Философские учения Б. Спинозы и Г.В. Лейбница
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) является автором плюралистической концепции бытия. Бытие представляет собой совокупность множества субстанций или монад. Монада является исходным началом бытия и обладает абсолютной простотой и неделимостью. Монада также не обладает протяженностью в силу бесконечной делимости пространства. В то же время необходимо отметить отличие между атомистическим учением Демокрита и учением Лейбница о монаде. Если атом Демокрита это телесно-материальное образование, т.е. обладает физической природой, то монада обладает духовной природой. Монада неизменна, это замкнутый мир, отражающий в себе весь миропорядок. Изолированность монад преодолевается предустановленной гармонией, установленной Богом. Им обеспечивается внутренний порядок мира монад. Монады вечны и неуничтожимы, возникают из излучений божества и могут быть уничтожены лишь сверхъестественным способом.
Лейбниц различает три вида модад. В основе классификации лежит принцип степени развития монады:
1. Монады, образующие физические тела. Это низшая степень развития монады.
2. Монады составляющие растительный и животный мир. Это монады-души, обладающие ощущениям и представлениями.
3. Монады- духи, определяющие природу человека. Это монады высшей ступени развития в силу наделения их сознанием.
Гносеология Лейбница является рационалистической, им выделены два рода истины:
1. Истины разума или врожденные идеи, находящиеся в интеллекте в зародышевом состоянии и постепенно развивающиеся до полного осознания. Они добываются дедуктивным способом, т.е. через математику и логику.
2. Истины факта в отличие от истин разума не обладают всеобщностью и необходимостью. Они случайны и эмпирически и выводятся индуктивным способом. Истины факта – это законы природы, которые открываются науками естествознания.
Учение Бенедикта Спинозы, голландского мыслителя (1632-1677) – это учение об единой всеобъемлющей субстанции, то есть его философия носит монистический характер. Субстанция есть причина самой себя, она ничем не обусловлена. Она вечна во времени и бесконечна в пространстве. Субстанция есть природа или Бог, этим самым Спиноза стоит на принципах пантеизма. Субстанция едина, но атрибуты, посредством которых она выражает свою сущность - великое множество. Через такие атрибуты субстанции, как протяженность и мышление, человек познает ее.
Спиноза вводит также понятие модус, под которым понимает конкретные явления и предметы. Если субстанция – это природа производящая, то модусы –это природа произведенная. Природа – это одновременно субстанция и модусы как совокупность природных явлений. Если субстанция – это единство мира, то модусы – это его многообразие.
В своей теории познания Спиноза признает возможность истинного познания мира человеком. Человек не имеет врожденное знание, но он обладает врожденной способностью обретать знание. Спиноза выделяет четыре способа приобретения знания в «Трактате об очищении интеллекта», стремясь при этом установить такой метод исследования, который позволяет познать саму сущность вещей:
1. способ получения знания понаслышке, например ссылание религии на авторитет библейского предания. Этот метод сразу же отвергается Спинозой как не приводящий к познанию сущности вещей;
2. способ получения знания житейским наблюдением. Он не определяется разумом, является беспорядочным и позволяет познать лишь случайные признаки, но не сущность вещи;
3. способ приобретения знания через нахождение причин на основании следствий или выведения сущности вещи из определенного общего понятия. Это, безусловно, научный метод познания, но, как считает Спиноза, он не дает восприятия вещи через ее сущность;
4. способ приобретения знания через познание вещи посредством восприятия ее сущности или интуитивный метод, который представляет собой познание сущности вещи на основе сущности субстанции. Это рациональный метод познания, которое дает безошибочное знание, так как полученное знание соответствует сущности познаваемой вещи.
Учение Спинозы о субстанции представляет собой также учение о человеке, его нравственности и мудром отношении к жизни. Так, Спиноза убежден, что через осознание, что «свобода есть познанная необходимость», человек понимает необходимость и преходящий характер всех перепитий своей индивидуальной жизни.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему философия Нового времени обретает черты науки в отличие от средневековой философии?
2. Почему в философию 18 века проникают черты, присущие таким областям знания, как математика, физика и механика?
3. Докажите, что философия Лейбница и Спинозы является рационалистической?
4. Почему учение Спинозы о монаде является учением о человеке, нравственности и мудром восприятии жизни?
5. Объясните положение Спинозы «Свобода есть познанная необходимость»? Чем напоминает оно этику стоицизма и эпикуреизма?
6. Что понимает Лейбниц под монадой? Почему учение о монаде является рационалистическим?