Законы и категории диалектики
Тема № 5. ПРОБЛЕМЫ ДИАЛЕКТИКИ.
Учение о развитии в философии.
2. Понятие «закона» в философии.
Законы и категории диалектики.
Учение о развитии и его история в философии.
Проблемы диалектики находились в центре внимания философов со времен античности.Первоначально в понимании процесса развития абсолютизировалась либо динамика, либо покой.Например, Гераклит, говорил об извечной изменчивости мира, уподобляя сущее огню. Элеаты настаивали на неподвижности, неизменности бытия, его устойчивости, статичности. Даже такой великий философ, как Аристотель, размышляя о движении, его видах и источнике, признавал его всего лишь переходным состоянием между состоянием покоя и гармонии. В новоевропейской философии движения представлялось как ряд механических перемещений, утвердилась теория близкодействия и внешнего источника развития. Только в философии Гегеля движение приобретает более сложное диалектическое объяснение как саморазвитие исходя из внутренних качеств предмета.
Область философского знания, специализирующаяся на интерпретации процесса развития называется диалектика. Термин «диалектика» - греческого происхождения, его перевод означает искусство вести беседу, спор, т.е. сочетать и примерять противоположные точки зрения. В Греции это понятие употреблялось преимущественно в гносеологическом смысле. Например, Сократ называл свой метод диалектическим в том смысле, что, сопоставляя различные позиции в споре, он обнаруживал в них бесспорное. В более широком смысле под диалектикой в философии понимают учение о развитии в природе и обществе, или теорию такого различения явлений, понятий и предметов, которая в то же самое время, с необходимостью требует и отождествления того, что различено. Короче говоря, диалектика в основном есть учение о единстве и борьбе противоположностей, т.е. о мире и его развитии
.
2. Понятие «закона» в философии.
Говоря о процессе развития и законах, определяющих его, необходимо сделать отступление и разобраться в том, что мы понимаем под «законом». В философии принято различать понятие «закона природы» и «закона науки». Законы природы это такие связи и отношения предметов и явлений, которые характеризуются:
· объективностью,
· существенностью,
· всеобщностью,
· устойчивостью,
· повторяемостью.
Законы науки это утверждения, в которых фиксируются законы природы и верно отражаются их характеристики.
По степени распространенности законы науки делятся на:
универсальные (или всеобщие), которые действуют во всем мире;
общие, сфера действия которых ограничена или природой, или обществом, или мышлением, например, закон тяготения;
частные законы, действующие в некоторой части мира, например, законы электродинамики, экономики, логики.
Законы и категории диалектики.
Законы диалектики относятся к всеобщим законам. Они были сформулированы Гегелем. Различают три закона диалектики: Закон единства и борьбы противоположностей; Закон перехода количественный изменений в качественные; Закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей отражает внутренний источник развития. Он формулируется следующим образом – «каждый процесс или явление содержит в единстве противоположные стороны, или тенденции, их борьба выступает главной движущей силой развития».
Закон перехода количественных изменений в качественные отражает механизм развития. Он формулируется следующим образом – «по мере накопления количественных изменений системы происходит качественное скачкообразное изменение системы».
Качество, в данном случае означает совокупность важнейших свойств, то, что отличает разнородные вещи. Количество это числовая характеристика, то, что отличает однородные вещи. Мера это граница, до которой вещь может меняться количественно – увеличиваться или уменьшаться, оставаясь той же самой вещью, по достижении меры изменения ведут к возникновению нового качества вещи – она становится другой. Для каждой вещи или явления существует своя собственная мера.
Наряду с переходом количества в качество возможен обратный переход качества в количество.
Закон отрицания отрицания отражает взаимосвязь этапов развития, направление развития. Он формулируется следующим образом – «каждый последующий этап развития отрицает предыдущий этап и сам отрицается последующим, при этом в третьем этапе происходит восстановление первого, на более высоком уровне».
Более полно эти законы раскрываются в категориях диалектики. Понятие «движение» предполагает некий движущийся объект, и используется преимущественно для определения процесса пространственного перемещения. Понятие «развитие» указывает на рост, увеличение, достижение нового, оно используется для обозначения закономерного, целостного, необратимого структурного изменения системы, имеющего направление от более простого к более сложному.
«Развитие» как сложную философскую категорию не следует путать с понятием «изменение» или приравнивать к понятию «прогресс». Как процесс, «развитие» носит более сложный характер, чем изменение или совокупность изменений. Изменения могут носить количественный характер, развитие же предполагает рождение нового, качественные изменения. Но и не всякие качественные изменения равнозначны развитию (простое разрушение предмета или циклические процессы с повторением однотипных фаз или просто обратимые изменения типа "вода - пар - вода"). Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Развитие – процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно большие интервалы времени. Например, эволюция литосферы, экосистем, историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, НТП и т.д. Развитие нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное социально-историческое развитие происходит с постоянными отклонениями в сторону, с возвратами назад, дивергенции (расщепления, развивающегося процесса – эволюция приматов) или конвергенции (слияния, синтеза, объединения различных линий развития – формирование крупных наций из различных племен).
Категория развитие в зависимости от характера протекания и господствующих тенденций может быть уточнена такими парными категориями как: эволюция – революция, которые определяют характер происходящих изменений, и прогресс – регресс, уточняющих наблюдаемые при развитии тенденции. Эти категории носят относительный, оценочный характер. Категории эволюция – революция представляют для философии меньший интерес, чем другая пара категорий. Эволюция – определяется как последовательное, плавное развитие в природе и обществе; революция – как скачкообразное, прерывное развитие.
Прогресс (от лат. progress - движение вперед, успех) в целом можно определить как процесс улучшения определенных параметров в процессе развития; регресс, соответственно как – процесс ухудшения определенных параметров в процессе развития. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта. Понятие прогресса соотносительно с понятием регресса. Философия, говоря о прогрессе, предполагает такую дифференциацию и интеграцию элементов и связей системы, которая повышает степень ее целостности, ее приспособленность к среде, функциональную эффективность, устойчивость, надежность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития. Если же в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.
Существует категория обратная категории развития, это категория «деградация», которая обозначает распад систем, упрощение её форм.