Соотношение сущности и существования человека как философская проблема. Осн. идеи работы Ж.П Сартра
Сущность человека – это устойчивый комплекс взаимосвязанных специфических характеристик, необходимо присущих индивиду как представителю рода «человек» («человечество»), а также как представителю определённой социальной общности. Признаки сущности человека:
1. сущность человека имеет родовой характерСущность человека выражает своеобразие рода «человек», которое так или иначе представлено в каждом единичном экземпляре этого рода. 2. сущность человека носит деятельный характер – это значит, что она формируется и существует лишь как сумма специфически человеческих видов деятельности. Деятельный характер сущности человека выражается через понятие «сущностные силы человека» (Маркс) - это универсальные возможности человека как родового существа, реализующиеся в процессе истории; это побудительные факторы и средства, а также способы человеческой деятельности (потребности, способности, знания, умения, навыки). Сущностные силы человека предполагают наличие предметности особого рода – социальной предметности 3. сущность человека носит общественный характер. Индивид как родовое существо есть существо социальное. Человеческая сущность формируется в процессе совместной деятельности людей, а значит, предполагает определённые социальные формы этой деятельности, систему общественных отношений. Все качества, присущие отдельным людям и отличающие одного человека от другого, являются общественными отношениями (таковыми являются ум человека, красота (привлекательность), талант, щедрость и т.д.)
4. сущность человека имеет конкретно-исторический изменчивый характер. Это означает, что 1) когда рождается новая человеческая особь (младенец), то человеческая сущность не рождается вместе с ней. Эта сущность формируется в деятельности индивида на протяжении всей его жизни. Особь превращается в индивида, когда попадает в общество других. 2) сущность человека меняется со сменой исторических эпох, т.е. со сменой типов общественных отношений.
Существование человека.Понятие «существование» в классической философской традиции употреблялось для обозначения внешнего бытия вещи, которое (в отличие от сущности вещи) постигается не мышлением, а непосредственным чувством.
Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) в статье «Экзистенциализм – это гуманизм» 1946 г.:
1. человек есть такое бытие, у которого существование предшествует сущности. Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы эту природу задумал. Человек сначала существует и только лишь потом определяется. Человек – это свобода. 2. человек изначально не представляет собой ничего. Он становится впоследствии тем, чем он сделает себя сам => человек является не только таким, каким он себя представляет, но и таким, каким он хотел бы себя представлять (это тоже его реальность). 3.человек – это проект, т.е. существо, которое устремлено к будущему и при этом осознаёт, что он проецирует себя в будущее. 4. человек ответственен за то, кто он есть, но также и за всех остальных людей. «Выбирая себя, я выбираю человека вообще».
Человечество можно определить и через экзистенциальный смысл: человечество – это общность существования всех людей на Земле в том смысле, что выбор каждого человека так или иначе становится значимым для всех остальных людей.
Сравнительная характеристика сущности и существования:
1.сущность – это синоним общего. Сущность присуща роду (виду), но не индивидууму-. существование уникально, единично и всегда присуще лишь данному конкретному индивидууму. 2.сущность отражается в общем понятии; познание сущности требует обобщения (генерализации), т.е. абстрагирования от единичных особенностей- существование может быть дано лишь в конкретном переживании, эмоционально-насыщенном состоянии (надежда, вера, любовь, страх, отчаяние и т.п.). Существование не может быть познано через обобщение и отражено в общем понятии. Метод познания человеческого существования – это понимание, а также художественное описание. 3.сущность содержит главное, основное- существование вообще не знает противопоставления главного и второстепенного 4. сущность понимается либо как вечное и вневременное (Платон, Аристотель, средневековые схоласты), либо как относительно устойчивая, но развивающаяся (Гегель, Маркс)- существование изменчиво (ситуативно), конечно и исторично. 5.сущность присуща своему носителю с необходимостью, её не выбирают- существование предполагает свободу и проявляет себя в актах свободного выбора. Существование совпадает со свободой, существование и есть сама свобода (С. Къеркегор – датский философ, основоположник экзистенциализма).
6.сущность – это ставшее, итог прошлого развития- существование – это становление, это выход за свои пределы (трансцендирование), разрыв с собственным прошлым и вообще со всем тем, что задано как объективный фактор.