Тема 8. Философия конца 19 - 20 веков
Цель семинарского занятия:Выделить философию как мировоззренческое поле, способное психологически охватить и политически объединить разрозненную феодальную Германию.
Основные понятия:антисциентизм неотомизм прагматизм философия жизни герменевтика общество позитивизм постмодернизм иррационализм прогресс психоанализ структурализм феноменология сциентизм метафизика экзистенциализм неопозитивизм марксизм персонализм неокантиантство неофрейдизм эклектизм НТР эмпириокритицизм
План семинара:
1. Истоки и особенности неклассической философии конца XIX - XX века.
2. «Философия жизни» (А. Шопенгауер, Фр. Ницше).
3. Психоаналитическая философия: фрейдизм и неофрейдизм (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).
4. Экзистенциализм: проблемы человеческого существования.
5. Современная философия науки: неопозитивизм и постпозитивизм.
Тесты, вопросы, проблемные задания.
Тесты:
1. Кем было сформулировано материалистическое понимание истории:
а) Гегелем; б) Вольтером; в) Контом; г) Марксом.
2. Кто из философов основополагающим принципом своей философии считал «волю к власти»:
а) Гегель; б) Маркс; в) Ницше; г) Фрейд;
3. С каким именем принято считать начало неклассической философии:
а) Гегель; б) Маркс; в) Ницше; г) Сартр.
4. Укажите основные направления философии ХХ века:
а) натурфилософия; б) постпозитивизм;
в) вульгарный материализм; г) экзистенциализм;
д) феноменология; е) герменевтика;
ж) неотомизм; з) аналитическая философия;
и) постмодернизм; к) схоластика.
5. Укажите представителей экзистенциальной философии:
а) Сартр; б) Кун; в) Ясперс; г) Маркс;
д) Камю; е) Кафка; ж) Фрейд; з) Кьеркегор.
6. Укажите представителя философии науки:
а) Конт; б) Пуанкаре; в) Кун; г) Паскаль. 7. Укажите представителя аналитической философии:
а) Бруно; б) Данте; в) Гегель; г) Витгенштейн.
8. Укажите представителя феноменологии:
а) Ницше; б) Гуссерль; в) Спиноза; г) Шеллер.
9. Укажите представителя герменевтики:
а) Шеллинг; б) Гомер; в) Гадамер; г) Рорти. 10. Основные представители современной религиозной философии:
а) Фома Аквинский; б) В. Соловьев; в) Эйнштейн; г) Жильсон;
Вопросы:
1. Что отличает классическую и неклассическую философию? Назовите социальные предпосылки появления неклассической философии.
2. В чем заключается «бунт против разума» в современной философии? Какова причина отказа от принципов классического рационализма? Назовите основные черты иррационалистической философии.
3. Дайте характеристику «философии жизни». Как понимал человека и мир Артур Шопенгауер?
4. Что означает основное понятие философии Ницше «воля к власти»? Как объяснял причины кризиса культуры Ницше? Какую «переоценку ценностей» предпринял Ф. Ницше?
5. Какой образ человека создает З. Фрейд в своем учении? Какую роль играют подсознательные мотивы в жизни человека, по Фрейду?
6. Сублимация — центральное понятие у З. Фрейда. Что оно означает? Почему культура имеет, по мнению Фрейда, репрессивный относительно индивида характер?
7. Назовите основных представителей философии экзистенциализма. Как понимается человек в философии экзистенциализма? Как поставлена здесь проблема свободы?
8. В чем заключаются особенности позитивистского направления в философии? Назовите основные этапы развития позитивизма и основных представителей каждого из этапов.
9. Дайте общую характеристику современной “философии науки” – неопозитивизму и постпозитивизму.
10. Раскройте суть и роль основного принципа неопозитивизма – принципа верификации. Что отличает принцип фальсификации К. Поппера?
Проблемные вопросы и задания
1. Философ Э. Фромм одно из лучших своих произведений назвал «Бегством от свободы». В этом произведении он сделал парадоксальное открытие: многим людям свойственно бояться свободы, поскольку она требует определенного самоограничения, душевных и духовных усилиях, а также - связана с грузом ответственности. Поэтому люди часто нуждаются в вождях, принимающих за них решения. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини объяснил это так: «Люди устали от свободы. Для восторженной и суровой молодежи, вступающей в жизнь в утренних сумерках новой истории, есть другие слова: порядок, иерархия, дисциплина». В какие периоды и почему, по вашему мнению, возникает в обществе ностальгия по «сильной руке вождя»? Каким должно быть общество, способное противостоять склонности людей к «бегству от свободы»?
2. В своей известной притче «О трех превращениях» в книге «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше в аллегорической форме изображает этапы творческого процесса. Первый из них - приобретение знаний и навыков, накопление информации. Ницше сравнивает состояние такого человека с верблюдом, на которого навьючивают все большую ношу. Однако приобретенные знания не должны виснуть грузом, быть такой рутиной, которая мешает сказать новое слово. Нужно набраться мужества сказать «нет» себе прежнему, в самом себе освободиться от привычных представлений. Для того нужно стать львом. Потому второй этап – «этап льва», когда надлежит стать решительным и изменить то, что казалось незыблемым и привычным. Третий этап – «этап ребенка», когда человеческий дух становится раскованным, естественным и когда в свободной, непринужденной игре творческих сил рождается что-то новое. Покажите, что способность и возможность свободного творчества невозможны без каждого из этапов. Почему на протяжении жизни часто теряется в человеке творческий импульс, ведь в детстве все были в чем-то талантливы? Какие признаки творчески одаренной личности вы могли бы назвать?
3. «Под парадигмой я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу моде ль постановки проблем и их решения». Кому из современных философов принадлежит эта идея? Какую роль в развитии науки играет смена парадигмы?
4. Ортега-и-Гассет в своей самой известной работе «Восстание масс» пишет: «Особенность нашего времени в том и состоит, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду. Как говорят американцы, отличаться неприлично. Масса сминает непохожее, недюжинное и лучшее. Кто не такой, как все, кто думает не так, как все, рискует стать изгоем. И ясно, что «все» – это отнюдь не «все». Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир стал массой». Объясните, в чем заключается суть того явления, которое испанский мыслитель Ортега-и-Гассет определил как «восстание масс»? Прав ли, на ваш взгляд, в оценке современного общества Ортега-и-Гассет? Почему же быть «как все» плохо? Согласны ли вы удовлетвориться в своей жизни ролью «человека-массы» (в терминологии Ортеги)? Чем понятие «народ» отличается от понятия «масса»?
5. Немецкий социолог и философ Г. Зиммель в своей работе «Конфликт современной культуры» отмечал: «Нет никакой истины, независимой в своем существе, которая могла бы направить поток нашей жизни по верному руслу, а наоборот, среди необозримых теоретических элементов, рождаемых потоком жизни... имеются и такие, которые соответствуют нашей воле к жизни — именно их и называют истинными. Не объект сам по себе, и не суверенный разум определяет в нас самих истинность наших представлений, а сама жизнь». К какому направлению неклассической философии (судя по данному высказыванию) можно отнести такую позицию Зиммеля?
6. Французский философ ХХ Сартр Ж.-П. в статье «Экзистенциализм - это гуманизм» отмечал: «Существуют две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты... и, во-вторых, экзистенциалисты-атеисты. Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности...». Объясните эту фундаментальную для экзистенциализма идею – «существование человека предшествует его сущности». Какие выводы о человеке и его жизни можно сделать из этой идеи?
7. Вытеснение выдающихся людей на периферию общества – вот лейтмотив концепции «восстания масс» Х.Ортеги-и-Гассета. Как пишет испанский мыслитель, с начала XIX века начинается массовый рост комфортности городской жизни. Образование как часть комфорта (а вовсе не духовности) приводит, как отмечает Ортега-и-Гассет, к революции в области «гласности» - права высказывать свое частное мнение по всем вопросам, включая политику, искусство и религию. Если в прошлые века городские массы даже при наличии значительного количества собственных денег не имели права на «свое мнение», то к концу XIX века они почувствовали право не только «иметь мнение», но высказывать это «мнение» вслух и, более того, навязывать его обществу, в том числе властям, художникам, ученым, священнослужителям, – и все благодаря тому, что горожане стали иметь «образование». Как вы поняли позицию Ортеги и согласны ли с ней?
8. В начале 20 века Гальтон высказал опасение, что общее улучшение условий жизни, мощное влияние медицины на жизнь людей позволяют выживать людям, отягощенным наследственными пороками, что приводит к вырождению человечества. Каково ваше отношение к точке зрения Гальтона?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основной
Гриненко, Г.В. История философии: учебник / Г.В. Гриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с.
Налетов, И.З. Философия: Учебник / И.З. Налетов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.
Губский, Е.Ф. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с.
Современный философский словарь / под общей редакцией В.Е. Кемерова. – 2-е изд., исп. и доп. – Лондон, Франкфурт-на Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск. / «ПАНПРИНТ», 1998. – 1064 с.
Дополнительный
1. Ионин, Л.Г. Масса и власть сегодня / Л.Г. Ионин // Вопросы философии. – 2007. – № 3. – С. 3 – 11.
2. Котельников, М.Е. Маркс и ХХI век. К итогам научной конференции в честь 190-летию со дня рождения К. Маркса / М.Е. Котельников // Вопросы философии. – 2008. – № 11. – С. 45 – 52.
3. Краткий очерк истории философии / под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. – 2-е изд., переработ. – М.: Мысль, 1988. – 789 с.
Источники
1. Ленин, В.И. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма) / В.И. Ленин // Полное собрание сочинений. –5-е изд. – М.: Политиздат, 1973. – Т. 26. – С. 43 – 93.
2. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие. Избранные произведения в трех томах / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. – М.: Политиздат, 1980. – Т. 1. – С. 534 – 538.
3. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе. Избранные произведения в трех томах / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. – М.: Политиздат, 1980. – Т. 1. – С. 1 – 3.
4. Энгельс, Ф. Диалектика природы. Избранные сочинения в 9-ти т. / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. – М.: Политиздат, 1986. – Т. 5. – С. 371 – 628.
5. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Избранные произведения в трех томах / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. – М.: Политиздат, 1980.– Т. 3. – С. 371 – 415.
Основная литература к семинарам:
1. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. Учебник. М., 1996.
2. Введение в философию / Авт. кол.: Фролов И.Т. и др. М. 2002.
3. Грядовой Д.И. Философия: Структурный курс основ философии: Учеб. пособие. М., 1999.
4. Дедюлина М.А., Ивлиев В.А., Папченко Е.В. Основы философских знаний. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.
5. Ивлиев В.А. Консультации по философии: Учеб. метод. пособие. Таганрог, 1997.
6. Ивлиев В.А. Практикум по философии. Таганрог, 2003.
7. Ильин В.В. Философия: Учеб. для студ. вузов. М., 1999.
8. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб. для вузов. М., 1996.
9. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. Ростов-на-Дону. 2002.
10. Поликарпов В.С. Введение в философию. Ростов-на-Дону –Таганрог. 2003.
11. Радугин А.А. Философия: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2001.
12. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1989.
Библиотеки on-line
1. Библиотека сайта philosophy.ru – http://www.philosophy.ru
2. Библиотека философского факультета МГУ – http://philos.msu.ru
3. Электронная библиотека по философии – http://filosof.historic.ru
4. Библиотека Максима Мошкова – http://lib.ru
5. Библиотека философского факультета ОмГПУ – http://philos.omsk.edu/libery/index/a.htm
6. Библиотека философии и религии – http://filosofia.ru/articles
7. Библиотека Института философии и права Сибирского отделения РАН – http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/Library.htm
8. Университетская электронная библиотека In Folio –http://infolio.asf.ru/index.asp
9. Электронная библиотека – http://www.universalinternetlibrary.ru
10. Золотая философия – http://philosophy.allru.net/main.html
11. Философия и атеизм – http://books.atheism.ru
12. Каталог интернет-ресурсов по философии, религии, психологии, истории Игоря Ладова – http://www.ladow.narod.ru/fil.htm
13. Открытая русская электронная библиотека – http://orel.rsl.ru
14. Русский гуманитарный Интернет-университет. Библиотека учебной и научной литературы – http://www.iu.ru/biblio/default.aspx?group=0
15. Философская библиотека Средневековья –http://antology.rchgi.spb.ru/index.html
16. Энциклопедия культуры. Библиотека – http://dejavu4.narod.ru/library.html
17. Философская библиотека Новосибирского государственного университета – http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm
18. Восточная литература – http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/A.phtml
19. Библиотека философской антропологии –http://www.musa.narod.ru/bib.htm#1
20. Philosophy – http://eserver.org/philosophy
21. The E-Book Library of Liberty – http://oll.libertyfund.org
Журналы on-line
1. ≪Вопросы Философии≫ –http://logic.ru/ru/node/275
Ежемесячный научно-теоретический журнал ≪Вопросы философии≫. Издается под руководством Президиума Российской академии наук.
2. ≪Логос≫ –http://www.intelros.ru/category/logos Философско-литературный журнал.
3. «Credo New»– http://credonew.ru/
Теоретический журнал. Официальный сайт журнала, учрежденного в 1997 г. Оренбургским региональным отделением Российского философского общества, в настоящее время издается в Санкт-Петербурге.
4. «Топос» – http://topos.ehu.lt/zine/index.htm
Философско-культурологический журнал. Издается Центром исследований по философской антропологии (Европейский гуманитарный университет).