Предмет философии. Философия и наука
Философия как познавательная деятельность и как учение (то есть некая совокупность знаний, являющихся результатом названной деятельности) отличается от других видов познавательной деятельности, в частности, от науки. В методологии принято характеризовать виды познания по их объектам, предметам и методам.Объект знания - это окружающий мир или его часть, которая изучается человеком (субъектом). Предмет познания - это то, что выделяется в объекте в процессе познания, тот аспект реальности, о котором субъект знает нечто или пытается узнать. Метод, или способ получения знания - совокупность приемов и операций практической и теоретической деятельности, порождающих знания. Что же философия, имеет она свой объект, предмет и методы, отличающие ее от других наук и оправдывающие ее существование?
Частные науки берут в качестве своего объекта какую-либо часть реальности, причем предмет всякой науки заранее определен. Математику интересуют количественные характеристики и числовые или геометрические закономерности в материальных объектах. При этом, ученому-математику заранее известны границы и основные качества объекта его исследования. Химию интересуют химические свойства вещей реального мира, физику – физические свойства. И только философия делает своим объектом Универсум - все имеющееся как целостность. При этом, что такое Универсум, на исследование которого отправилась более двух с половиной тысяч лет назад античная философия, сначала было неизвестно. И сегодня, обладая большим объемом знаний о мире, философия чистосердечно сознается, что это знание неполно, несовершенно и не завершено. Оно будет меняться, потому что изменяется мир.
Итак, первое отличие философии от частных наук состоит в том, что изначально философия берется исследовать то, что само по себе неизвестно и является универсальной проблемой, что объект ее с самого начала неопределен, но всеобъемлющ (он есть все как единое целое). За то, что философия исследует целое, которое нам не дано, и постоянно ищет свой объект, Аристотель (384-322 гг. до н. э.) называл ее «универсальной наукой, которая себя ищет».
Специфика всякой познавательной деятельности заключена не столько в ее объекте (это всегда реальность, и одна и та же реальность может быть объектом нескольких наук – к примеру, человек), сколько в предмете и методах. А что выделяет философия в Универсуме в качестве предмета своего исследования, что она в нем ищет и находит? Существует дефиниция философии, в которой она определяется через ее предмет: «Философия, – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу, и духовной жизни» (Новая философская энциклопедия. М., 2000-2001. Т. 4. С.195).
Предмет философии, выделенный в приведенном определении - это основания и фундаментальные принципы человеческого бытия, отношение к природе, обществу и духовной жизни. То есть в универсуме философы выделяют и исследуют, по крайней мере, пять составляющих: бытие, человека, природу, общество, духовную жизнь человека. Если вспомнить, о чем писали разные философы, какие вопросы решали на протяжении всей истории философии, то можно утверждать, что в духовной жизни они также выделяли и изучали различные ее формы: искусство, науку, философию, религию, нравственность. Кроме того, философов интересовали и различные формы предметной деятельности человека, неразрывно связанные с его духовной жизнью: художественное творчество, наука, производственная деятельность и т. п.Совокупность всех форм человеческой деятельности и ее результатов обрела в философии имя «культура». В современной философии культура также составляет важный предмет исследования.
Таким образом, можно утверждать, что предмет философии, как и ее объект, достаточно специфичен. С одной стороны, он неоднороден и включает элементы разного порядка. С другой стороны, философия является предметом для самой себя, поскольку исследует самое себя, чего не делает ни одна наука.
Что касается методов познания в философии и в науке, то общеизвестным фактом является использование различных методов в конкретных областях познания. Например, в математике знания получаются в результате доказательств теорем или решения задач, и это точные знания; в биологии, напротив, довольствуются приблизительными обобщениями неточных фактов, которые собираются с помощью чувств; в химии большое место в процессе получения знаний занимают химические эксперименты. Наряду с этими специальными методами в науке используются общие методы мышления, называемые теоретическими. С этой стороны философия почти ничем не отличается от частных наук, так какосновными методами философии являются методы теоретического мышления, применяемые также всеми науками:анализ, синтез, дедуктивный вывод, индукция, доказательства, диалектика и т.д. Особое место в методологии философского исследования принадлежит методу универсального сомнения, предложенному еще в XVII в. Р. Декартом, методу реконструкции(восстановления), конкретно-историческому методу, герменевтическому методу(методу истолкования смысла), методу сравнительного анализаи появившемуся сравнительно недавно методу компьютерного моделирования.Однако следует учитывать, что заслуга создания методов теоретического мышления принадлежит не частным наукам, а философии: науки приняли на вооружение методы, открытые философией и описанные в философской науке - логике.
В западноевропейской культуре философия и наука долгое время развивались вместе, поэтому отношения между ними для многих продолжают оставаться запутанными. Истоки этой путаницы - в ранней истории. В Древней Греции первоначально все знание функционировало как единый нерасчлененный комплекс, знания в нем пока не дифференцировались по различным научным дисциплинам и «наук» в современном смысле этого слова не существовало. Были накоплены обширные, но разрозненные и несистематизированные преднаучные знания, связанные с решением прикладных практических задач.
Определенностью в понимании науки, предмета и метода науки мы обязаны Аристотелю, хотя попытки как-то разделить знания, безусловно, предпринимались и до него. Аристотель поставил это разделение на прочную почву дефиниций основополагающих для научной деятельности понятий «знания», «научного знания», «науки», в которые включил указание на метод научного познания и различие наук по предметам исследования. И он же назвал философию «наукой», поместив ее на вершине над всеми прочими науками, «теоретическими, практическими и творческими».
На этой вершине философия держалась без конкурентов за счет авторитета Стагирита1 до первой трети Х1Х в., пока на арену духовной жизни не вышло философское направление, названное позитивизмом. Мыслители-позитивисты попытались «отменить» философию как особую область знаний о мире, считая, что все подлинное «позитивное» (то есть положительное) знание о мире может быть получено как объединение достижений частных наук. Реализация их программы привела к результату, прямо противоположному ожидаемому: философия не только доказала, что она нужна, но и что она отличается от науки, выполняет особые очень важные функции в системе философия-наука. А именно, во-первых, философия изучает процесс производства знаний в различных областях познания, чего ни одна частная наука сделать ни в состоянии, у них нет для этого средств. Философская теория познания помогает росту научного знания, к ней обращаются ученые, когда их науки оказываются в тупиках. Например, физика во второй половине Х1Х в. развивалась столь бурно, что перестала вписываться в рамки классической физики, созданнойГалилеем и Ньютоном. Это повлекло за собой «кризис» физики и потребовало пересмотра ее теоретических оснований. Но, чтобы пересмотреть их, нельзя было оставаться внутри физики,понадобилось выйти за ее пределы, заняться философией физики. Задача эта оказалась по плечу только самым выдающимся физикам, таким как Пуанкаре, Мах, Дюгем, Эйнштейн, Вейль. Развивая теорию физического познания, они пришли к выводу, что физика не дает нам абсолютно точного доказательного знания (каким считали физическое знание Галилей и Ньютон), а порождает низшую форму знания - символическое знание.
Во-вторых, философия способствует росту научного знания не только благодаря своей способности задавать основания научной деятельности через разработку теории познания, но и благодаря своей способности открывать новые проблемные области, исследование которых требует возникновения новых частных наук. То есть философия в рамках единой картины мира может ставить вопросы, на которые сама она ответить не в силах, потому что у нее нет конкретно-научных методов, и тогда для решения поставленных вопросов возникает специальная наука. Так в XVII в. от философии отпочковались физика и химия, а из последних примеров такого рода можно указать на социологию, политологию и глобалистику. Выделенная способность философии называется функцией «интеллектуальной разведки» (см.: Введение в философию. Ч.1. С.67).
В-третьих, каждая частная наука собирает отдельные факты для получения знаний в рамках существующих моделей мира. Философия эти модели создает и может либо отбросить факт, не признать его за «научный», если он не вписывается в модель, либо изменить саму модель мира, если она противоречит научным фактам. Эту функцию философии в культуре по отношению к науке называют интегрирующей. Благодаря такому сложному взаимодействию происходит развитие обеих: науки, и философии как общего видения мира.
В-четвертых, философия осуществляет этическую экспертизу научных исследований и их результатов. Имеется в виду тот факт, что наука в нашем столетии приобрела небывалую мощь, но ее совершенно не волнует, чему она будет поставлена на службу, а вот философию в лице этики (учения о нравственности, или о должном поведении людей в обществе) этот вопрос волнует чрезвычайно. Для поисков ответа на него в последние десятилетия сложились специальные разделы этики, такие, как биоэтика, экологическая этика, этика генной инженерии, и др. Поскольку проблема выживания современного человечества обострилась именно вследствие неконтролируемого роста науки и техники, этический контроль за их ростом должен помочь названную проблему разрешить. Цель философии, таким образом, не в обобщении научного знания, а в его синхронизации с миром человека, ибо знания, получаемые в частнонаучной деятельности, не только увеличивают мощь человека, но и создают возможность уничтожения человеческой цивилизации.