Марья Болконская: проблемы духовности, внутренней работы
Важнейшая портретная деталь в описании княжны Марьи – глаза, прекрасные, лучистые, преображающие её некрасивое лицо. Именно глаза отражают ту постоянную внутреннюю работу, которая отличает, как и всех Болконских, княжну Марью. Княжна Марья наделена талантом великодушия, поражает её умение понимать людей. Прощать их слабости, никогда и ни в чём никого не винить – только себя. «Кто всё поймёт, тот всё и простит», «Если тебе кажется, что кто-нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймёшь счастье прощать», «Надо быть снисходительным к маленьким слабостям. Надобно входить в положение каждого». Марья настолько богата духовно, что невольно переносит свои качества на других, видит в людях прежде всего хорошее: «Андрей! Какое сокровище твоя жена» (о маленькой княгине), «Она очень милая и добрая, а главное – жалкая девушка» (о француженке), «Он ей казался добр, храбр, решителен, мужественен и великодушен» (об Анатоле).
Любовь и самопожертвование – основы жизни княжны Марьи, поэтому постоянна направленность не на себя, а всегда на других. Она редко бывала довольна собой, всегда готова была обвинить себя. «Он стар и слаб, а я смею осуждать его!» - думала она с отвращением к самой себе в такие минуты». Постоянное недовольство собой, максимализм и требовательность по отношению к себе – это свойство истинно нравственного человека, поскольку предполагает душевную неуспокоенность, а значит, душевное развитие. «Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна».
Именно на проявление высшей духовной жизни полюбил Марью Болконскую Николай Ростов, увидев в ней то, чего была лишена Соня, - бескорыстие, душевность, высочайшую нравственность. Одухотворенность княжны Марьи поднимает в нем всё лучшее: «И, умиленный воспоминанием о княжне Марье, он начал молиться так, как он давно не молился», «Главное основание его твердой, нежной и гордой любви к жене имело основанием всегда это чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена». Ум, такт, деликатность – это в семье Николая Ростова именно от неё.
Главное предназначение женщины, по Толстому, - материнство, поэтому в эпилоге романа любимые героини, Наташа и Марья, показаны как созидательницы новых семей. Графиня Марья Ростова как мать заботится прежде всего о духовном становлении своих детей, поэтому для нее важно воспитание культуры чувств и отношений – и в этом она опять-таки продолжает традиции своего рода.
Элен Курагина: проблемы эгоизма. бездуховности
Элен, как и все Курагины, несет на себе печать родового эгоизма, пошлости, бездуховности. Элен всегда одинакова, неподвижна и внешне и внутренне, её мраморная красота никогда не отражает душевных изменений, потому что Элен лишена жизни души. Толстой, как и Пушкин, разводит понятия «блеска» и «прелести». В Элен нет истинной прелести, которая рождается от внутреннего света, внешний блеск исчерпывает всё её личностное содержание: «белая бальная роба», «блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов», «на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользнувших по её телу», Всегда неизменная, одинаково сияющая для всех улыбка, никогда не выражающая её внутреннего состояния, была для Элен как материальная часть её туалета. «Пьер так привык к этой улыбке, так мало она выражала для него, что он не обратил на неё никакого внимания».
Красота Элен бездуховна. Если прекрасное призвано поднимать в человеке всё лучшее, то красота Элен возбуждает лишь что-то «гадкое», «запрещенное».
Смерть Элен стала логичным завершением её жизни – такая же тёмная, пошлая, грубая, настигшая ее как расплата за великий грех прерванного материнства.