Раздел 2.Структура и основные направления философии. Тема 2.2. Учение о бытии и познании мира
Тема 2.2. Учение о бытии и познании мира.
Практическая работа №13
Эволюция взглядов на материю в истории философии
Цель: Практические навыки: контроль знаний и умений студентов по заданной теме;
Задание:раскрываем смысл понятий: онтология, материализм: наивный, механистический, диалектический , ищем отличия субъективного идеализма от объективного идеализма
Содержание работы:необходимо проанализировать понятия: ответить на вопросы, сопоставляя и анализируя смысл изученных понятий
Норма времени: 2 часа.
Формат выполненной работы: ответы на вопросы, заполнение таблиц
Критерии оценки: умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы, выделять главную мысль, логичность, краткость и четкость в изложении, умение обобщать, самостоятельно делать вывод, аккуратность;
Контроль выполнения: проверка заданий в тетради
Задание 1.
В таблице представлена эволюция материализма – его три формы: наивный, механистический и диалектический материализм. Перепишите данные таблицы в тетрадь. Самостоятельно заполните третий столбик таблицы – представителей (опираясь на ранее изученный материал учебника).
Эволюция взглядов на материю в истории философии
Исторический период | форма материализма | Определение материи | Представи-тели |
Древняя философия (Древняя Греция, Древний Рим, Индия, Китай) | Наивный материализм | В основе определения материи лежит понятие материала (первоматерии), из которого «вылеплены» все вещи | ??? |
Философия Эпохи Возрождения (15–16 вв.) и Нового времени (17–18 вв.) | Механистический материализм | В основе определения материи лежит понятие основных, первичных, неизменных свойств, общих для всех материальных предметов. Материя отождествляется с телами или природой. | ??? |
Философия 19–20 вв. | Диалектический материали зм | В основе определения материи лежит понятие объективной реальности. Определение дается через противопоставление сознанию как универсальной противоположности материи | ??? |
Задание 2.
Опираясь на знания, полученные при изучении истории философии, приведите в соответствие левую и правую колонки таблицы:
1. Материя отождествляется с водой | а) Анаксимандр |
2. Материя отождествляется с неопределенным беспредельным началом – апейроном. | б) Гольбах, Гельвеций |
3. Материя отождествляется с огнем как первоначалом всего существующего. | в) Гераклит |
4. Два вида материи – атомы и пустота | г) Фалес |
5. Материя как всеобщая возможность предметного многообразия. | д) Дж. Бруно, Б. Спиноза |
6. Материя отождествляется с протяженностью | е) Рене Декарт (17 в.) |
7. Материя отождествляется с природой | ж) В.И. Ленин |
8. Материя как система механических свойств | з) Демокрит, |
9. Материя как объективная реальность, данная в ощущениях | и) Аристотель |
Как Вы думаете, почему в таблице не представлена средневековая философия? Каковы особенности взглядов на материю в Средние века?
Задание 3.
Расположите представления о материи в порядке их возникновения:
А.Существует несколько качественно различных форм материи, но резкой грани между ними нет.
Б.Существует единственная форма материи – вещество, состоящее из дискретных частиц.
В.Материя существует в виде или вещества, или поля.
Г.В основе всех вещей лежит единое первоначало, первоматерия – вода.
Задание 4.
Определите истинность / ложность высказываний (ответ обоснуйте):
1.Понятие «бытие» («реальность») по своему содержанию шире, чем понятие «материя».
2.Материя существует реально.
3.Сознание существует реально.
1.Объективность материи состоит в том, что (материя) она существует независимо от человеческого сознания.
2.Понятия «физическое» и «материальное» равноценны, являются синонимами.
3.Понятия «материя» и «вещество» тождественны, могут использоваться как взаимозаменяемые.
Задание 5.
Классическое определение материи, сформулированное в 19 веке В.И. Лениным, звучит следующим образом: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
а) Почему недостаточно сказать, что материя – это объективная реальность, а следует подчеркивать, что это объективная реальность, данная нам в ощущении?
б) В чем отличие материализма от объективного идеализма?
в) Почему бога нельзя назвать материальным предметом, хотя он, как утверждает религия, существует независимо от сознания людей?
г) Сопоставьте приведенное определение материи с утверждением субъективного идеалиста Дж. Беркли: «Существовать – значит быть воспринимаемым». В чем ограниченность берклианского понимания существования, к какому искажению реальности оно ведет?
д) В чем отличие приведенного определения материи от определения материи английского логика и философа-позитивиста Дж.-Ст. Милля: «Материя есть постоянная возможность ощущений»?
е) Можно ли заменить понятие «материя» понятием «реальность», а материализм – реализмом.
Задание 6.
Представителям каких философских направлений могут принадлежать эти высказывания?
1. Существовать – значит быть воспринимаемым.
2. Бога не существует.
3. Пока я мыслю, существует мир.
4. Сознание – это свойство материи.
5. Материя и дух вечны и не зависят друг от друга.
6. Развитие мира определяется изначально заданной целью.
Рекомендуемые источники информации:
Основные источники
1.Горелов А.А.учеб. пособ. «Основы философии» 2011.;
2. Губин В. Д. уч пос. «Основы философии»М.2011.
3. Краткий философский словарь. Под. ред. А. П. Алексеева. – М.:РГ – Прогресс, 2010
4.Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Университетская книга; Логос. -2009
Интернет-ресурсы:
http://www. Alleg.ru/edu/philos 1.htm
http://www.diplom –inet.ru/resurshpilos
ru.wikipedia.org/wiki/философия
Дополнительная литература
1. Анишкин В, Г., Шманева Л, В.Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д., Феникс,2009.
2.Кохановский В.П., Мятеш Т. П., Яковлев В, П., Жаров Л. В. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений - Ростов н/Д,Феникс, 2010.
Инструкции по выполнению практической работы №13
1.Прежде, чем заполнять предложенные таблицы, необходимо сначала уяснить суть эволюции во взглядах на материю и обратиться к тексту учебного пособия. Внимательно прочтите отрывок из него, касающийся данной темы
2.Выделите основные формы материализма и основные их характеристики 3.Обратите внимание не только на сами идеи, но и на их представителей и произведения, в которых они высказывали соответствующие идеи
4.Обратите внимание, что любая философская система всегда имеет свои корни в предшествующей ей философии, тем самым, обнаруживается историческая преемственность. Необходимо проследить, на чем базируется рассматриваемая вами философская теория, какие идеи она берет из предшествующей философии и что вносит в нее нового.
5.В некоторых заданиях необходимо высказать собственное мнение. Прежде чем вы это сделаете, внимательно проработайте сам вопрос, еще раз обратитесь к учебному пособию. Только уяснив суть его, попытайтесь сформулировать собственное отношение к нему. Ваши выводы должны быть четко сформулированы и логично изложены.
6.Для того, чтобы правильно отвечать на вопросы необходимо уметь сопоставлять и анализировать различные направления в философии, видеть черты сходства и различий в философских системах. Для этого необходимо проанализировать текст учебника по данной тематике или текст первоисточника, выделив сначала общие черты, а затем то, что их отличает, и внести в таблицу.