Марксистская концепция общества
Маркс, примыкавший к младогегельянцам, а затем перешедший, как и Фейербах, на позиции материализма, был согласен с утверждением последнего о том, что религиозный человек поклоняется родовой сущности, представляемой как отдельное самостоятельное существо. Маркс, однако, не согласен с Фейербахом в том, что осознание себя представителем рода принимает религиозную форму. По Марксу, сознание различает то, что различено, и разделяет то, что разделено в самой действительности, т.е. оно отражает реальность, а не творит ее. Критика религии, в которой Фейербах видел последнюю цель философии, должна стать критикой общества, в котором постоянно рождаются верующие, религиозные люди.
Религия, по мнению Маркса, является одним из видов идеологии. Идеология является ложным сознанием, т.к. преходящее выдает за вечное.
Свободными от идеологических искажений являются произведения высокого искусства, созданные людьми, остро чувствующими несовершенство окружающего мира, отвергающими примирение с ним. Свободной от идеологии может стать и наука, принявшая исторический взгляд на мир, преодолевшая противопоставление природы и человека. Такое состояние науки является, по Марксу, выражением крайней степени отчужденности человека от природы и людей друг от друга, возникшей в результате установления господства капиталистической формы частной собственности на средства производства. Будущая наука о природе будет включать в себя науку о человеке, а наука о человеке включит в себя науку о природе. Это будет единая наука - история: история природы, как история становления природы человеком, и история людей как история становления человека универсальным природным существом.
Философия как самостоятельная сфера познания, претендующая на создание особой картины мира, на взгляд на мир с точки зрения вечности, исчезнет. Позитивным итогом многовекового существования философии является выработка основ нового общего мировоззрения, идущего на смену христианскому. (Так, в свое время, философия античности подготовила возникновение христианства - общего мировоззрения, пришедшего на смену язычеству). Это новое общее мировоззрение атеистично, материалистично и научно.
Центром нового общего мировоззрения, основы которого закладывал Маркс, является материалистическое понимание истории. По мнению Маркса, человек не выходит из недр природы универсальным природным существом, как это считал Фейербах. Он становился таковым в ходе исторического процесса. Освоение сил природы, превращение их в производительные силы человечества составляет глубинное содержание мировой истории. закон соответствия уровня производительных сил уровню общественных отношений. История, являясь историей развития производительных сил человечества, историей овладения человечеством силами природы, является одновременно и историей индивидуального развития людей.
На базе этого нового мировоззрения, подвергая критике политэкономию, исторические и социально-политические концепции, Маркс разрабатывал свое учение о социально-экономических формациях и классовой борьбе, о буржуазном обществе и экономических законах его существования, об исторической миссии пролетариата, о коммунистической перспективе человечества.
БАЗИС И НАДСТРОЙКА (греч. basis - основание) - основные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие структуру "общественно-экономической формации". С помощью данных понятий в границах исторического материализма была предпринята попытка установить существенную, системообразующую связь и взаимозависимость экономических и идеологических отношений, а также общие закономерности их развития. Сжатую характеристику Б. и Н. и их взаимодействия Маркс сформулировал в предисловии к работе "К критике политической экономии": "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания". Таким образом, Б., по Марксу, - это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений. Н. - совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.). К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения (по Марксу, "формы общественного сознания"). Б. носит исторически изменяющийся характер, что обусловлено развитием производительных сил. Коренные качественные изменения в экономическом строе общества (т.е. в Б.) вызывают изменения и в Н. Однако изменения в ней, по Марксу, происходят не автоматически вслед за изменениями в Б., а лишь через опосредующие звенья. Например, философия определенным образом связана с Б. через политику, право, мораль. Н. обладает относительной самостоятельностью в своем развитии. Она может несколько отставать от Б. или опережать его в своем развитии. Н. выполняет в обществе важные социальные функции. Она выражает и закрепляет экономические отношения собственности данного общества прежде всего с помощью определенных правовых и политических норм и учреждений. Но в каждом обществе существуют элементы Н., выполняющие разрушительные функции по отношению к породившему их Б., и способствующие возникновению нового Б. Таким образом, Н. оказывает активное воздействие на Б. Разработка концепции Б. и Н. в версии Маркса, с одной стороны, являла собой одну из первых попыток анализа социума как сложной системы, с другой же - выступила как избыточно упрощенная попытка материалистического решения т. наз. "основного вопроса философии" в марксовой версии применительно к обществу. Справедливая критика Маркса его оппонентами за экономический материализм во многом была обусловлена именно этой концептуальной схемой. Р.Н. Дождикова