Становление современной науки и философская революция Нового времени
Начиная с XVII в. бурно развивается естествознания, потребности промышленности определяют развитие тех или иных наук. Такое развитие науки не могло не оказать воздействия на философию Нового Времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
Период становления и развития философии Нового Времени (XVII-XIX вв.) принято разделять на три этапа: 1) на раннем этапе (XVII в.) происходит крупнейшая революция, формируются основные понятия, которые связываются с именами Френсиса Бэкона, Рене Декарта, Томаса Гоббса, Бенедикта Спинозы, Готфрида-Вильгельма Лейбница; 2) на втором этапе (XVIII в.) развитие получают идеи французских материалистов - Дени Дидро, Вольтера, Жана Жака Руссо; 3) третий этап (XVIII-XIX вв.) связан с развитием немецкой классической философии - Имануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Андреас Фейербах.
Новоевропейская философия сыграла особую роль в формировании мировой культуры (в частности и российской - Петр І). Самой характерной чертой философии Нового Времени был рационализм (разум). Человеческий разум превозносится столь высоко, что формируется культ разума, вера в безграничные возможности разума и науки. Новое Время производит революционный переворот в отношении понимания разума средневековьем, которое ограничивало его возможности. Новое Время провозглашает рациональность всего существующего. В основе Вселенной, согласно философии Нового Времени, лежат такие же разумные принципы. Неизменный разум господствует над низменной природой.
Философы Нового Времени не отрицали изменчивость явлений в мире, но неизменным и универсальным считались законы, по которым все происходит. Большое внимание уделялось методологии, с помощью которой можно познавать мир. В центре стоит наука как метод изучения окружающего мира.
В период Нового Времени закладываются основы науки современного типа или современное естествознание, т.е. новое рациональное знание. Возникает вопрос о выборе критерия достоверности знания, который искали в разуме, в рациональности. “Мыслю - значит существую” - это характер той эпохи.
Культура в период Нового времени предполагает новый принцип - созидательное накопление материальных и духовных ценностей (нововведений), называется природой человека и сотворяется человеком. Она провозглашается такой же ценностью, как и естественная природа. Еще одни принципиально новым постулатом является принцип баланса естественной природы и общества. Природа - мастерская, а человек в ней - работник. Философия Нового Времени подчеркивает активность человека, активизм - главный принцип человеческой деятельности.
Философия Нового Времени была весьма критично настроена не только в отношении средневековья, но и древне-антической философии. Бездумная критика привела к отрицанию и забвению достижений средневековья. Однако, надо отметить, что эпоха Нового Времени отличалась и самокритикой по отношению к своим достоинствам, духовным ценностям и т.п.
Новоевропейская культура тесно связана с Просвещением. Философы того времени (Ж.Ж.Руссо, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель и др.) были великими просветителями. Они видели радикальное средство развития общества в распределении науки, культуры, знаний, т.е. в правильном научном воспитании разумного человека. Философия Просвещения - это идея о всеобщем добре, что означает природную доброту человека, его гуманизм. Если человек становится злым, то это связано лишь с окружающей средой. Главный центр и предмет воспитания - это борьба с несовершенным обществом. Для преодоления несовершенства необходимо нести культуру и знания в непросвещенные массы и, тем самым, воспитывать их. Просвещение подняло рейтинг знаний, науки, образования, культуры.
Философы Нового Времени особые надежды возлагали на научно-технический прогресс. В основной своей массе представители философии Нового Времени были идеалистами и не видели противоречий между технократическим и идеалистическим мировоззрением, а между тем, утверждалась технократическая картина мира, в которой нет места не только богу, но и, как оказалось, человеку (человек - высокоорганизованная машина).
Философия Нового Времени неоднородна: в ней присутствует как материалистическая, так и идеалистическая мировоззренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом. Однако нельзя отрицать вклад философии и науки Нового Времени в последующее развитие взглядов на человека, мир, бытие, естествознание.
Эмпиризм Ф. Бэкон
Родоначальник эмпиризма английский философ Ф. Бэкон (1561-1626), социальное назначение науки выразил предельно четко и лаконично: «Знание - сила». Цель науки увеличивать власть человека над природой. Для ее достижения наука должна постигать истинные причины явлений. Поэтому вся прежняя схоластическая наука должна быть коренным образом перестроена.
Первым шагом на пути реформы науки Бэкон считает освобождение разума от постоянно грозящих ему четырех видов заблуждений или идолов. Первый вид заблуждений он именует идолами рода. Это – заблуждения, порождаемые тем, что разум человека подобно кривому зеркалу может искаженно отражать факты. Идолами пещеры, Бэкон называет заблуждения, которые порождаются предрасположениями людей. К идолам площади, Бэкон относит коллективные заблуждения (вера в авторитеты, мифы и т.д.). Наконец, разум должен избавиться и от идолов театра – веры в то, что только аристотелевская силлогистика – это единственный метод постижения истины.
Вторым, самым важным шагом на пути к становлению подлинной науки Бэкон считает реформу метода. Ученый не должен уподобляться пауку, который производит ткань из себя, т. е. он не должен выводить знание из собственных понятий. Он не должен уподобляться и муравью и только собирать неосмысленные факты. Он должен уподобляться пчеле. Собирая факты, он должен перерабатывать их в разуме, докапываясь до причин происходящего. И в своем главном сочинении «Новый Органон» (само название говорит, что оно направленно против логики Аристотеля, изложений в сборнике его сочинений под названием «Органон»), он разрабатывает такой метод поиска причинных связей – метод исключающей индукции. Основные слагаемые этого метода – метод сходства, метод различия и метод сопутствующих применений (к ним в последующем Дж. Ст. Миль добавил объединенный метод сходства и различия и метод остатков).
Суть метода сходства простая. Из того, что, например, радуга наблюдается во время дождя, когда светит солнце в солнечный день в игре кристаллов, в пыли водопадов, когда светит солнце, ученый должен усмотреть одну общую черту: прохождение солнечного света через прозрачную сферическую или призматическую поверхность. Это и будет причиной радуги. (В обычной индукции мысль идет в другом направлении. Следуя обычной индукции, мы, например, констатируем, что в этой местности вороны черные, в другой т.д. и что белые вороны – редкие исключения, и из этого делаем вывод все вороны - черные). Бэконовская исключающая индукция до сих пор составляет основу методологии всех экспериментальных наук.
Ф. Бэкон подводит под свою методологию мировоззренческую базу. Вся окружающая нас природа – это материя, совокупность тел, наделенных многообразными качествами. Неотъемлемым свойством материи является движение. Оно не ограничивается механическим перемещением, а насчитывает 19 видов или форм. Задача науки, в том, чтобы исследовать разные комбинации этих форм и доискиваться до причин разнообразных явлений.
Политические убеждения Ф. Бэкона отразились в его «Новой Атлантиде», утопически изображающей процветание монархического идеального общества, в котором жизнь организована на рациональных основах науки и техники.
Рационализм Р. Декарт
Французский ученый и философ Рене Декарт (1596-1650), (Декарт означает, на лат. Картезий), как и Бэкон, выступил с требованием коренной реформы схоластической науки. Он также констатирует, что ее ориентация на аристотелевскую силлогистику позволяет ей в лучшем случае объяснить, как из известных общих предпосылок с логической необходимостью вытекает частное знание. Но она не может объяснить логику творческого мышления, открывающего в области математики и других теоретических науках новые истины. И Декарт поставил своей целью создать логику творческого мышления, логику интеллектуальной интуиции.
Эта логика основывается на четырех простых правилах. Первое – надо принимать за истинное лишь то, что воспринимается разумом ясно и отчетливо. Второе – надо делить рассматриваемую сложившуюся проблему на более простые проблемы. Третье – надо от решения простых проблем переходить к более сложным. Четвертое – надо делать обзоры каждого шага, чтобы ничего не осталось без внимания.
Но интеллектуальная интуиции как и аристотелевская дедукция для построения содержательного знания нуждается в исходных содержательных предпосылках. Из опыта их получить невозможно, потому что он не дает всеобщего и необходимого знания. И Декарт ищет их в самом мышлении. Оно, усомнившись во всяком знании, тем не менее, констатирует свое сомнение. Но то, что сомневается, мыслит. Значит, существует нечто мыслящее: «Я». Отсюда знаменитый вывод Декарта: «Я мыслю, значит, существую (Cogito ergo sum)». Исходя из этой предпосылки Декарт, пытался вывести идею бога, а затем убеждение в существовании внешнего мира. Но относительно всех других предпосылок (аксиом) содержательного знания он вынужден был признать, что они суть врожденные идеи.
Представление о разуме как реальности, строящей с помощью интеллектуальной интуиции все знание о мире, с одной стороны, и убеждение в признании внешнего мира – с другой неизбежно привели Декарта к дуализму, к выводу о том, что в основе мироздания лежат две субстанции: субстанция мыслящая и субстанция протяженная. Протяженная субстанция – это беспредельная материя, сохраняющая, постоянное, хотя и бесконечно большое, количество движения. Постепенно усложняясь, она порождает планеты, вещи и, наконец, людей с их страстями. В человеке субстанция мыслящая и субстанция протяженная совпадают, ибо человек состоит из души и тела. Но движения души, желания, страсти мысли управляют поведением человека. Значит, мыслящая субстанция через человека и его поступки может вторгаться в строй мироздания и нарушать имеющееся в нем количество движения. Объяснить эту антиномию души и тела картезианство (учение Декарта и его последователей) не могло. Поэтому оно распалось. Картезианцы – материалисты А. Арно (1612-1694), Гейдрик де Руа (1598-1679) и др. отвергли представление о существовании духовной субстанции и стали рассматривать человека как полностью материальное существо. Картезианцы – идеалисты Гейлинк (1625-1669), Клауберг (1622-1665), Мальбранш (1638-1715) и др. использовали картезианские идеи для создания религиозной философии окказионализма (occasion - случай), согласно которой бог в каждом конкретном случае приводит обе субстанции в соответствие.