Познать логос можно только разумом, но не чувственным восприятием. Человек, познавший Логос, умеет раскрывать во множестве единое.
Видимый нами чувственно-конкретный пласт бытия не есть вечная сущность, но и не есть призрак, порожденный нашими чувствами.
Этические и социальные идеи Гераклита.
Душа человеческая - всего лишь фрагмент великого божественного Логоса и столь же великого огня. Под воздействием огня души человеческие «испаряются» из влаги. Только «сухая душа», т.е. наполненная всемирным огнем, - «мудрейшая и наилучшая».
Наполненность человеческих душ Логосом и огнем, т.е. первоосновами мира, позволяет человеку познать этот мир. Главная цель познания, по Гераклиту, - познание Логоса, что может осуществить только «сухая душа». Мир познается чувствами и разумом, но чувственное познание - это как бы более низкое, более элементарное познание. Только разум способен по-настоящему открыть человеку великие истины.
Для того же, чтобы воспитать в себе способности к пониманию Вечной Мудрости, для того, чтобы сохранить свою душу в «сухости», человек должен всячески избегать жизненных соблазнов. И здесь Гераклит раскрывает свое этическое учение, рекомендует некие нравственные нормы, соблюдение которых и приведет каждого человека к высшему знанию. Одна из главных таких норм - не стремиться к телесным наслаждениям. Недаром он сравнивает само понятие наслаждения с понятием смерти: «Для душ наслаждение или смерть стать влажными». Поэтому все люди должны быть целомудренными: «Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными». И еще: «Целомудрие - величайшая добродетель, мудрость же в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, осознавая».
Тех, кто не понимает своего предназначения на земле - а таких большинство - Гераклит презирает: «Рожденные жить, они обречены на смерть, да еще оставляют детей, чтобы родилась [новая] смерть».
Тем же немногим «лучшим», кто осознает необходимость жить по законам Логоса Гераклит предрекает некое блаженство и после смерти: «Людей ожидает после смерти то, чего они не чают и не воображают». Более того, мудрецы, в итоге, и после смерти окажутся в более выгодном положении, нежели обычные люди: «[Мудрым суждено] будучи в Аиде восставать [от сна смерти] и становиться наяву стражами живых и мертвых».