Ортодоксальные школы Древней Индии.
ЛЕКЦИЯ 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
План
Философия Древней Индии.
Древнекитайская философия.
Философия Древней Индии.
Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине I тыс. до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. В Индии философия (религия) – это не просто философия, религия, а образ жизни.
Философские повествования об устройстве мира начинаются с Вед – древнейшего памятника индийской литературы, в котором выражено весьма древнее религиозной мировоззрение.
Веды состоят из 4 частей:
– сборник религиозных гимнов;
– сборник ритуальных текстов;
– правила поведения для отшельников,
– философская часть – упанишады.
В упанишадах провозглашается:
ü тождество Атмана (души, человеческого Я) и Брахмана (бытия, мира в целом);
ü идея сансары – перерождения души (Атмана) и ее странствия из рождения в рождение;
ü идея кармы – обусловленности каждого последующего рождения теми делами, которые совершает индивид;
ü идея и идеал мокши, то есть освобождения от круговорота рождений и смертей как высшей цели человека;
ü идея четырех стадий: стадия ученичества, стадия семейной жизни домохозяина, стадия отшельничества в лесу и стадия полного отрешения от мира, за которой может последовать мокша.
Все философские школы Древней Индии условно делят на:
ü неортодоксальные – отвергающие авторитет Вед (джайнизм, буддизм, локаята);
ü ортодоксальные – признающие авторитет Вед (веданта, миманса, санкхья, вайшешика, йога).
Неортодоксальные школы Древней Индии.
Джайнизмотверг авторитет Вед и брахманов. Основной идеей была идея, указывающее путь «освобождения» души от ее подчинения страстям. Цель – «святость», особый образ поведения, при помощи которого достигается указанное освобождение. Последователем был М.К. Ганди, провозгласивший этику дайнов – этику «ненасилия» – центральной идеей.
Буддизмкак учение, враждебное древней религии брахманизма, возник в VI-V вв. до н.э. Учение буддизма основываются на легенде об основателе религии Будде. Будда отверг традиционный авторитет Вед, и весь ритуализм брахманства, и стал проповедовать мировоззрение, обретенное им в результате собственных многолетних поисков. Центральное место его учения занимают четыре благородные истины:
1) страдание;
2) причина страдания;
3) избавление от страдания;
4) путь к избавлению от страдания.
Пояснить это можно так:
– всякое существование сопряжено со страданием (есть страдание);
– причина страдания-существования – «жажда», влекущая нас к нему;
– искоренив «жажду», искореним и страдание-существование;
– путь к этому искоренению – в особой (правильной!) «стратегии поведения».
Будда принимал общие для его культуры представления о метемпсихозе – переселении душ, о сансаре – как бесконечной череде рождений и смертей и в качестве высшей цели также предлагал «освобождение», полный уход из бытия, который в буддиззме называется нирвана (буквально «угасание»).
Буддизм оказал существенное влияние на все стороны жизни принявших его стран. Распространение буддизма способствовало созданию тех синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует т.н. буддийскую культуру (архитектура, живопись, литература, буддийская образованность).
Локаята – древнейшее материалистическое философское учение в Индии, отрицавшее существование какого-либо другого мира, кроме материального. Все вещи природы состоят из воздуха, огня, воды и земли.
Ортодоксальные школы Древней Индии.
В современных книгах по индийской философии обычно выделяют шесть даршан – точек зрения, направлений, которые разрабатывали разные модели мира и поведения в нем человека, акцентируя каждая ту или иную проблематику.
ü санкхья и вайшешика разрабатывали онтологическую проблематику;
ü йога – это своего рода философия человеческого сознания;
ü ньяя – в основном занималась теорией познания и логикой;
ü мимансу – разрабатывала проблемы герменевтики;
ü веданта – впитала в себя интересы и достижения других даршан, став синкретическим дискурсом, в котором было место и онтологии, и гносеологии и даже теологии.