Становление древнегреческой философии. Милетская и Элейская школы
Предтечей греческой философии является мифология и прежде всего поэмы Гесиода «Теогония» («Рождение богов»), «Иллиада» и «Одиссея» Гомера. Именно грекам принадлежит заслуга в создании философии как сферы сознания, свободной от приоритетного влияния мифа, отрасли знания и науки в целом.
Центральной проблемой в зарождающейся древнегреческой философии является теоретический поиск ответа на вопрос о происхождении мира. При этом выдвигается идея первоначала в Милетской школе, а само первоначало рассматривалось как нечто единое с природой. Природа же мыслилась как причина всего сущего.
Поиск первоначала или теоретическое выделение всеобщего уже указывает на переход от мифа к философскому мировоззрению. У милетцев всеобщее начало представлено не в понятийной, а в наглядной форме, что неудивительно в условиях становления зарождающейся философии, когда древние греки были поражены открытием, что параллельно реальному миру можно создавать его аналог в сознании. Первоначало виделось различным философам по-своему, т.е. был плюралистический взгляд на идею первоначала. Так, родоначальник Милетской школы Фалес (конец 7 – пер. пол. 6 в.в. до н.э.) первоначало видел в воде. Все выходит из воды и в нее же возвращается после окончания своего существования. Анаксимен (6 в. до н.э.) под первоначалом понимал воздух; Гераклит Эфеский (544 или 540 –480 г.г. до н.э.) мыслил первоначало как огонь. Эти стихии рассматривались как вещественные, разумные и божественные символы всеобщего. В частности, огонь Гераклита – это божественный, вечный, космический огнелогос, порождающий миры. Фактически милетцы вытеснили миф логосом, что удалось благодаря соединению в идее первоначала субстанции как причины возникновения всего и субстрата как исходного материала, из которого состоят все вещи.
Однако не все милетцы мыслили первоначало как материальное. Так Анаксимандр был убежден, что первоначало всех вещей не может быть вещественным. Под началом он понимал апейрон или безграничное, беспредельное. У пифагорейцев представление о первоначале также было абстрактным, так как структуру мироздания они объясняли с помощью числа как первоначала. Утверждая, что все есть число, пифагорейцы полагали, что числовые отношения составляют сущность природы, отсюда логически следовал пифагорейский вывод, что познание природы возможно лишь через познание числа и числовых соотношений предметов и явлений мира. Большое значение в учении пифагорейцев придавалось также рассмотрению геометрических фигур, лежащих в основе конструкций мироздания. Квадрат, считалось пифагорейцами, придает всему устойчивость, треугольник – бесконечность, звезда же является символом жизни (форма цветка), так как она противостоит в живой природе кристаллизации, омертвлению и застыванию в минерале.
В первоначальных философских учениях древних греков несомненно лежит диалектический подход. В частности, диалектика сильно проявляется в учении Гераклита, который представлял Космос как единство противоположностей в постоянной борьбе. Сама борьба понимается им как созидательное начало жизни и бытия. Гармония мира есть единство из противоположностей. Если борьба противоположностей вечна в Космосе, то, заключает Гераклит, происходящие в мире изменения это вечный процесс, который мыслитель сравнивал с потоком воды. В то же время, несмотря на диалектичность наблюдений Гераклита, необходимо отметить наглядность и чувственность образов его учения, неразработанность понятийного аппарата, непосредственную связь и влияние мифологических образов. В учении Гераклита отсутствует философская аргументация выводов, сильна ограниченность доказательности выводов приведением фактами без их теоретического обоснования.
Данные аспекты характерны всей зарождающейся философии древних греков, поэтому ее с полной убежденностью можно охарактеризовать как протофилософию, а не как философию в полном смысле слова.
Элейская школа представляет собой переход от протофилософии к философии, так как в ней существует логическое прояснение философских представлений и выработка чисто философских понятий.
Основателем школы элеатов является Ксенофан (род. около 570 г. до н.э.). Одним из главных представителей данной школы Парменидом впервые в истории философской мысли выработано понятие «бытие». Им же поставлен фундаментальный вопрос о том, как можно мыслить бытие. Его предшественники, как видно из предыдущего текста, только лишь мыслили бытие, не задумываясь об этом. Размышляя о соотношении бытия и небытия, Парменид отвечал следующим образом: бытие есть, а небытия нет. Тезис Парменида обоснован следующим аргументом: есть то, что выразимо в мысли – «одно и то же есть мысль и бытие» [1,295]; не существует того, что мыслить невозможно. Небытие является таким в силу своей невыразимости и непознаваемости. Главные признаки бытия по Пармениду – это вечность, неизменность и истекающая из нее неподвижность. Следовательно, согласно умозаключениям Парменида, движение невозможно в силу неизменности бытия.
Следующий крупный представитель школы элеатов Зенон логическим путем доказывал невозможность движения в таких своих апориях, как «Стрела», «Дихотомия», «Стадион», «Ахиллес и черепаха» и др. В частности, Зенон полагает, что каждый отрезок пространства, пройденный выпущенной из лука стрелой, равен ее собственной длине, при этом стрела неподвижна, меняется лишь ее местоположение в пространстве. Ахиллес же никогда не догонит черепаху, так как она постоянно проходит определенный интервал расстояния, пока Ахиллес пробежит пройденный ею отрезок пути. Согласно Зенону сама мысль о возможности движения приводит к противоречиям, что говорит о невозможности мыслить движение. Являясь сторонником учения Парменида, Зенон также убежден, что то, что невозможно мыслить - не существует, следовательно, и движение, не поддающееся осмыслению в силу своей противоречивости, не существует.
Древнегреческий мыслитель Демокрит (460- 370 г.г. до н.э.) выдвигает в своем учении идею единого первоначала – атома. Он убежден в существовании как бытия, так и небытия. Если бытие Демокрит представляет в виде атомов как мельчайших, и неделимых частиц, то небытие –это пустота. Изменчивость предметов и явлений объясняется им движением атомов. Атом это одновременно материальная причина существования вещей и сущность вещей, не видимая человеческому глазу, но постигаемая умом.
Демокрит полагает, что мир един, так как основу мира составляют атомы. Вещи возникают и уничтожаются по причине притяжения и разъединения атомов. Атом вечен, но соединения атомов имеют временный характер, умозаключает Демокрит.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему Милетскую школу нельзя рассматривать как философию в теоретическом смысле? Почему её можно охарактеризовать как протофилософию?
2. Почему учение милетских философов можно рассматривать как диалектическое?
3. Что означает положение Парменида «одно и то же есть и мысль и бытие»?
4. Что означает демокритовское учение об атоме? В чём заключается значение атомистической теории в познании мира?