Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

Учебники и учебные пособия:

Мареева Е.В. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей / Мареева Е.В., С.Н. Мареев, А.Д. Майданский; Моск. акад. экономики и права. – М., 2012. – 332 с.

Бессонов Б.Н. История и философия науки: учеб. пособие / Б.Н. Бессонов, - М., 2009. – 369 с.

Рекомендуемая основная литература:

Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

Вернадский В.Н. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности/Пер. с англ. и франц. М.: Прогресс, 1990.

Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983.

Никифоров А.Н. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.

Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996.

Кун Т. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985.

Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991.

Философия и методология науки. Учебник для вузов (Колл. авторов) / Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996.

Дополнительная литература:

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

Наука в культуре. М., 1998.

Принципы историографии естествознания. ХХ век / Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001.

Современная философия науки. Хрестоматия / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996.

Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

Разум и экзистенция/Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

Косарева Л.Н. Социакультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1990.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

Лекторский А.В. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

Часть II. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

1. Философские проблемы техники

1.1. Философия техники и методология технических наук

Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соотношение философии науки и философии техники.

Что такое техника? Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое». Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность, техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание. Познание и практика, исследование и проектирование.

Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.

Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники.

Ступени рационального обобщения в технике: частные и общая технологии, технические науки и системотехника.

Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Принципы исторического и методологического рассмотрения; особенности методологии технических наук и методологии проектирования.

1.2. Техника как предмет исследования естествознания

Становление технически подготавливаемого эксперимента; природа и техника, «естественное» и «искусственное», научная техника и техника науки. Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания и в современном неклассическом естествознании.

1.3. Естественные и технические науки

Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Первые технические науки как прикладное естествознание. Основные типы технических наук.

Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках, особенности теоретико-методологического синтеза знаний в технических науках - техническая теория: специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования; концептуальный и математический аппарат, особенности идеальных объектов технической теории; абстрактно-теоретические – частные и общие - схемы технической теории; функциональные, поточные и структурные теоретические схемы, роль инженерной практики и проектирования, конструктивно-технические и практико-методические знания).

Дисциплинарная организация технической науки: понятие научно-технической дисциплины и семейства научно-технических дисциплин. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования.

1.4. Особенности неклассических научно-технических дисциплин

Различия современных и классических научно-технических дисциплин; природа и сущность современных (неклассических) научно-технических дисциплин. Параллели между неклассическим естествознанием и современными (неклассическими) научно-техническими дисциплинами.

Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах: системно-интегративные тенденции и междисциплинарный теоретический синтез, усиление теоретического измерения техники и развитие нового пути математизации науки за счет применения информационных и компьютерных технологий, размывание границ между исследованием и проектированием, формирование нового образа науки и норм технического действия под влиянием экологических угроз, роль методологии социально-гуманитарных дисциплин и попытки приложения социально-гуманитарных знаний в сфере техники.

Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Системные исследования и системное проектирование: особенности системотехнического и социотехнического проектирования, возможность и опасность социального проектирования.

1.5. Социальная оценка техники как прикладная философия техники

Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций.

Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники; социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентированное исследование; междисциплинарность, рефлексивность и проектная направленность исследований последствий техники.

Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.

Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики; их соотношение с социальной оценкой техники.

Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития: ограниченность прогнозирования научно-технического развития и сценарный подход, научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса; возможности управления риском и необходимость принятия решений в условиях неполного знания; эксперты и общественность - право граждан на участие в принятии решений и проблема акцептации населением научно-технической политики государства.

Учебники:

Некрасова H.A., Некрасов С.И. Философия техники. Учебник М.: МИИТ, 2010. - 164 с.

Рекомендуемая основная литература:

Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М.: ИНФРА-М, 2000.

Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л.: Наука, 1977.

Ленк Х. Размышления о современной технике. М.: Аспект Пресс, 1996.

Митчам К. Что такое философия техники? М.: Аспект Пресс, 1995.

Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989.

Степин В.С., Горохов В.Г. Введение в философию науки и техники. М.: Градарика, 2003.

Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989.

Чешев В.В. Технические науки как объект методологического анализа. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1981.

Дополнительная литература:

Горохов В.Г. Русский инженер и философ техники Петр Климентьевич Энгельмейер (1855-1941). М.: Наука, 1997.

Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. М.: ИНФРА-М, 1998.

Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования. Л.: Наука, 1988.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996.

Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.: ИФРАН, 1994.

Наши рекомендации