Философия как форма культуры. философия и наука: сходство и различие
Все проблемы философии концентрируются вокруг основного вопроса мировоззрения и нацелены прежде всего на человека, точнее — на «проблему человека». И. Кант отмечал, что сферу философии можно подвести под следующие вопросы: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я смею надеяться? 4) Что такое человек? Все эти вопросы, указывал он, можно было бы свести к последнему, т. к. три первых вопроса относятся к последнему. Центральный философский вопрос — вопрос о человеке, о целях его бытия влияет на характер формулирования всех иных философских проблем. Они могут быть классифицированы как онтологические (представление о мире и ожидания его состояния в будущем), теоретико-познавательные (наиболее общая методология познания), аксиологические (ценностное отношение к миру, стремление сделать его лучше, принять одни стороны реальности как цели бытия и отвергнуть другие), праксиологические, или духовно-практические (философские выводы нормативного характера). В личностном плане философские проблемы предстают как жизневоззренческие (экзистенциальные). Названные группы проблем нередко пересекаются и взаимно дополняют друг друга, как, например, в проблеме сознания. Все философские проблемы, сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы мировоззрения (к примеру, проблема «части и целого»), являются все же так или иначе связанными с ней, конкретизируя ее и содействуя осуществлению интеграции всех проблем философии в единую целостность.
Информация, получаемая при постижении проблем, концентрируется в философских понятиях (категориях), законах и принципах.
Многообразие содержания философского знания, и тесная зависимость этого содержания от человеческих потребностей и интересов обусловливает и широкую полифункциональность философии. Можно выделять познавательные и идеологические ее функции, которые затем, в зависимости от уровня понятий «субъекта» и «объекта», будут подразделяться на множество подфункций. Часто за основание делений функций принимают теоретическую и методологическую стороны философии, и тогда у философии выделяют мировоззренческие и общеметодологические функции. В этом случае философии оказываются присущи следующие подфункции (или функции): в мировоззренческих — гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительная (отражательно-обобщающая). Общеметодологические функции, в свою очередь, делятся на конструктивно-эвристическую, координирующую, синтезирующую и логико-методологическую функции.
Место философии в системе культуры. Начиная с античности, философы отводили философскому знанию центральное место среди многообразных сфер культуры. Некоторые из них даже ставили философию на самый высокий уровень обобщения знания, а отдельные направления культуры рассматривали как ее подразделения. Так, Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.) подразделял философию на теоретическую (умозрительную) , практическую (знание о человеческой деятельности и ее результатах) и изобразительную (творческую). Первая охватывала метафизику, физику и математику, вторая — этику, экономику и политику, а третья философия — поэтику, риторику и искусство. С его точки зрения, философия есть такой род знания, который может быть определен как «главная и главенствующая наука, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить» «Великого Восстановления Наук» Ф. Бэкон (1561 — 1626) писал, что различные отрасли науки нельзя уподобить нескольким линиям, расходящимся из одной точки, а скорее их можно сравнить с ветвями дерева, вырастающими из одного ствола, который до того, как разделиться на ветви, остается на некотором участке цельным и единым; необходимо признать одну всеобщую науку, которая была бы как бы матерью остальных наук и в развитии их занимала такое же место, как тот общий участок пути, за которым дороги начинают расходиться в разные стороны. Эту науку мы назовем «первая философия», или же «мудрость». «Тот, кто в философии и в изучении общих законов видит пустое и бессмысленное занятие, не замечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во все отдельные профессии и искусства». Но в обоих случаях оказывается, что философия проникает во все области культуры, являясь ее общим основанием (или «корнем»).
Философия, вернее, значительная ее часть, особенно онтология, или учение о бытии, о природе, а также учение о мышлении, обладает всеми признаками натуралистского, естественно-научного знания: объективностью, логической принудительностью, подчиненностью принципу достаточного основания, возможностью проверки на практике и т. п. Это не только сближает философию и естествознание, но и позволяет им воздействовать друг на друга в содержательном отношении: философские представления (о причинности, о времени и т. п.) проникают в саму ткань различных естественно-научных теорий, выполняя конструктивную функцию; ни одна теория в науках не может возникнуть и функционировать без тех или иных блоков философских понятий (преломляемых на пути к создаваемой теории в тот или иной комплекс общенаучных принципов).
Но, в отличие от проблем, возникающих в развитии самого научного знания, философские проблемы имеют свою специфику. Она заключается: 1) в их предельном характере (шире этих проблем: «что такое субстанция?» «что такое причинность?» и др. в познании нет); 2) в их вечности, инвариантности (с древнейших времен поставлены вопросы: что такое смысл жизни, в чем заключается счастье и т. п., а они остаются актуальными и сегодня). На первый взгляд, подходы к решению таких вечных проблем, казалось бы, мало могут помочь в приращении конкретного знания. Однако в действительности это не так. Характер решения философских проблем прежде всего влияет на понимание содержания наиболее общих понятий, необходимых для создания научной картины мира. Преодолевая кризисные ситуации в развитии научного знания, формулируя новые гипотезы, ученый обязательно выходит за пределы известного, т. е. фактически выходит за пределы своего профессионального знания, обращается ко всей человеческой культуре, и руководящей нитью при подобном обращении является именно философия. Конечно, ученый может выбрать не самое лучшее среди философских понятий и принципов, и тогда философия не приведет к успеху. Нужно научиться умению выбирать из многоразличного философского материала то, что окажется эффективным в решении частнонаучных проблем, т. е. в построении гипотез и теорий. С другой стороны, научные понятия, и прежде всего общенаучные, служат одним из источников развития философии и способны порой переходить в философские категории (пример — понятия «система», «элемент», «структура»). Аналогично и взаимоотношение философии с идеологией, с гуманитарным знанием, с искусством. Связь с искусством проявляется, в частности, в том, что в философском творчестве большую роль играет субъективно-личностный момент, эмоциональность философа, сказывающаяся как на форме, так и на содержании произведения философа. Проникая друг в друга, философия и наука, философия и идеология, философия и искусство в целом содействуют позитивному развитию всей культуры. Известный русский мыслитель и литературовед М.М. Бахтин справедливо отмечал, что философию «можно определить как метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания)»10. Философия есть ядро, синтезирующее все сферы культуры, и в то же время мировоззренческое и методологическое ее основание.
Наука является одной из форм общественного сознания наряду с философией, религией, моралью, правом, политикой, искусством. Посмотрим на взаимоотношения науки и других форм общественного сознания.
Наука и философия
· Философия – это совокупность учений о проблемах бытия. Философы размышляли и размышляют о началах, принципах, законах, структуре и смысле бытия. Философия – это особый вид духовной деятельности человека, основа различных типов мировоззрения. Философия является одной из форм рационального знания, использующая свой особый язык, обязательными элементами которого являются категории, принципы и идеи. Нередко философия для своих целей использует язык искусства – образы, символы и мифы.
· Так как целью философии является обнаружение смысла бытия на основе объяснения окружающего мира, отвечая на вопрос: что есть это? – Что есть мир? Что есть Бог? Что есть человек? Что есть истина? Что есть красота? Что есть любовь? Что есть жизнь? и т. д., философ всегда изображает предмет как идеализированный объект. Например, «человек» в рамках философии – это идеализированный объект, а не эмпирический человек. Все, что говорит тот или иной философ о человеке, формирует определенный смысл понятия «человек» на основе процедур абстрагирования и идеализации, используемых и в науке.
Основной проблемой, предметом, основным вопросом философии является проблема бытия.
Наиболее серьезной проблемой является проблема различия философского знания и научного. Эта проблема широко обсуждалась в рамках философии позитивизма на протяжении последних ста лет. Кроме того, в марксизме философия определялась как наука. В философских словарях и учебниках советского периода можно было найти следующее определение: "Философия – это наукао наиболее общих законах развития природы, общества и мышления". Более того, на протяжении всей истории существовала теснейшая связь между научными знаниями и философией. В период Античности философия играла роль теории для научного знания. Знания по математике, физике, биологии, психологии были включены в содержание философских концепций. В Новое время философия играла роль науки наук, предлагая развивающемуся естествознанию общенаучные методы исследования – метод дедукции, открытый Рене Декартом и метод индукции, созданный Фрэнсисом Бэконом. Наконец, Гегель сформулировал диалектическую логику в качестве универсальной, общенаучной теории.
В настоящее время признано, что научное знание объективно, общезначимо. Научное знание всегда обосновано, логически систематизировано, имеет эмпирический базис, то есть истина представлена не только как результат исследования, но и как процесс. Научное знание системно организовано, развивается в виде теорий, школ, научных направлений, парадигм.
Философское знание, в отличие от научного, не является объективным, общезначимым, то есть, нет такой философской теории, с которой согласилось бы все сообщество философов в какой-то исторический отрезок времени. Поэтому мы говорим, что философское знание плюралистично. Предполагается одновременное существование противоположных, альтернативных философских систем, которые считаются "истинными".
Принципиально различны и модели развития науки и философии. В науке происходит движение от теорий с меньшим эмпирическим содержанием к теориям с большим эмпирическим содержанием. Поэтому новая теория вбирает в себя все самое лучшее, что было в старой теории. Старая теория обычно выглядит как частный случай новой теории. Иначе обстоит дело с развитием философии. Появление новой концепции не обесценивает содержание предшествующей, например, система Гегеля не отменяет философию Канта, Ницше не опровергает Фейербаха. Развитие философии кумулятивно: каждая "новая" философия лишь добавляется к массе ранее созданных концепций. Каждая новая философия открывает новый смысл бытия, отражает новую систему мировоззрения.
Философские теории не могут быть эмпирически обоснованы в ходе эксперимента или опыта, но это не значит, что философское знание не обосновано вообще. Обоснование философского знания строится на основе интерпретации высказанных философских тезисов на материале любого знания, не обязательно только научного.
Таким образом, "истинность" философской концепции является специфической. Философская теория отражает не объективную реальность, а определенный смысл бытия, детерминированный социально-историческими условиями, и он не является общеобязательным.
Итак, философия и наука имеют сходство, обе относятся к рациональному типу знания, но философское знание необъективно, плюралистично, эмпирически и логически не ограничено; научное знание – объективно, всеобще, логически, эмпирически обосновано.