Понятие биосферы и ноосферы. Биогеохимическая концепция биосферы В.И. Вернадского
Биосфера и ноосфера |
Предельные основания природы как объекта изучения в наши дни чаще всего раскрываются в процессе постановки и решения следующих философских проблем:
· антропосоциогенеза («проблемы, касающиеся вопросов о том, почему и каким образом материя неживая породила материю живую и человеческое общество?»);
· дифференциации естественного и искусственного;
· сущности противоречий и кризисных состояний в различных исторических типах взаимодействия общества и природной среды.
Природа – сложная система, которая состоит из объектов и процессов, имеющих естественное происхождение. Важной особенностью природы является ее способность к самоорганизации и саморазвитию. Современный уровень философского осмысления взаимоотношений общества и природы обычно связывается с концепциями биосферы, ноосферы, коэволюции и др.
Термин «биосфера» (от греч. bios – жизнь, sphere – шар) использовался французским ученым Ж. Ламарком для обозначения популяции живых организмов, живущих на Земле. В научный язык этот термин введен в 1875 г. австрийским геологом Э. Зюссом, употребившим понятие «биосфера» для обозначения особой оболочки Земли с населяющими ее живыми существами, влияющими на ее состав, структуру, жизнедеятельность. Дальнейшая эволюция этого понятия связана с именем академика В.И. Вернадского, который обозначал понятием «биосфера» не только живые организмы, но и их среду обитания. Биосфера, по Вернадскому, «это область распространения жизни, включающая наряду с организмами и среду их обитания. … биосфера является термодинамической оболочкой с температурой от +50° до -50°С и давлением около 1 атмосферы. Биосфера является лишь частью геологической оболочки Земли. Биосфера состоит из атмосферы, гидросферы и верхней части литосферы, в которых происходят разные биогеохимические превращения энергии и веществ».
Биосфера, как говорилось ранее, представляет собой один из уровней материального бытия. Структура биосферы связана с эволюцией форм живого вещества и состоит из следующих уровней (табл. 39).
Таблица 39.
структура биосферы
Структура биосферы | молекулярный уровень; | |||
клеточный уровень; | ||||
тканевый уровень; | ||||
организменный уровень; | ||||
популяционный уровень; | ||||
биогеоценозный уровень |
Усложнение организации биосферы свидетельствует о ее эволюции и развитии, что подтверждается:
· усложнением ее структуры;
· развитием от низшего к высшему;
· многообразием форм жизни;
· усложнением форм отражения;
· синергетическим свойством самоорганизации;
· выраженной тенденцией к устойчивости биосферы.
· Эволюция биосферы подтверждается и ее функциями:
· энергетическая;
· биогеохимическая;
· информационная.
Последняя функция указывает на философский смысл понятия биосферы. Этот смысл также связан с именем В.И. Вернадского и понятием ноосфера.
Концепция ноосферыбыла развита в трудах французского философа Тейяра де Шардена и русского ученого В.И. Вернадского.
Ноосфера(с греч. noos – сфера разума) - качественно новый этап в развитии биосферы, который формируется под влиянием разумной деятельности человека, границы ее постоянно расширяются, поэтому человек должен сформировать у себя ответственность за процессы эволюции планеты.
В.И. Вернадский полагал, что в ходе естественной и цивилизационной эволюции биосфера (живая оболочка Земли) переходит в ноосферу (разумную оболочку Земли) или сферу разума.
Все вещества на Земле Вернадский делил на семь видов:
1) живое вещество (организмы);
2) биогенное вещество (предпосылка жизнедеятельности организмов);
3) косное вещество (не связанное непосредственно с жизнедеятельностью живых организмов);
4) биокосное вещество (с элементами живого и неживого);
5) радиоактивное вещество;
6) рассеянные атомы;
7) космическое вещество (по происхождению).
Между косным (неживым) веществом и живыми веществами происходит постоянный энергетический обмен. Большая часть биосферы представлена неживым веществом.
Введенное Вернадским понятие «живое вещество» охватывало земные организмы, а биосферой ученый называл среду, в которой развивается живое вещество. Таким образом, развиваясь, живое вещество влияет на биосферу и изменяет ее.
К числу основных предпосылок появления ноосферы Вернадский относил:
· победу человека над остальными биовидами и расселение по всей Земле;
· создание общепланетной информационной сети;
· открытие новых источников энергии (атомная);
· победу демократии и доступ к управлению народных масс;
· превращение материально-преобразующей и научно-технической деятельности человека в важную геологическую силу.
Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что человек своей техногенной деятельностью коренным образом изменяет биосферу Земли, в результате чего последняя неизбежно должна преобразоваться в «ноосферу» – «сферу разума». С понятием ноосфера связана вера Вернадского в человека и человеческий разум. Однако, в настоящее время учение о ноосфере рассматривается в общем контексте экологических ценностей современной цивилизации и новой коэволюционной парадигмы взаимоотношения человека и природы.
3.2.4. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек–общество–природа» и сценарии их возможного решения
Во взаимоотношениях общества и природы основополагающую роль должны играть экологические императивы и принцип коэволюции, т. е. совместного развития человека и биосферы. Автором концепции коэволюции природы и общества является выдающийся русский ученый XX в. Н. Тимофеев-Ресовский. Понятие коэволюции определяет стратегию взаимодействия природы и общества в русле концепции глобального (универсального) эволюционизма (Н. Моисеев, Э. Янч).
Данная концепция универсального эволюционизма является междисциплинарным проектом по выработке общей картины единого процесса развития природы и общества.Универсальный эволюционизм представляет собой синтез идеи эволюции с идеями системного подхода. Поэтому взаимосвязь и развитие неживой, живой и социальной материи рассматривается как самоорганизующийся процесс, а сама эволюция предстает в качестве перехода от одного типа самоорганизующейся системы к другому.
Универсальный эволюционизм лежит в основе современной общенаучной картины мира и опирается на основные теории XX в.:
· теорию нестационарной Вселенной (утвердившей идеи эволюции в неорганической природе);
· синергетику как учение о самоорганизации в живых и неживых системах;
· теорию биологической эволюции и развития, включая концепции биосферы и ноосферы.
Универсальный эволюционизм позволяет рассматривать человека как объект космической эволюции, закономерный и естественный этап в развитии нашей Вселенной, ответственный за состояние мира, в котором живет человек. Жизнь у Вернадского предстает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в космическую эволюцию. От того, как человек будет строить свои взаимоотношения с миром, зависит его будущее.
Поэтому проблемы коэволюции человека и биосферы включают не только изменение биосферы в человеческих интересах, но и изменение самого человека, его мировоззрения, выработку согласованного характера эволюции человеческого общества, его производительных сил с объективным развитием природы.
Идея коэволюции, или согласованного развития человека и биосферы оказала серьезное влияние на современную естественнонаучную и социогуманитарную мысль, оказалась включенной в практику государственного управления в процессе разработки концепции устойчивого развития. Понятие «устойчивое развитие»стало широко применяться в научном и политическом лексиконе после публикации Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию (комиссия Г.Х. Брундтланд) доклада «Наше общее будущее» (1987 г.). В нем оно определялось как такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей настоящего поколения без угрозы благосостоянию будущих поколений.
Главная цель новой стратегии – обеспечить выживание человечества путем преодоления внутри-социальной напряженности и конфликтности и сбалансированного социоприродного взаимодействия. Основной задачей устойчивого развития является достижение согласования социально-экономического развития и сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений с учетом демографического роста. Исходя из этого, устойчивое развитие предполагает такую социально-экономическую модель в XXI веке, которая способна удовлетворить потребности ныне живущих поколений и заложить благоприятные перспективы для будущих поколений.
В принятом мировым сообществом документе "Повестка дня на XXI век" обозначена программа действий для решения проблем устойчивого развития. Основные установки новой стратегии сводятся к следующим положениям:
· в центре внимания экономической и социальной политики должны находиться люди, чье право на здоровую, плодотворную жизнь в гармонии с природой имеет приоритетное значение;
· задачи сохранения окружающей среды и экономического развития должны решаться неразрывно;
· все народы имеют право на развитие при сохранении качества окружающей среды как в настоящем, так и в будущем;
· государства должны нести ответственность за свою деятельность, наносящую ущерб окружающей среде других стран;
· государства должны заменить модели производства и потребления, не способствующие устойчивому развитию.
Состоявшийся в августе-сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге Всемирный саммит на высшем уровне еще раз привлек внимание мировой общественности к концепции устойчивого (букв. с англ. – поддерживающего) развития, предложенной еще на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) в качестве новой модели динамики цивилизации.
Философия природы в наши дни как бы возвращает себе статус новой фундаментальной онтологии, особенно в связи с осмыслением глобальных проблем современности, в частности, проблем, связанных с кризисными состояниями разнообразных аспектов взаимодействия современного общества и природной среды.
Яцек Йерка, «Экосистема».
ИТАК,
· философия природы исследует проблемы, связанные с пониманием отношения человека и природы;
· природа является одной из форм бытия;
· представления о природе в истории науки и философии определялись мировоззрением и культурой;
· вариантами отношения человека и природы являются: подчинение природе, гармония с природой, господство над природой, коэволюция общества и природы;
· современные научные представления о природе основываются на диалектике, синергетике, теории систем и глобальном эволюционизме;
· природа рассматривается как сложная самоорганизующаяся система, развитие которой описывается языком синергетики и теории систем;
· при рассмотрении природы как среды обитания человека различаются естественная среда обитания и искусственная – продукт деятельности человека;
· эволюция природы подтверждается концепциями биосферы (живой оболочки Земли) и ноосферы (мыслящей оболочки Земли);
· переход биосферы в ноосферу – закономерный результат космической эволюции;
· современное понимание ноосферных процессов предполагает их рассмотрение в контексте коэволюционного принципа сосуществования природы и общества;
· принцип коэволюции соответствует экологическим ценностям современной цивилизации;
· программа устойчивого развития является современной стратегией коэволюционного развития антропо-, социо-, био- и техносфер.
контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):
1. Что является предметом философии природы?
2. Какие существуют определения природы в науке и философии?
3. Как изменились взгляды на природу в классической и современной науке?
4. Какие модели отношения общества и природы апробированы в истории человечества?
5. Каковы теоретические основы современного представления о природе?
6. Что означает понятие «естественная среда обитания»?
7. Что означает понятие «искусственная среда обитания»?
8. Как связаны концепции биосферы и ноосферы?
9. Что такое коэволюция и какую роль она играет в современной философии природы?
10. Какую роль в осмыслении ноосферных процессов играет принцип глобального эволюционизма?
11. В чем заключается программа устойчивого развития?