Философия аль-фараби и ибн-сины
Аль-Фараби. Собрал и упорядочил все трактаты Аристотеля – «Органом». Главное – логика (инструмент для познания истины). Теоретическая основа логики – метафизика. В мире два вида бытия: «возможно-сущие» вещи – случайные, причина их вне них, «необходимо-сущие» - Бог (из Его сущности вытекает Его существование, сущность определяет существование). Затем у Ибн-Сины и Фомы Аквинского. О Боге. Его невозможно определить, Он есть личная воля. Из него эманирует первый и второй разумы (второй создает мир и 4 стихии). Эти разумы можно постичь чистым (не затемненным чувствами) человеческим разумом. У человека 4 познавательные способности (разума): 1) пассивный (связан с чувственностью), 2) активный (чистая форма, способность к познанию форм), 3) приобретенный (познал формы), 4) деятельный (постигает другие духовные формы и Бога).
Ибн-Сина. Понял Аристотеля когда прочитал толкование «Метафизики» Аль-Фараби. 4 вида бытия: 1) чисто духовное, 2) духовное связанное с материальностью (небесные сферы), 3) предметы связанные или не связанные с телесностью (философские категории – субстанция, свобода и т.д.) – составляют основу метафизики, 4) конкретные материальные вещи. Возможно-необходимое и возможно-сущие (см. выше). Универсалии (позднее у Фомы Аквин.) – существуют в уме Бога (до вещей), в вещах (вещь причастна универсалии), после вещей (человек познавая вещи вырабатывает универсалии в своем уме). О Боге. Воля Бога подчинена Его разуму, Бог творит только то, что знает (позднее Фома). Бог мыслит только Сам Себя и некоторые общие вещи (роды), индивидуальные предметы Бог не познает (не Всеведущ, нет промысла – мир развивается по законам разума и причинности). Творение мира. Бог и совечная Ему первоматерия. Из Бога эманирует 1-вый разум, из него 2-ой и т.д. до 10-го. 10-й сообщает телам форму и обеспечивает наше знание об этих телах. О душе. Ее цель – освободиться от чувств (мешают познанию Бога). Душа бессмертна в своей духовной сущности, нет воскресения тела.
16.Аль-Газали (1059-1111 гг.) и его критика философии.Родился и постоянно жил в Персии, на территории нынешнего Ирана, в молодости изучал философию, стремился к познанию истины, но со временем Аль-Газали стал считать, что философия несовместима с истинной верой.
Труды:«Самоопровержение философов»;«Оживление религиозных наук»;автобиография «Избавляющий от заблуждения».Естественные науки (математика, физика, медицина) приносят практическую пользу (а философия не приносит), поэтому Аль-Газали портив них особенно не возражал. Но, пользуясь полезностью и доказательностью таких наук, многие переносят их способ рассуждения на познание Бога, что, как раз отдаляет от Него, искажает представление о Нем, возникают ереси, безбожие, в конечном счете. Поэтому Аль-Газали ставит главной своей задачей критику философии, ибо именно философия приводит людей к безбожию.Всех философов Аль-Газали делит на три группы: философы, утверждающие вечность мира и отрицающие существование Творца (Эмпедокл, Анаксагор и Демокрит); естествоиспытатели, которые переносят естественно-научный метод познания на философию и все объясняют при помощи естественных причин, — это полные еретики, которые отрицают загробную жизнь, отрицают Бога;
Концепция причинности А.:Философы-естествоиспытатели объясняли все естественными причинами и причинно-следственными связями. В противовес им А. говорит, что причина всему – Бог, и что Он творит мир постоянно, чего мы не замечаем: нам кажется, что Он единожды сотворил его, а все остальное – изменения, вызванные предыдущим его (мира) состоянием. На самом же деле каждое изменение состояния мира не имеет никакого отношения к предыдущему, а является новым творением Бога. метафизики, с которыми больше всего спорит Аль-Газали (Сократ, Платон, Аристотель, Аль-Фараби и Ибн-Сина). Их заблуждения:Мир вечен, а не сотворен Богом.Аль-Газали: Бог всемогущ => ничего совечного Ему нет => мир, а именно и в т.ч. материя (по Аль-Фараби и Ибн-Сине), творится Богом. Бог не всемогущ: Он знает лишь всеобщее, универсальное, но всего многообразия не ведает.Аль-Газали: Бог знает все вещи непосредственно, для этого Ему не нужно создавать какие-то универсалии, какие-то общие сущности, это излишне, ведь Бог может познавать всяких посредников.Поэтому Аль-Газали можно назвать номиналистом: существуют лишь конкретные материальные тела, и Бог их творит непосредственно, минуя посредников в виде универсалий. Т.е. Аль-Газали — бого.слов-мистик, отрицающий философию, утверждает номинализм для того, чтобы утвердить всемогущество и всеведение Бога. В то время как реалисты-мусульмане (Аль-Фараби и Ибн-Сина) используют свой реализм для ограничения воли Бога. Воскресения нет и нет личного бессмертия. Душа вечна, но лишь как духовная сущность, а не как личность. (По Аль-Фараби и Ибн-Сине, бессмертие души состоит в бессмертии ее разума. Душа после смерти лишается своих индивидуальных черт, особенно личностного начала, и бессмертен лишь разум.)
Итог: Философия, имеющая ограниченную область знания, не имеет никакого отношения к Богу, человек не может иметь разумного знания о Боге.
17. Философия Ибн-Рушда (Аверроэса).«Аристотель объяснил природу, а Аверроэс объяснил Аристотеля»: Ибн-Рушд утверждал, что Аристотель достиг пределов человеческой мудрости => осн. задача совр. философов — комментирование Аристотеля и истолкование его философии.Осн. труд - «Опровержение опровержения» - опровержение работы Аль-Газали «Опровержение философов».Следуя Аристотелю, строит классификацию умозаключений:Аподиктические - научные;Диалектические - более или менее вероятные;Риторические - дающие лишь видимость объяснения.=>сущ. 3 класса людей: аподиктики: их меньшинство, это интеллектуальная элита, стремящаяся к истине, обладающая истинно научным методом познания истины (из арабского мира это Аль-Фараби и Ибн-Сина).Философия и религия непротиворечивы, предмет познания у них один - Бог, но противоречие между ними все-таки возникает в силу того, что люди не умеют пользоваться правильным методом познания - путем чисто аподиктического научного знания. Философский способ познания более адекватен своему предмету. Другие способы также существуют, но они менее адекватны, дают лишь кажущуюся картину.Истина изложена в свящ. книгах Корана, который имеет 2 смысла: внешний и внутренний. Внешний имеет лишь диалектическое и, часто, риторическое значение => куча противоречий, их надо решать и при помощи внутреннего смысла, который доступен только аподиктикам. Их толкованиям и следует внимать. диалектики: таковых побольше (современные Ибн-Рушду теологи, в том числе и Аль-Газали);риторики: таких большинство, это простые верующие, которые довольствуются псевдо-объяснениями.Спор с Аль-Газали о вечности/сотворенности мира Богом:Ибн-Рушд: Бог творит мир => у Бога чего-то не достает, что умаляет Его собственную природу. Бог вечен, и воля Бога также вечна => непонятно, откуда берется начало мира, откуда в мире изменения? => истинное знание о Боге наоборот, предполагает совечность мира Богу.Бог - Перворазум и Перводвигатель (как и Аристотель мыслил). Бог знает лишь Сам Себя, мир от Него максимально независим, материя есть самостоятельное начало и является источником всех изменений.Об универсалиях: Ибн-Рушд не соглашался с мнениями ни Аль-Газали (который отрицал объективность материи и объективность формы), ни Авиценны (который утверждал пассивность материи и активность формы). Аверроэс утверждает конкретность единичной формы и единичной материи, конкретность каждого единичного предмета, универсалии существуют только в материи и всегда, но потенциально, и актуализировать их может своим актом Бог.О причинности: причинно-следственные связи в мире нам не кажутся. Мир существует в Боге как единое целое, в котором каждые части связаны друг с другом. Бог дает миру гармонию, порядок, из которых и вытекает причинно-следственная связь в мире, а она исключает любую случайность и любое чудо. О бессмертии души: душа — это форма тела и поэтому душа вместе со смертью человека также умирает. Однако умирает не вся душа, а лишь то, что было связано с телом, то есть растительная и животная души — то, что давало индивидуальность человеку. Разумная же душа не умирает, она вечна, чел. разум подобен божественному разуму => индивидуального бессмертия человека нет => общение человека c Богом невозможно, т.к.1) Бог не видит человека, не может его познать как некоторую индивидуальность; 2) человек не может возвыситься до Бога посредством своих собственных чувств, ибо эти чувства имеют другую сущность, небожественную, и связаны лишь с человеческим телом.Несмотря на действительную ложность учения о бессмертии не нужно говорить народу об этом, ибо народ этого не поймет (они же риторики). Религия истинна и нужна лишь для того, чтобы держать народ в узде. Истинный философ, аподиктик, может возвыситься над обычными религиозными представлениями до познания истины, поэтому пророки не выше философов, они помогают лишь держать народ в узде.
18. Латинский аверроизм. Сигер Брабантский.Родился около 1240-го года и умер, точнее был убит, между 1281-84 годами, точной даты не установлено. Последователь Ибн-Рушда, основал школу Латинского аверроизма.Труды: «О вечности мира»,«О необходимости и взаимосвязи причин»,«Вопросы о разумной душе».«За» вечность мираСоотношения философии и религии, соотношении веры и разума. Концепция двух истин: истины философии и истины религии необходимо противоречат друг другу. И философия приводит к истине, и христианство говорит об истине, эти истины различны => истина существует в двух видах. Философская истина: разум существует вечно, бессмертие невозможно, Бог мир не творит, является просто первотолчком и т.д. Христианская истина: сущ. личное бессмертие, Бог-Творца, и мир Им сотворен. Сигер понимает, что человек слаб и не может своими силами дойти до всей истины. Сигер явно противостоял католической церкви (отрицал 30, а потом 213 тезисов католичества):
Мир вечен, Бог не есть Творец, творение можно понимать как эманацию, по-платоновски. Бог подчиняется разуму, необходимости и, поэтому у Него нет абсолютной свободной воли => аверроисты отрицали и троичность Бога и воплощение Бога-Слова, отрицали искупление Иисусом Христом человеческих грехов. Бог понимается как аристотелевский Ум; Бог может мыслить лишь самое достойное, т.е. Сам Себя. Единичных чувственных предметов Бог не знает и не мысли => любое богослужение, любая молитва бессмысленны и бесполезны.
Все в мире подчинено причинно-следственным связям.
Человек не бессмертен как личность, бессмертно лишь его разумное начало и притом не как личное, а как родовая человеческая сущность. Со смертью человеческий разум сливается с Божественным разумом.
Благодаря массовому распространению латинского аверроизма в Европе возникает отрицательное отношение к Аристотелю. Вначале аристотелевские работы были вообще под запретом, но потом монах Фома из города Аквин разрешает этот вопрос.
P.S. Оправдатели Сигера: Этьен Жильсон и Данте Алигьери (в свой произведении «Божественная комедия», где рядом с Фомой Аквинским в раю стоял и Сигер).
19.Бонавентура (1217-1274 гг.):объединение мистицизма и рационализма. Бонавентура: объединение мистицизма и рационализма - «серафический доктор». «Комментарии к сентенциям Петра Ломбардского», «Путеводитель души к Богу». Попытка иерархически соединить все возможные способы размышления о Боге (мистицизм, философию, естественные науки). Бога познать полностью нельзя - человеческие способности (разум отличается от веры) отличаются от божественных (вера и разум совпадают). 2 пути познания Бога. Богословие - от Откровения к тварному миру. Философия – естественный разум исходит от вещей к Богу, но разум пользуется критерием истинности - божественный свет, исходящий из Откровения => разум пользуется своими истинами лишь при помощи сверхъестественной помощи. Заслуга христианства - разум получил надлежащую опору на Откровение. До христианства два способа употребления разума: опора только на разум (египетские жрецы); просили у Бога разум (Соломон). Идея Бога врождена человеку (Фома - врождена возможность идеи Бога), но не идея Его сущности (явлено существование Бога, но не явлена Его сущность) => философия - этап на пути к Богу. Три доказательства бытия Бога. 1-ое - Бог есть истина, врожденная душе - разум стремится к вечному знанию, обладанию вечной истины и любит эту истину (Августин), но невозможно любить то, чего не знаешь. 2-ое - из чувственного мира, вещи несамодостаточны (не могут существовать самостоятельно - необходимо существование Бога). 3-е - модификация онтологического доказательства бытия Бога: если Бог есть Бог, то Бог существует. Троякое понимание Бога разумом: 1) в мире (мир - некий след Бога), 2) в человеческой душе (душа - образ Бога), 3) непосредственно => три этапа: мир, душа, Бог => 3-ное существование вещей: в Боге, в материи, в уме => в душе существуют три начала: ощущение, ум и дух. Трем этапам соответствует три вида теологии - символическая, собственная и мистическая. Символическая повествует о Боге, существующем в мире; предметом собственной является Бог, проявляющийся в нашей душе, а мистическая говорит о Боге Самом по Себе. Но каждый из этих этапов можно рассматривать двояко: как сам по себе и как существующий по сравнению с другим => количество этапов удваивается. Восхождение человека к Богу происходит через шесть этапов, ступеней озарения, соответствующих шести крыльям серафима, шести дням творения, шести ступенями храма Соломонова и т.д. Шести этапам соответствуют и шесть способностей души: ощущение, воображение, смысл, понимание, ум и последняя способность - «светоч синдерезы» (превосходит все наши способности, мистическое соединение, уподобление Богу). Подъем начинается с тварного мира (Бог познается через следы, оставленные в природе, т.к. мир есть образ и подобие Бога). На 2-ой - человек должен понимать гармонию в мире вещей, виновник которых Бог. 3-я ступень - узрение Бога внутри себя, в душе с помощью благодати. На 4-ой - душа преображается (от ума к сердцу), благодаря чему на 5-й ступени духовной эволюции, души практикующих созерцают Бога в Его непереходящей славе. На 6-ой - душа сливается с Ним, но при этом остается личностью. Для души это наивысший из трех путей, которые различала средневековая мистика и которые Бонавентура представил в специальной работе «Троякий путь». Вначале происходит освобождение души от зла, затем имеет место ее внутреннее просвещение и, наконец, соединение с Богом.
20. «Естественная теология» Фомы Аквинского (1225-1274 гг.) Человеческий разум не изменился после грехопадения. Философия – естественная теология, цель – доказать существование Бога из данных чувственного мира (богословие – из Откровения – сверху вниз). Эти доказательства формирует разум не просвещенный благодатью, они формулируют представления о Боге которое является фундаментом для принятия Откровения. Фома отвергает онтологическое доказательство бытия Бога: бытие Бога отличается от нашего бытия => человек не может судить о нем; Бог обладает бесконечным количеством атрибутов => разум должен быть бесконечным, но разум человека конечен => для человека это не доказательство, онтологическое доказательство доступно лишь для Самого Бога. Для доказательства использует 4 причины Аристотеля, но модифицирует 4 (нет первоматерии, материя сотворена). Космологические доказательства – от мира к Богу (некий факт в мире – его метафизический анализ отсылает к трансцидентному Богу.
Пять доказательств. 1 путь – от движения. Нечто движется в этом мире, все что движется приводится в движение другим (этот процесс не может уходить в иерархическую бесконечность) => есть перводвигатель и это Бог. 2 путь – из смысла действующей причины (причинно-следственные связи в мире). Невозможно, чтобы действующее было причиной самого себя. И невозможно, чтобы в действующих причинах процесс уходил в иерархическую бесконечность (не временную). Существует определенный порядок причин. Средних (вторичных) причин может быть много, может быть одна – неважно. Главное – чтобы процесс не уходил в бесконечность. Если исключить аспект причинности из мира – исчезнут и все следствия. Но идея восходящего ряда причин – противоречива. Тогда надо признать, что вещь в мире не может быть причиной самой себя. И ряд причин не может быть бесконечным, уберем причину – исчезнут следствия. Значит, остается предположить первопричину всего, что совершается в мире – Бога. 3 путь – из возможного и необходимого. Возможная вещь – существует случайно (может быть и может не быть, возникать и разрушаться, но она не может быть вечной). Если все случайно (может быть и не быть) => то обязательно должен наступить момент когда ничего не будет (совпадут периоды небытия вещей) => если все вещи случайные, то ничего бы не было (все вещи исчезли, а из пустоты другая случайная вещь возникнуть не может), а это ложно => должна быть хотя бы одна вещи которая должна не может не быть (что есть всегда, существует с необходимостью). Мир существует => существует хотя бы одна вещь, существующая с необходимостью (вечно), т.е .не все вещи случайны => и это есть Бог (из этого доказательства не следует, что эта вещь одна, но невозможность многобожия была доказана философами уже ранее этого). Бог – Гарант существования мира. Необходимость существования мира в промысле Божием о мире, а не в самих вещах (все вещи случайны). Время в этом доказательстве подразумевается бесконечным – не имеет начала и конца. 4 путь – от степеней совершенства. В вещах обнаруживаются разные степени совершенства, но о более или менее совершенном можно говорить в сравнении с другим объектом сравнения (более или менее теплое говорим по отношению к теплу) => должно быть абсолютное совершенство, идеал, => этот идеал есть Бог (абсолютное совершенство – абсолютное благо и т.д.) – новое усложнение образа Бога. 5 путь – от управления вещами (отличен от 4 выше приведенных (называют космологическими) доказательств, это физико-теологическое доказательство). Из рассмотрения природы можно сделать вывод, что вещи лишенные разума действует так, как если бы у них была определенная цель => достигают цели не случайно, а от намерения, но не разумное, не одушевленное существо может стремиться к цели, только направляемое кем-то => этот кто-то – Бог. Бог - Промыслитель, направляющий природные вещи к цели их существования.