Философия как наука и способ мышления
Содержание
1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. 2
2. Мировоззрение: понятие, структура. 4
3. Исторические типы мировоззрения. 4
4. Основные функции философии, ее социальная роль. 8
5. Философия Древнего Востока, ее основные особенности. 11
6. Античная философия и основные этапы ее развития. 14
7. Платон - основоположник и классик объективного идеализма. 17
8. Философия Сократа и ее значение. 19
9. Место Аристотеля в истории философии. 20
10. Атомистический материализм (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар). 22
11. Философия эллинистического периода (эпикуреизм, стоицизм и спептицизм ). 24
12. Философия средневековья (схоластика: номинализм и реализм). 26
13. Философия эпохи Возрождения и ее особенности. 28
14. Философское учение Дж.Бруно. 31
15. Становление современной науки и философская революция Нового времени. 33
16 . Эмпиризм Ф. Бэкон. 35
17. Рационализм Р. Декарт. 36
18. Классическая немецкая философия, ее место и роль в истории философии и культуры.. 37
19. Философия И. Канта. 39
20. Философия Г.В.Ф.Гегеля. 41
21. Философия Л. Фейербаха. 42
22. Проблема человека и общества в философии Просвещения. 43
23. Сущность марксистской философии и ее исторические судьбы.. 43
24. Современная западная философия (общая характеристика и основные направления). 45
25. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. 47
26. Иррационализм как ведущая тенденция развития западной философии второй половины XIX – XX вв. 49
27. Развитие философии в России (вторая половина XIX – начала XX вв.) 50
28. Вернадский и создание современной научной картины мира. 53
29. Философские идеи в культуре Киевской Руси. 56
30. Киево-Могилянская академия и ее роль в развитии философской мысли на Украине. 57
31. Философия Г.С. Сковороды. 59
Философия, круг ее проблем и роль в обществе.
Философия как наука и способ мышления.
Философия в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Мудрость—это умение просто и емко выразить главное. В этом понятии схвачена суть философии. Чтобы быть мудростью, философия должна проявляться и как мировоззрение, и как наука, и как разумный способ мышления.
Своеобразие объекта философского познания состоит в том, что оно представляет собой единство сознания в отношении к объективному миру и объективного мира в отношении к сознанию.
Данные отношения складываются в процессе общественно-исторической практики, которая сформировала разумный способ мышления. Выделяя в объективном мире всеобщие и необходимые связи, философия выработала свои понятия (категории). Философское познание выступает как постижение мира в его универсально-всеобщих формах. Сам процесс исторического развития превратил философию в науку о всеобщих законах движения и развития мира и его познания. Вместе с тем философия, обладая мировоззренческой ориентацией, превращает в свой предмет всю ту проблематику, которая возникла на основе развития мировоззрения как формы общественного самосознания человека и духовно-практического способа освоения мира. Как наука философия возникает и развивается на путях развития мировоззрения, через освоение, постановку и теоретическое решение мировоззренческой проблематики. Решая своими теоретическими средствами мировоззренческую проблематику и тем самым поставляя общественному сознанию теоретически разработанные научные знания, философия сама функционирует как система мировоззренческих знаний, выполняет функцию теоретически разработанного мировоззрения.
Предметом философского знания является отношение «человек - мир»- По существу все науки так или иначе замыкают свой предмет на том или ином характере этих отношений. В отличий от других наук философия берет мир в отношении к человеку, а человека рассматривает как самоопределяющегося в мире. В философии рассуждение о мире всегда шло и идет в русле выяснения места человека в мире. Отношения «человек—мир» философия рассматривает под углом зрения природы и сущности мира; природы и сущности человека, его места в мире и отношения к нему; возможностей познания и преобразования мира; общей структуры мира и состояния, в котором он находится. Решая эти проблемы с научных позиций, философия проявляется как мировоззрение, вооружая при этом того, кто ей следует разумным способом мышления.
Философия как мировоззрение и как наука не противопоставляются друг другу, философия не может развиваться не будучи наукой, не опираясь на достижения научного знания. Степень развития философии как науки, в свою очередь, является необходимым условием формирования мировоззренческих представлений о мире и самом человеке, об их взаимосвязях и отношениях. Однако сами по себе научные знания еще не определяют характер философского видения мира. Рассматривая в качестве своего объекта научного исследования отношения «человек — мир», философия стремится поднять их до осознания вопросов о целях и смысле жизни, о счастье и путях его достижения. Поэтому философия осмысливает свои проблемы как с научной точки зрения, так и с мировоззренческих оснований. Развитие научных знаний о мире и о человеке нуждается в мировоззренческой ориентации человека к миру и к себе. Ведь познание человеком реальной действительности и развитие на этой основе научных знаний представляет собой не просто результат созерцания мира, а является итогом практического, деятельного воздействия человека на окружающий мир. и на самого себя в целях обеспечения своего существования и развития. В этом плане философия, опираясь на научные знания и используя их, может быть по своей сути как научной, так и не научной. Не теряя своей научной специфики, философия остается формой общественного самосознания, т. е. мировоззрением.
Для того, чтобы стать мировоззренческой теорией, ответить на непосредственные мировоззренческие вопросы, философия должна была проделать большую познавательную работу: добыть знание о всеобщих формах и законах объективной реальности, о всеобщих законах познания и формах мышления, т. е. выступать в роли науки и разумного способа мышления, философия преодолевает разобщенность сфер научного мировоззрения. Разные науки решали эти вопросы и получали ответы, сами по себе не лишенные своей научной ценности, но порознь они не подымались До выполнения мировоззренческой роли.
2. Мировоззрение: понятие, структура.
Мировоззрение - система взглядов человека на окружающий мир и осознание своего места в этом мире, в зависимости от чего формируется направленность его деятельности.
Выделяют три подсистемы или уровня М:
1. мироощущение – чувства, эмоции.
2. мировосприятие – наглядное видение.
3. миропонимание – разум.
По способу существования М делится на:
1. групповое
2. индивидуальное
По степени четкости самооосмысления мировоззрение делится:
1. жизнено-практическое (здравый разум)
2. теоретическое (разновидность философия)
Отождествление М и знания – ошибка. М не только совокупность знаний про мир, но и синтез видов знаний и разных смыслов освоения мира человеком, это не всякий процесс усвоения готового знания, а внутренняя работа. Формируется не только М, но и личность с ее убеждениями и жизненными установками, а поэтому М может иметь место лишь там, где есть "само", т.е. самовоспитание, саморазвитие, самоутверждение, самообразование и т.д. Итак, предложенный Кантом термин М не следует понимать буквально, только как систему взглядов на мир, а как активное самоопределение человека в мире, который ищет пути от идеи до действия. М - это не просто представление о мире, а форма общественного понимания, осмысления человека. Узловыми категориями выступают понятия "мир", "человек". Через эти понятия субъект мировоззрения осмысливает свое назначение в мире и формирует свои жизненные установки. М по своей сути является универсальным, так как интегрирует знания и чувства в убеждения, а так же практичным, т.к. ориентирует на решение важнейших проблем человеческого существования.