Понятие Универсума. Представления о материи в философском и научном познании
Униве́рсум (лат. universum, «совокупность, общность») совокупность объектов и явлений в целом (лат. summa rerum), рассматриваемая в качестве единой системы. В общем смысле тождественна термину «Вселенная».
В рамках онтологии и метафизики одной из проблем, привлекающих внимание, является проблема поиска оснований бытия и, соответственно, оснований Универсума. Основание бытия в философии называют субстанцией, а подход к решению данной проблемы – субстанциальным. Такое основание может быть одно (в монизме), два (в дуализме), множество (в плюрализме). Оно может быть материальным (в материализме) или идеальным (в идеализме). К категориям субстанциального подхода следует отнести также категории «субстрат», «модус», «атрибут», «акциденция». Субстанция – основа бытия в целом, а субстрат – основа конкретных проявлений бытия или модусов. Атрибут – это неотъемлемое свойство, без которого Нечто существовать не может. Акциденция – случайное свойство, которое может быть, а может и не быть; на существовании Нечто это не отражается.
Субстанциальный подход в онтологии – исторически первый. С древнейших времен субстанция понималась как нечто единое, неделимое, неизменное, такое, что существует от века и может служить основой и началом всего сущего (учениях элеатов: Парменид, Зенон, Ксенофан). Множественные модели мира «ранних физиков»: субстанция сводилась к субстрату: вода, воздух, огонь, апейрон. Субстанция также понимается у элеатов как трансцендентная природному миру сущность (т.е. вынесенная за его пределы).
Проблема «единого и многого» в понимании субстанции, в которой отразилась качественная сторона субстанциального подхода. Число, согласно Пифагору лежащее в основе сущего, - это множество единиц, монад, единых. Единое у элеатов приобрело статус бытия. Единое в их картине мира означает то, что цельно, неделимо, не дробится на множество, тождественно само себе. Только оно познаваемо. Для Демокрита единым является атом, для Платона – идея. Общимдля различных авторов в понимании этого понятия является нераспространение его на чувственный природный мир. И еще средневековые философы утверждают, что единое есть Бог, а все множественное есть Мир.
Николай Кузанский (Кузанец) переносит категорию «бытие» и субстанцию в чувственный, природный мир. Он утверждает, что единое есть все. В такой формулировке единому ничего не противоположно. Оно сливается с миром. Божество и есть бесконечное единство.Противоположности начинают совпадать, и Кузанский приходит к формулировке принципа тождества «наивысшего» и «наинизшего». Такое обращение приводит и к определенным космологическим следствиям: Вселенная бесконечна, Земля при этом понимается как рядовая планета, лишается своей сакральности.
В идеалистической философии Лейбницав качестве субстанции называлось простое неделимое начало, получившее название монада. Это духовные сущности, духи, души, жизни. Они нематериальны. Из них слагаются сложные субстанции или множества. Монады не имеют частей и потому неделимы. Материальное же бесконечно делимо. Монады – это абсолютно замкнутое самодвижущееся, саморазвивающееся внутреннее бытие, внутренний микрокосм. Но каждая монада воспринимает в себе самой весь космос. В итоге, в едином заключено многое.
Дуалистическая версия Рене Декарта: в картине мира представлены две субстанции: духовная(мыслящая, неделимая, несет в себе идеи Бога, идеи числа, идеи фигур («врожденные идеи»)) и материальная (протяженная и делимая до бесконечности, она обладает различными качествами)
Одно из понятий, используемых в субстанциальном подходе, - «материя» (от греческого «вещество»). Оно может совпадать с субстанцией (в материализме) или играть вспомогательную роль (в идеализме). Могут быть выделены два подхода к пониманию материи в материализме: субстратный (или вещественный) и диалектический.
Субстратный подход (античность, Новое время), осн-е положения:
- Материя – единая универсальная основа вещей и явлений. В Новое время философское исследование материи расширяется в сторону выявления с необходимостью присущих ей свойств – атрибутов (протяженность, вес, неизменность, независимость от пространства и времени), их список конечен.
- Понятие материи распространяется только на сферу природных явлений. Социальность же исследуется в идеализме.
- Понимание материи является общим как для философии, так и для науки. И большинство ученых занимало позицию стихийного материализма.
Но в конце 19 века в физике был сделан целый ряд открытий (радиоакт-ть, электрон и т.д.), к-е не могли быть оценены точки зрения стихийного мат-зма, что привело многих ученых того времени на позиции идеализма.
Маркс и особенно Энгельс- основы диалектическому пониманию материи. Ленин дает новое определение материи: «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».– >диалектическое понимание материи, осн-е полож-я:
- Материя – это абстракция, философская категория.
- Материю следует рассматривать в соотношении с другой предельно широкой категорией – с сознанием.
Понятие материи имеет отношение не только к природным, но и социальным явлениям.
По-разному рассматривается в философии и науке. В философии есть смысл говорить о дефинитивном и концептуальном понимании материи. Наука в лице естествознания обращается к материи во всем многообразии проявлений ее свойств на всех уровнях структурной организации природы. Результатом становится появление дисциплинарных картин мира: физической, химической, биологической.
25. Системно-структурная организация материального мира
Униве́рсум (лат. universum, «совокупность, общность») совокупность объектов и явлений в целом (лат. summa rerum), рассматриваемая в качестве единой системы. В общем смысле тождественна термину «Вселенная».
В основе современных научных представлений о материальном мире лежит идея ее сложной системно-структурной организации. Вхождение этой идеи в научный обиход, сопровождавшееся в истории естествознания многочисленными трудностями, в XX в. во многом определило направление научного поиска в области физики микромира, химии, космологии, биологии, экологии и других областей знания. Системно-структурная организация Универсума может быть репрезентирована с помощью таких философских категорий, как "система", "элемент", "структура", "часть", "целое", отображающих разные аспекты взаимосвязи отдельных фрагментов материального мира. Значительный вклад в разработку представлений о структурной организации Универсума наряду с философией и естествознанием сегодня вносит системная методология, представленная в современной науке общей теорией систем, системным подходом и системным анализом.
Категория "структура" характеризует совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта. Под структурой понимается такой способ связи элементов в системе, благодаря которому, она обнаруживает свойства характерные для нее как целостности и качественной определенности.
Система – совокупность элементов, взаимодействие между которыми приводит к некоторой целостности. Категория "система" находится в содержательной корреляции с понятием "элемент". Еще Аристотель определил элемент как "первооснову вещи, из которой она слагается и которая не делима на другие виды..." Элемент не существует вне системы. В динамике системы элементы образуют определенные относительно самостоятельные группы, называемые подсистемами.
Категория "система" фиксирует отграниченную и организованную целостность, в которой связи между множеством взаимодействующих относительно самостоятельных частей (элементов) по ряду параметров превосходят связи с элементами других целостностей. В рассмотрении систем имеет смысл противопоставление таких идеализации, как "закрытые" и "открытые" системы.
У закрытых систем отсутствуют обменные процессы с внешней средой, для них характерны изменения в направлении прогрессирующего внутреннего хаоса, что ведет к дезинтеграции и гибели системы.
Открытым системам присущи обменные процессы с внешней средой: вещественные, энергетические, информационные — обусловливающие их устойчивость и развитие. Натуральными аналогами таких систем выступают разнообразные природные и социальные образования, претерпевающие процессы самоорганизации и саморазвития.
Для открытойсистемы в отличие от закрытой характерна не только целостность и взаимосвязь входящих в нее элементов, но их иерархическая организация, а также саморегуляция состояний системы в условиях изменяющейся внешней среды. Благодаря наличию обратных связей системы с окружающей средой - как положительных, так и отрицательных - открытые системы способны поддерживать состояние гомеостаза.
В рамках современной естественнонаучной картины мира традиционно выделяются такие подсистемы Универсума как неживая и живая природа. Каждая из них достаточно сложно структурирована и включает в себя различные уровни организации, связь между которыми может быть представлена с помощью различных моделей - как линейных, так и более сложных по своей конфигурации.
Можно так же выделить суммастивные системы (аддитивный свойства которых можно представить в виде суммы) и целостные (свойства системы – сумма свойств её элементов).
Система влияя на среду образует связи,которые бывают положительные и отрицательные. Положительные связи описывают отклонение системы от своего основного состояния и приобретению системой новых качеств. А отрицательные соответственно наоборот.
Множество уровней структурной организации материи, осваиваемых сегодня наукой, являют собой не что иное, как разнообразные виды материи. В области неживой природы к ним относятся: субмикроэлементарный, микроэлементарный (уровень элементарных частиц, атомы, молекулы, ДНК, РНК, белок), ядерный, атомарно-молекулярный, уровень макроскопических тел, уровни планет, звездно-галактических комплексов, галактики и Метагалактики. Виды живой материи представлены уровнем биологических макромолекул, клеточным и микроорганизменным уровнями, уровнями органов и тканей, организмов, популяций, биоценоза и биосферы.
26. Динамическая организация материального мира
Униве́рсум У. (лат. universum, «совокупность, общность») совокупность объектов и явлений в целом, рассматриваемая в качестве единой системы. В общем смысле тождественна термину «Вселенная».Динамический аспект организации материального мира обнаруживает важнейшее атрибутивное свойство материи — ее изменяемость. Эта характеристика У может быть репрезентирована посредством таких категорий, как "взаимодействие" (изменения, который появляются в системе как результат взаимодействия систем), "движение" (любое изменение), "развитие" (направленныйкачественное,необратимое изменение), обнаруживающих определенную семантическую общность. Все они находятся в отношении субординации к понятию "изменение" (любое отклонение системы от исходного состояния).Развернутая концептуальная модель развития была разработана в классической философии.
Постклассическая философия наделяет представление о развитии многомерным и разнообразным содержанием. Так, философия постструктурализма в лице Ж. Делеза и Ф. Гваттари образно сравнивает процессы изменения с особым (ризомным) способом роста, идущим во все стороны без какой-либо регулярности, позволяющей предсказать следующее изменение.В анализе динамической структуры У. классическая ф особое место уделяла проблеме движения. Уже на начальных стадиях развития философии движение мыслилось как возникновение одного и исчезновение другого (старшие физики). В учении элеатов, настаивавших на том, что бытие едино и неделимо, наличие у него такого свойства как движение отрицалось. Эмпедокл, признавая устойчивость, вечность и неизменность в качестве отличительных характеристик множественного бытия (элементов-стихий), он понимал под ним не возникновение и уничтожение, а перемещение неизменных стихий, их соединение и разделение. Синтезом представлений о движении в античной философии стала установка Аристотеля на рассмотрение движения и как процесса возникновения и уничтожения, и как перемещения тел в пространстве. Эволюция материалистической философии внесла существенные коррективы в трактовку движения как свойства материальных объектов. Диалектический материализм отказался от сведения движения к одной из возможных его форм и определил движение как любое изменение ( Энгельс). Критика редукционизма в оказала положительное влияние на развитие как философских, так и естественнонаучных представлений об У. При этом движение в философии марксизма понималось как важнейшее атрибутивное свойство материи, способ ее существования; утверждалось качественное многообразие форм движения и их неразрывная связь с материальным носителем.
С учётом системно-структурной организации мира, наличем различных уровней в нём можно говорить об абсолютности и относительности движения. Абсолютность движения – изменчивость явления, его всеобщность и универсальность, присущность всему. Относительность – наличие способой проявления абсолютности на различных уровнях.
Динамическая организация У. проявляет себя в различных формах. Вычленение этих форм зависит от учета ряда факторов: материального носителя изменений; проявления общих характеристик изменений, что позволяет установить генетическую связь между различными проявлениями движения; специфических особенностей изменяющихся систем, принадлежащих к определенному уровню структурной организации материального мира.
На указанных основаниях строятся различные классификации форм движения материи. Постановка этой проблемы восходит к творчеству французского философа XIX в. О. Конта. В качестве одной из широко известных версий ее истолкования может быть названа модель, классификации форм движения материи, предложенная Ф. Энгельсом, она включала в себя пять основных форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную Современныйэтап философского и научного познания У. предоставляет широкие возможности для разнообразных интерпретаций многообразия форм движения материи. Классификация, в рамках которой выделенные формы движения соотносятся с видами материи принимает вид: квантовомеханическая, макромеханическая, термодинамическая.
27. Сущность синергетического подхода в современном знании. Концепция глобального эволюционизма. Эволюционистская парадигма в философии.
Общей темой многих мировоззренческих концепций является рассмотрение проблемы происхождения мира. Все многообразие соответствующих идей можно подвести под две основные парадигмы: парадигму эволюционизма и парадигму креационизма.
Главной идей эволюционистской традицииявляется рассмотрение природы как самодостаточной, саморазвивающейся сущности. такая позиция напоминает спинозовскую природу как причину самой себя (в природе есть все необходимое для саморазвития мира: и вещество, и энергия, и механизмы самоорганизации). При таких условиях нет необходимости во вмешательстве со стороны сверхъестественных сил.
Креационистская традиция настаивает на сотворенности мира божественной силой. Бог творит бытие из небытия. Он создает первоначальный материал и своего рода архетипы, из которых впоследствии развивается весь мир. Согласно Библии, Бог создал мир за 6 дней. Бог создает первичный строительный материал: воду, землю. И из них возникает мир.
Развитие естествознания во второй половине ХХ века вносит вклад в понимание материального мира, в том числе его динамической организации. Это выражается в развитии эволюционистской парадигмы в понимании мира и связано с появлением новой теории самоорганизации – синергетики– оказавшей сильное влияние на мировоззрение современного человека. Предметное определение синергетики связано с изучением самоорганизации, нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, бифуркационных состояний, неустойчивости.Главными посылками синергетического видения мира являются следующие положения:
- эволюция сложноорганизованных систем имеет характер самоуправляемого развития без жесткого программирования его тенденций;
- любая сложная система располагает альтернативными возможностями своего развития;
- неустойчивость является важным условием и предпосылкой стабильного и динамического развития;
- мир следует понимать как иерархию сред с различной нелинейностью.
Эволюционистская идея как философский и общенаучный принцип оформляется сегодня в виде концепции глобального или универсального эволюционизма. В ней под эволюционным процессом понимается коэволюция Вселенной, биосферы и человека, образующих единое целое. Эта суперсистема динамична, открыта, неустойчива, стохастична.Развитие такого рода систем подчиняется правилам отбора, в соответствии с которыми из многообразия возможных состояний отбираются наиболее допустимые, способные к развитию. Процесс отбора осуществляется в соответствии с двумя критериями: энергетическим(насколько эффективно система использует поступающую извне энергию) и адаптационным (насколько система способна к гомеостазу, т.е. к сохранению своего основного качества). Такая система характеризуется наличием бифуркационных состояний, из которых она может равновероятным образом переходить в различные новые состояния. И предсказать направленность таких переходов заранее не представляется возможным.
В рамках концепции глобального эволюционизма считается, что наш мир в своем развитии прошел уже две точки бифуркации. Перваяпривела к переходу от физико-химической к биологической эволюции, и в результате на одной из планет одной из звездных систем стала возможна жизнь. Втораяточка бифуркации привела к возникновению разума и его носителя – человека. Но третью точку бифуркации допустить нельзя. Ведь природа может измениться, но места в ней человеку может не остаться.
Пьер Тейяр де Шарден – автор работы «Феномен человека», в которой он изложил основные положения своей философской концепции, названной «христианским эволюционизмом» или религиозной концепцией эволюции. В основе эволюции мира он усмотрел эволюцию так называемых «психоидных элементов» - носителей психической энергии. Роль этого типа энергии велика: она дает импульс эволюции всего космоса. Эволюция мира, согласно Шардену, проходит следующие стадии: преджизнь – жизнь – мысль – сверхжизнь. Финальная точка эволюции – это «точка Омега», тот момент в эволюции мира, когда явится Космический Христос, и человечество сольется в единое целое с Природой и Богом.
«Русский космизм» - оригинальное направление в русской философской мысли, возникшее в конце 19 века. Большое влияниена его становление и развитие оказал русский религиозный философ и философ-мистик Соловьев. Но основателем«русского космизма» является Федоров, автор работы «Философия общего дела». В основе его философии природы и понимания взаимодействия человека с природой лежит моральный принцип. Человек должен жить с природой в гармонии. Он не должен быть ни рабом, ни хозяином-деспотом. Человек – это ум и воля природы. Но уже в 19 веке начал проявлять себя будущий экологический кризис. Федоров считал, что выход из сложившихся обстоятельств может найти только человек. Для этого человек должен овладеть двумя способами регуляции: внутренней(регуляцией своими психофизиологическими силами) и внешней(природными стихиями). В концепции Федорова органично переплетаются антропологизм и космизм.
В основу эволюции мироздания в теософии положены законы космоса: закон кармы (или закон космической справедливости), закон соответствия формы и энергии, закон космического сотрудничества. Эволюция мироздания во многом зависит от энергетического обмена между различными структурами. В нашем трехмерном мире этот обмен идет по трем направлениям:
- горизонтальном – со всем и всеми на поверхности планеты;
- вертикальном – с космическими телами;
- глубинном – с мирами иных размерностей и иных состояний материи. человек принадлежит не только нашему миру, но он является и представителем других миров.
Среди созидательных энергий в теософии называются следующие:
- мысль: может влиять как положительно, так и отрицательно на карму, может утяжелять ее.
- желания и воля: влияют на образование физического тела человека в ближайшем его воплощении;
- поступки человека: определяют внешние условия будущих воплощений. Если поступки заставляют страдать других, то потом будет страдать он сам. Благие же поступки не только влияют на воплощение, но могут улучшить нынешнюю карму.
Следует иметь в виду, что карма человека может меняться очень быстро, чуть ли ни каждый час. Но человек не предопределен кармой абсолютно. У него есть свобода. Но если его поступки не гармонируют с высшими силами, то тем хуже для человека: у него будут впоследствии большие кармические несчастья.
Вся наша Вселенная представляет собой некую единую систему – все ее составляющие между собой связаны.
Следующую группу эмпирических обобщений можно назвать механизмами изменения состояния. Один из классов следуя А. Пуанкаре, я их называю бифуркационными. Развитие таких процессов непредсказуемо – принципиально непредсказуемо! В этом случае принципы отбора допускают целое множество возможных состояний. А в какое из них перейдет система – будет зависеть от тех случайных факторов, которые будут действовать на нее в момент, когда нагрузка достигнет критического значения. Бифуркационные переходы – это типичные явления быстрой, коренной перестройки характера развития системы.И чем сложнее система, тем больше в ней возникает бифуркационных переходов.
По мере усложнения организации систем происходит одновременно ускорение процессов развития и понижение уровня их стабильности. Вероятнее всего, этот последний факт также служит ускорению эволюции.
28. Пространственно-временная структура универсума
Униве́рсум (лат. universum, «совокупность, общность») совокупность объектов и явлений в целом (лат. summa rerum), рассматриваемая в качестве единой системы. В общем смысле тождественна термину «Вселенная».
Пространственно-временная определенность мира составляет одну из важнейших характеристик универсума.
В философии сформировалось два подхода к изучению пространства и времени.
· Пространство и время: субстанциальный подход
Пространство и время существуют не зависимо от материи. Это особые сущности, которые существуют сами по себе, вне зависимости от чего-либо.Субстанциальная концепция представлена в философии в материалистической и идеалистической форме.