Философское учение Г. Гегеля
Крупнейший представитель немецкой классической философии Г.Гегель (1770-1831) называл своё учение абсолютным идеализмом. Главная заслуга его состояла в том, что он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса. Гегель критически переработал учения Канта, Фихте и Шеллинга. Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе»; в природе всех вещей, по его мнению, нет никаких непреодолимых преград для познания. В противовес Фихте Гегель утверждал, что природа и общество не могут быть выведены из человеческого «Я»; субъективный идеализм Гегель называл дурным.
Исходным понятием гегелевского учения служит «абсолютная идея». Что это такое? В обычном понимании «идея» есть определяющее, главное понятие, лежащее в основе какой-либо теории, какого-либо плана, замысла; это – главная мысль научного, художественного или политического произведения, объединяющая их составные части. У Гегеля такое же понимание идеи, только его идея «абсолютная»: она охватывает и определяет весь мир. Абсолютная идея, по Гегелю, представляет собой субстанцию (основу и сущность) мира. Она существует вечно и содержит в потенциальном, или возможном («свёрнутом», по терминологии Гегеля), виде все явления природы, общества и духовной жизни. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании. Абсолютную идею Гегель называл ещё «мировым разумом» и «мировым духом».
Философ рассматривал абсолютную идею (мышление) не как неподвижную первосущность (что было характерно, например, для Аристотеля), а как непрерывно развивающийся процесс познания. В силу этого абсолютная идея понималось не только как начало, но и как развивающееся содержание всего мирового процесса. В своём развитии абсолютная идея проходит три этапа, которым соответствуют три основные части гегелевской философской системы. Первый этап Гегель называл Логикой. Логика – это развитие абсолютной идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления».
На этом этапе абсолютная идея раскрывается в её всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых бедных – бытия, небытия, качества, количества и т.д., - и кончая конкретными, многообразно определяемыми понятиями – химизма, организма, познания и др. Гегель характеризовал категории как текущие, находящиеся в состоянии непрерывного самопроизвольного движения, чистые мысли. Как по форме, так и по содержанию, категории не нуждаются в чувственно воспринимаемом материале, они полностью бестелесны, а материя ещё не возникла. Как чистые мысли и ступени развития абсолютной идеи категории сами по себе содержательны и составляют сущность вещей, которые возникнут в будущем.
Второй этап в развитии абсолютной идеи Гегель описывает в другой части своего учения – в философии природы. На этом этапе абсолютная идея проявляется и развивается в форме своего «инобытия» – природы. Гегель не объясняет, как происходит переход от чистой идеи к природе, он просто декларирует (заявляет без обоснования), что абсолютная идея, познав своё собственное содержание, «решается из самоё себя свободно отпустить себя в качестве природы». Это положение Гегель согласует с христианским догматом о сотворении мира Богом.
Главными формами природного (отчуждённого) бытия абсолютной идеи являются механика, физика, органика. Гегель не признавал за материей свойства активности. Материя, по Гегелю, не развивается, а только разнообразится в пространстве и служит внешним проявлением саморазвития идеи. Например, Гегель не соглашался с уже имевшимся мнением о происхождении более развитых живых организмов из менее развитых; он полагал, что каждый биологический вид порождён абсолютной идеей независимо от других видов, по отдельности.
Третий этап в развитии абсолютной идеи – её проявление в человеческом познании и в истории общества. На данном этапе абсолютная идея, преодолевшая своё отчуждение в виде природы, «возвращается» к самой себе в виде «абсолютного духа». Описанию этого этапа посвящена третья часть системы Гегеля – философия духа. В целом она представляет собой идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания. Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания абсолютной идеи (искусство, религия, философия).
По мнению Гегеля, абсолютная идея на протяжении всей истории человечества тайно «работает» в деятельности всех человеческих поколений, она есть внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний и познаний. Абсолютный дух – это абсолютная идея в её наивысшем выражении, когда она полностью познала саму себя. Искусство, религия и философия, по Гегелю, есть высшие формы самосознания абсолютной идеи. В искусстве последняя выступает в виде художественного образа, в религии – в виде представления и в философии (вершине познания) – в виде понятия.
Изложенное показывает, что познание Гегель понимал как самопознание, а именно: абсолютная идея через часть самой себя – человеческое сознание – познаёт саму себя, воплотившуюся в мире. Поскольку все явления есть воплощения абсолютной идеи (сущности), то они необходимо содержат её моменты, и поэтому никаких границ познания у человеческого разума нет. Хотя учение о принципиальной познаваемости сущности явлений мира, т.е. гносеологический реализм, был выражен Гегелем в неверной, идеалистической форме, но он имел прогрессивное значение, в частности, для критики агностицизма Канта.
Наиболее ценным приобретением философии Гегеля, вошедшим в сокровищницу мировой философской мысли, был диалектический метод, особенно полно изложенный им в работе «Наука логики». Гегель впервые весьма обстоятельно разработал основные законы диалектики, показал, что движущая сила любого развития заключается в наличии противоречий и борьбе противоположностей, механизм развития состоит в переходе количества в качество и обратно, общая направленность и структура процесса развития определяется законом отрицания отрицания. Гегель разработал также и другие принципы и законы диалектики, выражающиеся с помощью парных категорий. Более подробно эти законы будут рассмотрены нами в главе 14 «Диалектика».
Однако диалектический метод Гегеля пришёл в неразрешимое противоречие с его системой. Метод Гегеля подразумевает неограниченность процесса развития, его же система кладёт предел развитию. Гегель полагал, что в философии абсолютная идея полностью познаёт саму себя и свой путь, боле того, это завершение достигается именно в философском учении самого Гегеля, которое якобы представляет собой абсолютную истину. А вместе с обретением «абсолютной истины», по Гегелю, достигается высшая точка исторического развития общества в лице современной Гегелю Германии.