Бытие и небытие как атрибуты реальности.
Онтология – раздел философского знания; учение о бытии, о всеобщих принципах его организации и функционирования.
Бытие – предельно широкое философское понятие, которое обозначает: 1. всеобщее свойство вещей и явлений существовать, быть в наличии в том или ином виде или форме.
2.существующий независимо от сознания объективный мир. Бытие, таким образом, есть всё то, что есть. Впервые этот термин в философию ввёл античный философ Парменид (V-IV вв. до н.э.). Основные формы бытия:
- Бытие вещей (предметов) и природы.
- Бытие человека.
- Бытие духовного как индивидуального, так и общественного.
- Бытие социального (общественное бытие).
- Бытие культуры – «второй природы», творимой человеком.
Философские представления о бытии прошли долгий путь развития. В ходе этой эволюции философы постепенно переходили от анализа бытия как любого существования к исследованию особого вида бытия – бытия человека, т.е. мыслящего бытия. Современная онтология главным предметом своего внимания делает человеческое бытие – реальную жизнь человека в природе, обществе, культуре.
В истории философии сложились различные традиции в понимании бытия. Для одних философов бытие – это, прежде всего существование природы, физического мира. Для других бытие есть в первую очередь существование идей, духовного начала.
Всё то, что не существует, отсутствует, обозначается в философии понятием небытие.
Реальность – бытие вещей в его сопоставлении с небытием, т.е. бытие и небытие – атрибуты реальности. Атрибут (от лат. atribuo –придаю, наделяю) – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться.
Чаще всего выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное. Ряд философских учений выделяют и третий вид бытия – абсолютное бытие или Бог). Церковь именует Бога Творцом, потому что весь мир сотворён им. История сотворения мира излагается в начале книги Бытия – первой книги Библии. В самом начале, прежде появления материального мира, Бог сотворил мир духовный (иногда называемый Небом). К духовному миру принадлежат ангелы – бестелесные духовные существа, обладающие разумом и волей и служащие вестниками и исполнителями воли Бога. По учению церкви, ангельский мир делится на девять чинов: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начальства, архангелы и ангелы.
Материальное бытие – объективная реальность; всё разнообразие явлений существующих вне и независимо от человеческого сознания (природные объекты, многие явления человеческой и общественной жизни).
Духовное бытие – субъективная реальность; различные явления духовной жизни человека и общества (чувства, настроения, мысли, идеи, теории и т.д.). все они зарождаются сначала в индивидуальном человеческом сознании, но потом, как правило, принимают объективированную форму (в виде языка, формулы, текста и т.д.).
В реальной человеческой жизни эти виды бытия чаще всего взаимосвязаны, представляют собой неразрывное целое. Так, существование человека и общества не может быть однозначно отнесено только к материальному или духовному бытию, поскольку их деятельность включает как постоянное зарождение идей (т.е. духовную жизнь), так и воплощение этих идей в продукты материального производства.
Мировоззренческое значение понятий бытия и небытия для человека.
Эти категории ориентируют личность, во-первых, на критическую оценку собственного бытия и бытия окружающих явлений, во-вторых, эти понятия помогают человеку осознать уникальность, конечность и неповторимость своего существования на Земле.
2.Категория материи и её эволюция.
Можно ли предположить наличие общей основы всего существующего, т.е. субстанции?
Субстанция (от лат. substantia – сущность) – философская категория, которая обозначает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей и процессов (явлений природы и истории, включая человека и его сознание), основу и сущность всего бытия. Первоначально обозначала вещество, из которого состоят все вещи.
Исторически сложилось материалистическое и идеалистическое понимание субстанции.
Учения, объясняющие единство мира из одной субстанции, называются монистическими.
Если в качестве субстанции берётся материальное начало, то это монизм материалистический (например, марксизм); если за основу единства мира берётся духовная субстанция, то это монизм идеалистический (например, философия Гегеля).
Монизму противостоит дуализм (лат. duo – два), согласно которому в основе мироздания две субстанции – материальная и духовная как равноправные начала (философия Декарта и Канта).
Плюрализм (от лат.pluralis – множественный) объясняет единство мира, исходя из множественности начал или субстанций (философия Лейбница).
Основные характеристики объективной реальности многие философы с давних пор обобщали с помощью понятия «материя» (в переводе с лат. вещество). Это понятие возникло в результате мысленных поисков некоей всеобщей сущности (первоосновы) всех вещей и явлений, т.е. субстанции.
В античной философии материя – это субстрат (от лат. sub под и stratum – кладка, постройка, сооружение), строительный материал, из которого рождаются вещи (вода, земля, воздух, огонь, атомы).
В Новое время материя понимается не только как первичный субстрат, но и наличие у него некоторых атрибутивных (обязательных) свойств: массы, протяжённости, инерции и т.д. Вместе с тем зарождается новый подход к понятию «материя» на основе её противопоставления человеческому сознанию. То есть одно из главных свойств материи – независимость её существования от какого бы то ни было духовного начала. Постепенно это свойство материи выдвигается на первый план и начинает рассматриваться как главный критерий материальности.
В итоге понятие материи в ряде течений современной философии стало обозначать всеобщее свойство самых разных явлений существовать вне и независимо от духовного начала (сознания), то есть быть объективной реальностью. Словом, мир есть бытие бесчисленного множества материальных явлений, бесконечно отличающихся друг от друга, но существующих вне сферы духовной реальности, т.е. объективно. Все эти объекты можно при желании классифицировать, объединить их в виды материи: физические, химические, биологические, социальные. В каждом из видов могут быть выделены структурные уровни - скажем, физические объекты можно условно разделить на: вакуум - элементарные частицы - атомы - молекулы – макротела – планеты – звёзды – галактика – Метагалактика. Однако, подобные проблемы относятся уже к компетенции не столько философии, сколько науки.
В.И.Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» сделал вывод: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Мировоззренческое значение понятия материя.
Понятие материи ориентирует каждого из нас на реалистический подход к миру, на восприятие его таким, каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками, законами и разнообразными случайностями. Любой человек рано или поздно должен осознать, что самая сильная власть в мире – это власть объективной реальности. Признать эту власть и действовать в соответствии с её законами – таков принцип реализма, которым следует руководствоваться каждому здравомыслящему человеку.