Проблема соотношения веры и разума в христианской философии (Фома Аквинский)

Фома Аквинский. Фома Аквинский – представитель средневековой философии, его основное произведение – «Сумма теологии». Аквинский стоял на позиции умеренного реализма.

Проблему соотношения веры и разума Фома Аквинский решал следующим образом: если возникает противоречие между священным писанием и истинами разума, то следует отдавать приоритет истинам веры, а не истинам разума. Однако, если некоторые истины можно познавать как с помощью веры, так и с помощью разума, то в процессе познания и обучения следует отдавать предпочтение процедурам, связанным с разумным пониманием.

6. Ф. Аквинский: Доказательство бытия Бога.

Фома Аквинский знаменит тем, что изобрел космологическое доказательство бытия бога. Он считал, что можно доказывать, двигаясь либо от причины к следствию, либо от следствия к причине. Если следствие более очевидно и более прозрачно, то при доказательстве, естественно, следует идти от следствия к причине. Фома Аквинский считал, что бытие бога само по себе не самоочевидно, поэтому следует доказывать его существование, двигаясь от следствия к причине.С точки зрения Фома Аквинского, существует пять путей доказательств бытия бога.

Первое доказательство связано с понятием движение. Совершенно очевидным является то, что человек наблюдает с помощью органов чувств, что нечто в мире движется. Фома Аквинский, использует тезис Аристотеля «всякое движущееся движется чем-нибудь, отличным от него» и рассматривает движение переход (изменение) из состояния потенциального в состояние актуального, при этом ни один объект не может одновременно находиться в потенциальном и актуальном состоянии. Таким образом, ни одна вещь одновременно в одном и том же смысле, в одном и том же отношении, одним и тем же образом не может быть движущей и движимым. Отсюда следует, что для одного движущегося предмета причиной его движения является другой движущейся предмет, а для него, в свою очередь, третий движущийся предмет, и так далее. Однако Фома Аквинский, подобно Аристотелю, не признает дурную бесконечность, т.е. этот ряд не может быть бесконечным. Если не будет перводвижителя, то не будет второго движителя, соответственно, не будет третьего движителя и так далее. Поэтому следует признать, что существует перводвигатель, и это есть бог.

Второе доказательство основано на понятии о производящей причине. В самом деле, можно наблюдать, как одна вещь является причиной другой, причиной другой является третья вещь, и так далее. Однако, с точки зрения Фомы Аквинского, ни одна вещь не может быть причиной самой себя, ибо тогда эта вещь должна предшествовать самой себе, что невозможно. Далее доказательство аналогично предыдущему доказательству с движением. Есть первая причина, есть конечная причина, и между ними должна быть средняя причина. Если не будет изначальной причины, то не будет средней причины, соответственно, тогда не будет конечной причины. Этот ряд причин представляет дурную бесконечность. Поэтому следует признать, что существует изначальная причина всех причин, и это есть бог.

Третье доказательство исходит из понятий возможность и необходимость. С точки зрения Фомы Аквинского, очевидно, что существуют вещи, в которых есть возможность быть и не быть. Поэтому должен быть такой момент существования мира, когда ничего нет. Однако наши чувства доказывают обратное. Поэтому существуют не только случайные вещи, но и вещи по необходимости. Для каждой необходимой сущности её причиной является другая необходимая сущность, а для неё, в свою очередь, должна быть третья необходимая сущность. Этот ряд не может быть бесконечным. Следовательно, необходимо допустить существование самодовлеющей необходимости, которая не нуждается для своего существования в какой-либо другой необходимости, а является сама причиной необходимости всех других необходимостей. Это и есть бог.

Четвертое доказательство бытия бога связано с различными степенями качеств, присущих различным вещам. Одни вещи люди оценивают более истинными, другие – менее истинными. Одни вещи – более совершенными, другие – менее совершенными. Одни – более добродетельными поступками, другие – менее добродетельными поступками. Поэтому должен существовать предел, относительно которых вводятся степени качеств. Этот предел различных качеств, или совершенства, по мнению Фомы Аквинского, и есть причина всех остальных степеней качеств, и это есть бог.

Пятое доказательство исходит из распорядка природы. Фома Аквинский, точно так же, как и Аристотель, распространяет целесообразность на все объекты как живой так и неживой природы. Фома Аквинский утверждает, что неразумные существа в своем движении и изменении идут к некоторому определенному состоянии, т.е. имеются некоторые цели, к которым они движутся. Однако, поскольку у них нет разума, они не могут ни ставить эту цель, ни идти к этой цели. Поэтому следует признать, что есть разумная сила, определяющая для них цель. Другими словами, есть существо, которое определяет цель для всего в мире. И это есть бог.

Наши рекомендации