В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского?
Русские западники (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, Н.А. Добролюбов, Т.Н. Грановский, К.Д. Каверин, Д.И. Писарев, И.М. Сеченов, И.И. Мечников и др.) не являлись огульными критиками русской культуры. В глубине души и западники, и славянофилы были близки друг другу, но видели для России разные пути. Позиция западников отличалась от славянофилов и в религиозном, и в социально-политическом отношении.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848) – великий русский критик, один из первых представителей западничества. Поначалу находился под большим влиянием гегелевской философии. Белинский считал, что общее всегда более истинно, чем частное.
Более поздний этап философии Белинского связан с отказом от идей Гегеля и доказательство противоположного тезиса: «Судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира и здоровья китайского императора».
Постепенно он пришел к антропологическому принципу в философии, который был связан с поворотом к человеку, принятию человека как высшей ценности бытия и ценности человеческого познания. В этот период Белинский пишет: «Я начинаю любить человечество маратовски, чтобы сделать счастливой малейшую часть его, я, кажется, огнем и мечом истребил остальную». Некоторые исследователя пишут, что у Белинского возникла попытка связать человека с историей социальной действительности. В трудах Белинского этого времени можно встретить достаточно противоречивые высказывания. В одних местах он пишет «к черту метафизику…», а в других местах утверждает, что «высшее в человеке есть его духовность, связанная с чувством волей и разумом».
Будучи человеком противоречивых взглядов, он все же не мог разделить взгляды славянофилов, самодержавие и монархию. Он пришел к идее радикального свержения монархической власти.
Александр Иванович Герцен(1812 – 1870) – другой крупнейший русский мыслитель, представитель западничества, автор многочисленных философских трудов.
После ряда репрессивных действий по поводу его журналистской деятельности в 40-е годы он эмигрировал в Англию. Знакомство с западноевропейской действительностью привело его к выводу о том, что на самом деле идеал личности и западноевропейский тип человека – совершенно не одно и то же. Между ними существует огромная разница. Он пишет: «Средневекового рыцаря заменил лавочник. Русский мужик – более личность, чем западный буржуа». Этот тип не способен на порывы, не бескорыстие, не что способен русский.
Таким образом, Герцен, прожив в самой развитой капиталистической стране более двадцати лет, увидел черты западного человека ярче всего. Русскому трудно принять принцип: «каждый за себя». А тип западного человека не способен концентрировать в себе личное и общинное: общение в любви, общение, основанное не на внешних условиях, а на внутреннем нравственном побуждении. Герцен приходит к идее общинного социализма. Герцен видит будущее России не на пути революции и формирования капитализма. В России есть потенциал для иного пути. Он считает, что социалистические отношения – это и есть то, что является более совершенным для России, чем западный меркантилизм.
Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889) – русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик и писатель. К основным философским трудам Чернышевского относятся: «Антропологический принцип в философии» (1860), «Письма без адреса» (1862), «Характер человеческого знания» (1885) и др.
Чернышевский был последователем русской революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философии (французских материалистов XVIII века и идей Людвига Фейербаха). Несмотря на то, что в университетские годы он пережил недолгое увлечение гегельянством, впоследствии он подверг критике идеалистические воззрения. Он считал христианскую, буржуазную и либеральную мораль рабской.
Чернышевский считал, что основными факторами, формирующими нравственное сознание, являются естественные потребности, а также общественные привычки и обстоятельства. Удовлетворение потребностей с его точки зрения устранит препятствия к развитию личности и выявит причины нравственных патологий. Для этого нужно изменить сами условия жизни человека через революцию. Материализм служил теоретическим обоснованием политической программы революционеров-демократов, которые критиковали реформаторские надежды на просвещенного монарха и честного политика.
Этика Чернышевского основана на концепции разумного эгоизма и антропологическом принципе. Человек как биосоциальное существо принадлежит к миру природы, детерминирующем его сущность, и в то же время состоит в общественных отношениях с другими людьми, в которых он реализует изначальное стремление своей натуры к удовольствию. Философ полагает, что человек поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия. Только в этом случае он может достичь пользы. Личный интерес развитого человека побуждает его на акт благородного самопожертвования, что тем самым приближает торжество выбранного идеала. За счет свободы выбора человек двигается по тому или иному пути социального развития. Просвещение же людей должно служить тому, чтобы они смогли выбирать новые и прогрессивные пути, становиться «новыми людьми», идеалом которых является служение народу, поскольку одинокого счастья быть не может.
В целом западники, усвоив философские традиции современной им западной философии, стремились познакомить с ними русских мыслителей. В отличие от славянофилов они полагали, что отдельного от остальной цивилизации, уникального и самобытного исторического пути России нет и не должно быть. Россия должна рано или поздно с неизбежностью освоить западные ценности и стать столь же цивилизованной страной. Кроме того, если славянофилы были мыслителями, рассматривавшими религию как фундамент общественно-исторических реалий, то основой философских и исторических построений западников лежала безрелигиозность.