Сравнение и различение как методы научного познания. Обобщение и типизация. Компаративный анализ
ЛОГИЧ.СЛОВ.-СПР.:
СРАВНЕНИЕ — логический прием познания, результатом которого является установление общих и различных свойств, признаков предметов. Условия логического сравнения: — 1) сравнивать следует только однородные понятия, понятия об однородных предметах; — 2) сравнивать нужно по важным, существенным признакам; РАЗЛИЧИЕ (РАЗЛИЧЕНИЕ) — прием, с помощью которого выделяются различные признаки предметов; — показывает отличие предмета только от некоторых наиболее сходных с ним предметов (например: отличие представления от восприятия). ОБОБЩЕНИЕ — мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих классу предметов, и формирование такого вывода, который распространяется на каждый предмет этого класса; — переход от единичного к общему, от менее общего к более общему; — возникает из практических потребностей человека; — ведет к образованию абстракций, фиксирующих общие признаки предметов. ТИПИЗАЦИЯ — греч. отпечаток, образец — процесс выявления общих, существенных черт определенной группы предметов; создание формы, вида, модели, которой соответствует определенный класс объектов; — воплощение, олицетворение общих понятий, идей, мыслей с помощью конкретных образцов, — группирование объектов по характерным признакам; КОМПАРАТИВНЫЙ (АНАЛИЗ) — исследование сходных явлений и процессов на основе сравнительно-исторического метода. |
ФИЛОС.СЛОВАРЬ:
СРАВНЕНИЕ — познавательная операция, с помощью которой выявляются сходства или различия объектов; — Сравнить — это сопоставить «одно» с «другим» с целью выявить их возможные отношения; — средство постижения мира как «связного разнообразия»; — имеет смысл только в совокупности «однородных» предметов, образующих класс (*?); — Сравнимость по одним признакам может сопровождаться несравнимостью по другим; — Простейший и важнейший тип отношения, выявляемый путем сравнения — отношение тождества (равенства) и различия; — сравнение, при котором нужно прибегать к рассуждению (ненаглядно); — предположение об универсальной сравнимости называют абстракцией сравнимости; РАЗЛИЧЕИНИЕ (*)— связанный со сравнением прием, с помощью которого выявляются признаки, присутствующие у одних объектов и отсутствующие у других; — связано с выявлением тождества (равенства); — направлено на исследование изменчивости вещей. ОБОБЩЕНИЕ — мысленный переход 1) от отдельных фактов, событий к отождествлению их в мыслях (индуктивное обобщение), 2) от одной мысли к другой — более общей (логическое обобщение); — обобщать можно как понятия, так и суждения и научные теории; — связано с процессами абстракции, анализа, синтеза, сравнения, с различными индуктивными процедурами. ТИПИЗАЦИЯ (ТИПОЛОГИЯ) — греч.: отпечаток, форма, образец + слово, учение — !) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; — 2) результат типологического описания и сопоставления; — связана с решением задачи упорядочения, описания и объяснения множеств объектов; — опирается на выявление сходства и различия объектов; — а также на поиск надежных способов идентификации объектов; — в своей теоретически развитой форме отображает строение исследуемой системы, вявяляет ее закономкрности; — способствует предсказанию существования пока неизвестных объектов; — Различают: а) эмпирическую и б) теоретическую типологию (по способу построения): —— для а) основа — количественная обработка и обобщение опытных данных; —— б) предполагает построение идеальной модели объекта — опирается на понимание объекта как системы — служит важнейшим средством объяснения объекта и создания его теории; — Вычленяют различные формы типологии: —— морфологическая типология, —— сравнительно-историческая типология, —— структурная типология, —— типология на основе идеальных типов, —— на основе метода конструирования типов; — Объективный характер научной типологии; — многообразие типологий. КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ — нет. |
УШАКОВ:
(*?) СРАВНЕНИЕ — прием, при котором эмпирические данные репрезентируются в терминах сравнения. Это означает, что признак, обозначаемый сравнительным термином, может иметь различные степени; — Операция сравнения с логической точки зрения репрезентируется суждениями отношения (релятивными); — позволяет добиваться весьма заметного повышения точности в понятиях, когда методы прямого измерения не срабатывают; — позволяет упорядочивать предметную область без введения четкой единицы измерения; — (шкала твердости Мооса в минералогии); — активно применяется во всех науках, в том числе — гуманитарных (шкалирование в социологии); — Условия и логические правила операции сравнения: —— 1) наличие качественной однородности предметов; —— 2) наличие определенной логической структуры — отношения порядка; — Сравнительный метод — когда операция сравнения становится смысловым ядром научного поиска, ведущей процедурой организации эмпирического (*?) материала; — средство выдвижения гипотез (эвристическая функция); КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ. — употребление понятий без отчетливых различий — классификация, типология, деление, систематизация, таксономия, др.; — Типология, в отличие от классификации — ориентируется на характер развивающихся, а не статичных систем, на внутреннее отношение признаков; — Типология не претендует на исчерпанность своего предмета; — типы в типологии не являются взаимоисключающими, возможно пересечение типов; — Применяется в условиях неполного знания объема соответствующего понятия; — Типология допускает нечеткое выделение подмножеств предметов; — В типологии преобладает индуктивное направление — от разрозненного к общности; — Результат классификации — формальная иерархия подмножеств, результат типологии — логически равноуровневые понятия; |
КОХАНОВСКИЙ:
Сравнительный (Компаративистский) метод — широко применяемый в социально-гуманитарных науках метод, заключающийся в сопоставлении различных групп явлений социально-гуманитарной сферы; — прием систематического изучения одних и тех же социально-гуманиатрных явлений, позволяющий видеть их временную и индивидуальную изменчивость. |