Век как особая историческая и культурная эпоха. Общая хар-ка литературного процесса

Литература 17 века.

Чего я достигла изучая зарубежную литературу? Каких ещё результатов мне ещё хотелось бы достичь. Показателем достижения цели для меня будет что?

Изучая зарубежную литературу, я научилась читать не только дома, в уютной обстановке, но и в читальных залах библиотеки, в автобусах, в перерывах между парами, во время завтрака и ужина, перед сном. Я больше узнала о литературе зарубежья, прочитала книги, которые давно хотела прочитать (например «Божественная комедия»). Результаты которых мне хотелось бы ещё достичь – увеличить скорость чтения, понять общий ход развития литературы вплоть до современности, и, безусловно, получить зачёт. Показателем достижения цели для меня будет успешная сдача зачёта, личное моральное удовлетворение, и чёткое выстраивание в голове модели развития зарубежной литературы.

век как особая историческая и культурная эпоха. Общая хар-ка литературного процесса.

17 век как эпоха представляет собой особенное явление. С одной стороны эта эпоха генетически связана с Эпохой Возрождения, с другой – с Эпохой Просвещения, но всё же представляет собой особую историко-культурную эпоху – сложную, противоречивую. Эта эпоха носит откровенно переходный характер. Впервые именно в 17 веке развивается и сосуществуют сразу несколько художественных методов. Впервые одновременно существуют взаимодействуя барокко, классицизм и реализм. 17 век как особая культурная эпоха до сих пор в истории культуры и литературы до сих пор не получил никакого название, потому что нет одного слова, которым можно было бы выразить это сложное противоречивое явление. Содержание и темпы развития отдельных национальных литератур настолько неоднородны, что принято говорить о 17 веке в английской, французской, испанской литературы как отдельных эпох. Корни этой противоречивости и сложности заключались в том, что 17 век – промежуточный этап от феодализма к новым капиталистическим отношениям. Начало этого перехода было в эпохе возрождения, а конец в эпохе просвещения. 17 век когда феодализм ещё не разрушен, а капитализм уже появился, и конечно же это сказалось и на исторических событиях, политических, духовных, культурных аспектов жизни. Эта переходность вылилась в формы грандиозных социальных катастроф. 1648 год – первая в Европе буржуазная революция – в Англии – бескровная революция. На Германию так же обрушилась катастрофа в виде 30-летней войны. Постепенно в неё втянулся целый ряд государств. В ряде стран выступление буржуазных сил приняло вид религиозной борьбы – реформация, протестантизм (Лютер, Кальвин) В 17 веке это явление вызвало контрреформацию во главе с монархами и папой римским. Иезуиты считали допустимым совершить любое преступление. Многие мыслители. Художники, литераторы восприняли эти экономические сдвиги как проявление кризиса ренессансной культуры. Все идеи ренессанса не выдержали напора 17 века. Рухнули все ценности, ощущение кризиса выразилось в творчестве писателей барокко, по своему выразились и у классицизма, и у реализма. 17 век представляет разнообразный этап и в духовной жизни общества. Произошли сдвиги в развитии научной мысли – Галилео Галилей (идея бесконечности вселенной, существования объективных законов природы), Рене Декарт (деление мира на 2 независимых субстанции – мыслящая субстанция и протяжённая(материальная) ) Пьер Ферм, Блез Паскаль (Теория Вероятности, логические методы познания, ставят вопрос о иррациональных способах познания бытия). Наука приходит к систематическому и постоянному накоплению знаний. Определённые точки соприкосновения возникают у писателей и учёных – они идут одной дорогой – человек не существует сам по себе, он живёт в определённой среде. Поворот в сторону зависимости человека от окружающего мира. На первый план выходит конфликт между человеком и государством, между общественным и личным. всё это носит характер первоначала, однако эта тенденция будет развиваться и постепенно приведёт к классической литературы 19 века. Важнейшей специфической чертой 17 века является идея всеобщего движения. Обостряется интерес к развитию всего сущего. Многие писатели 17 века весьма критически оценивают обстоятельства, окружающие современного человека. Таким образом появляется сатира. Все смеховые жанры в 17 веке сатирического плана. В 17 веке с его вниманием к социальным, государственным, политическим проблемам, появляется публицистика. Во время революции в Англии всякие политические партии имели своих публицистов. Таким публицистом стал Джо Мильтон. Во Франции появилась бурлесная поэзия – открытое выражение авторской общественной позиции. Получил развитие жанр роман-утопия – публицистическое произведение. В системе жанров в 17 веке произошли глубокие изменения. На первый план выходит драматургия. 17 век после античности впервые обратился к этому жанру. Европа переживает всплеск национального самосознания, и драматургия выходит на первый план. На второй план выходит роман – жанр, претендующий на обобщение. если говорить о художественном своеобразии литературы 17 века то нужно отметить её особый характер. Если это не понимать, то произведения 17 века читать очень трудно. Для литературы 17 века было очень важно выдвинуть на первый план идею, концепцию о том, каким должен быть человек, общество, как нужно выстраивать отношения и т.д. Важно было выдвинуть не характеры, действительность и прочее, а показать как должно быть в идеале. Это рациональная философия. Писатели 17 века не зависимо от того, в каком жанре работали, им было важно, чтобы читатель не вычитал идею, а что она лежала на поверхности – в этом и сила и слабость этих произведений. В этих произведениях можно увидеть притянутость всего к авторской идее.

Английская литература 17 века. Джон Мильтон (1608-1674). Поэма «Потерянный рай»(1667г.)

«Потерянный Рай» стала итогом мыслей Мильтона по поводу событий в Англии. В своём произведении Мильтон в качестве материала обратился к ветхозаветной истории о первородном грехе. В Библейскую оболочку Милтон «одевает» свою философскую, нравственно-этическую, историческую концепцию. Обращение к библейской форме укрупнило его идею. Идеи, актуальные для времени Мильтона были введены в общечеловеческий аспект истории. Проблематику можно разделить на 2 круга. Первый круг – философского плана – связан с попыткой Мильтона постичь вечные вопросы о первоначале бытия, о боге, о природе человеческой личности. Мильтон, будучи богословом, пуританином, исходит из христианских истин о том что мир вечен, бесконечен, закономерен, потому что мир создан Богом. Именно такой видят землю первые люди. Это Адам и Ева. Но Мильтон это человек 17 века, это уже время предпросвещения. Мильтон воспринял идеи гуманизма, и он задумывается над таким понятием как духовная свобода личности. Адам и Ева были наказаны Богом, но все утраты, как считает Мильтон, обернулись для человечества ценнейшими приобретениями и дарами. Они обрели стремление к познанию мира и самих себя, свободу выбора между добром и злом. С точки зрения Мильтона, только оказавшись изгнанными из Рая люди стали подобием Божьим, и теперь их отличает от Бога только смертность. Критерии оценки человека: разумность, тяга к знаниям, свободный нравственный выбор, и ответственность за сделанный выбор. Европейское общество уверует в то, что человек разумен и свободен. Второй круг заключён в развитии человека. Мильтон убеждает читателей в том, что всё неостановимо движется вперёд. Это движение не обязательно в сторону прогресса, оно может быть мучительно, трудно. И оно может осуществляться только в результате столкновения противоречий, а значит, конфликта не избежать. Всех героев Мильтона раздирает вражда друг к другу.

17.11.12

Как большинства людей 17 века идея божества занимает большое место в мировосприятии Мильтона. Бог как основа бытия. Всякая красота в мире своей упорядоченностью доказывает свою предтворящую силу. Такое идеалистическое доказательство существованиябога дополняется и этическими доказательствами. Мильтон предполагает, что в силу Божественного происхождения человека, в неём проявляются начала, которые делают человека человеком, начала, которые никогда не погибают до конца, это Разум и Совесть. Мильтон был абсолютно сражён идеей целесообразности всего сущего. Ещё его удивляла вечность нравственных начал в человеке. По мнению Мильтона, люди, несмотря на то, что всё предопределено богом, люди всё таки сами выбирают свой путь, и основой этого выбора являются личные представления каждого о добре и зле и разумность человека. Оборотной стороны свободного выбора человека является ответственность перед собой, обществом и Богом. Мильтон полагает, несмотря на то, что мир создал Бог, всё создано из материи. Даже ангелы, считает Мильтон, материальны. И разность только в степени материальности. Сотворив мир, и предписав миру некоторые законы, Бог ежечасно, ежеминутно в жизнь человека не вмешивается, предоставляя это свободному выбору человека. Перед нами типичная для 17 века концепция мира и человека. Она дуалистическая. С одной стороны – признание Бога, деистская, с другой, признание роли человека. Материя, считает Мильтон, несёт на себе печать божественности. И, следовательно, исходящая от бога материя изначально непорочна и остаётся такой даже после грехопадения. Поэтому Мильтон не верит разделения человека на душу и тело. В своё м учении Милтон совмещает материализм и идеалистическое христианство. Исследователи называют это «Христианским материализмом». Характерно для 17 века и то, как органично Милтон соединяет в своей поэме богословские рассуждения, философские отрывки и художественность. В основе Потерянного Рая лежит библейская легенда из книги Бытия. Он не изменяет Библейский текст, но вносит авторские поправки. Прежде всего это рационалистическое толкование представления о сотворении мира. В изображении Мильтона сотворение мира это не боговдохновение, а упорядочение хаоса, из которого складывается мироздание. В акте божественного творения, по мнению Мильтона была погашена враждебность начал, но приведены в гармони. Например, 4 стихии были враждебны друг другу. В акте сотворения эти стихии приведены в гармонию. В центре мироздания у Мильтона, как и у Данте, расположена земля, её так же окружают сферы, эт сферы окружены неподвижно й звёздной твердью, далее ещё одна сфера – кристаллический свод, заполненный водой. Далее ещё одна сфера Перводвигателя, и всё это помещено в светонепроницаемую оболочку, вокруг которой хаос. У Мильтона Ад вынесен в сферу хаоса. Мильтон, вслед за Лютером, полагал, что Ад бы создан раньше земли. Бунт сатаны был до акта творения мира. Мы видим использование старых традиций, и мы видим переход к новому мировидению связанному с научными открытиями. Например, часто употребляется имя Галилея. Всё же Адам, нарушивший божий запрет, с готовностью слушает архангелов, и соглашается с тем, что мудрость связана с самопознанием. Попытки человека познать мир в полном объёме предоставлена Господом только для того что бы посмеяться над возможностями человеками. Задолго до грехопадения, человек существо очень раздвоенное. Он пытается разгадать тайны природы, но соглашается верить тому что ему говорят ангелы и Бог. Он пытается знать и верить. Верит и пытается доказать одновременно. Отсюда вытекает второй круг вопросов Потерянного Рая. Мильтон, с одной стороны выстроил картины мироздания, в системе сфер, но и в замкнутость цепи Бытия, которая предполагает, что мир не является чем то навсегда застывшим. Главная идея потерянного Рая заключается в том, что изменяется всё и все. Именно столкновением противоположных начал, как импульс к движению вперёд. Картина, открывающая Потерянный Рай очень легко себе представить. С одной стороны сатанинская артиллерия, с другой – десница Бога. Перед нами натуралистически подробности. Рана Сатаны, нанесённая мечом Михаила. Рана Сатаны, нанесённая мечом Михаила. Всё это не следует понимать буквально. Это образное переложение тех событий, которые происходили на небесах. Таким образом? Мильтон передаёт вечное начала борьбы как движения. Он предлагает читателям 2 пути движения вперёд. Один из этих путей – история Адама. Адам изначально абсолютно безупречен. Точно так же безупречны отношения между Адамом и Евой. Они связаны неразрывными, вечными узами любви. Любовь Адама и Евы остаётся гармоничной до тех пор, пока они сохраняют верность Богу. Сразу после нарушения запрета, идёт размолвка между Адамом и Евой. Эта трагическая ситуация – разрушение целого, выделение противоположных начал, но это поднимает Адама и Еву на новый этап отношений. Адам узнаёт о грехопадении Евы и решительно переходит черту, делая выбор межу Богом и Евой. Он ставит человеческое выше божественного. Ева не менее самоотверженно предлагает принять всё вину за грехопадение на себя. И это новый тип поведения людей. Врождённая безупречность людей у Мильтна не носит абсолютный характер. Безупречность по Мильтону – начальный этап человеческих отношений. Адам уже в Раю пытается расширить свои знания и Творец его хвалит за это. Например, архангел Рафаил пытается научить Адама различать добро и зло. Он рассказывает об устройстве вселенной. Он общается и с Богом. Бог воспитывает Адама. Но настоящего совершенства Адам и Ева достигает не путём чужих рассказов, а в результате грехопадения. В результате собственных страданий, ошибок, собственного опыта. Новый опыт как результат ошибки и есть подъём человека на новый этап развития. При это Мильтон пытается изобразить не только историю человечества, но и историю Человека. Мильтон богослов, и сталкивается с противоречием христианского толкования грехопадения. С одной стороны, всё предопределено Богом, и грехопадение тоже, но человек тоже сделал свой выбор. Мильтон с особой тщательностью интересуется психологическими мотивировками. Например, рассказывает о сне Евы перед грехопадением. В сне предвещается грехопадения, но Ева его не прочитывает. Мильтон подчёркивает, что Ева склонна к заблуждениям по природе своей. Ева склонна к самолюбованию. Она может забыть о своём долге. Незадолго до грехопадения, она начинает спорить с Адамом. Хотя она должна ему повиноваться, она легкомысленно к этому относится. Адам тоже не без слабостей. И главная слабость – любовь к Еве. Поэтому он вслед за Евой и вкусил от яблока с Древа Познания. Итак, через грехопадение, через страдание. Перед изгнанием, Михаил показывает Адаму будущее человечества. Это боль, войны, катастрофы, смерть. Но Михаил объясняет Адаму, что скоро явится Христос, и человеку будет открыт путь к спасению. Адам, изгнанный из Рая, вступает на землю с уверенностью, что человек может стать даже лучше, чем до грехопадения. Другой путь развития человека и общества представлен судьбой сатаны. В отличии от Адама, Сатана всегда знал о своём величии, и он знал всё, что знает Бог, потому что был любимым ангелом Господа. Сатана пошёл против Бога потому, что решил встать выше Бога. Целью была власть во Вселенной. Мильтон наделяет Сатану гордыней, абсолютной свободой, некогда прекрасный сын Бога решил подняться выше великой цепи Бытия, освободиться от любого влияния. Он не хочет зависеть ни от кого. К тому же разум Сатаны уступает место страстям. Эта уверенность, что тебе всё можно ты ни от кого не зависишь, страстное желание добиться своего, всё это влечёт Сатану только вниз. Не случайно, уже в первую ночь мятежа к изумелнию восставших ангелов, Сатана порождает Греховность. Греховность от Сатаны рождает Смерть. Смерть насилует Греховность и порождают церберов. Мотив инцеста подтверждает ужасность деяний Сатаны. У Мильтона Сатана и есть Ад. Ад это эгоизм, страсти, которые способны заглушить разум. сатана – неудовлетворённость сотворённым миром. У Мильтоновский Сатана жаждет власти, жаждет мести, завидует всем и каждому. Мильтон неизменно подчёркивает своё отрицательное отношение к Сатане. У него нет будущего. Вместе с тем, вероятно. было бы ошибкой считать, что Сатана у Мильтона только воплощение зла. Именно Сатана превращается в центральную фигуру произведения. Это объясняется отчасти тем. что Мильтон не мог поставить в центр Бога. Но не только этим. Это титаническая, мощнейшая фигура. Это не только гордыня, но и гордость, непокорный дух, свободолюбие, несгибаемая воля, мужество, презрение к страданиям. Изображая Сатану на контрастах, Мильтон ставит вопрос о роли зла в развитии человека и человечества. Эта роль не может быть оценена однозначна. Страдания людей от Сатаны, но благодаря ему они стали свободны. Мильтон рассуждает о разрушении, как об одном из основных двигателей исторического развития. Сатана должен был быть равновеликим по силе, по мощи, равновеликим образу Богу. это должно быть такое существо, за которым пошли ангелы против Бога. Потому Мильтон и изображает Сатану мощной фигурой. В зле и добре много сходства. Мильтон доверяет читателю, изображая Сатану достойным восхищения. Мильтон заставляет читателя сомневаться в своём восхищении Сатаной. Судьба человеческая и человеческая – сложнейшая диалектика между добром и злом.

Потерянный Рай – эпическая поэма. Перед нами космического масштаба материал. грандиозные проблемы, пространные, подробные, детальные описания, целостные законы мира, здесь сложнейшая символика. Произведение написано монументальным белым стихом. Мильтон соединяет рационалистическую позицию, свойственную классицизму, с другой стороны, это произведение чрезвычайно эмоционально. Здесь сложная, противоречивая структура, что говорит об элементах барокко.

Французская литература 17 века

Ведущим методом является классицизм. В основе классицизма лежит рационалистическая философия Рене Декарта. Эта философия стала вершиной философской мысли 17 века. Она утверждает, что разум является единственным источником истины. То есть разум – основа познания. Но разум является основой поведения человека. В силу разума уверовали теоретики франц.классицизма. Логическим продолжением этой идеи стала классицистическая эстетика – главным предметом изображения в искусстве являются не эмоции, не страсти, не переживания, а мысли, идеи. Художник должен передать определённую идею. Воздействовать произведением художник должен на разум. Создавая свои произведения художник может и должен подражать природе. Природа упорядочена, в природе раз и навсегда установлена некоторая незыблемость, порядок, который и поддаётся рационалистическому познанию. Искусство должно быть таким же. Тоже должно жить по установленным законом. Всё должно быть упорядоченно и пронизано разумным началом. Исходя отсюда классицисты исходят из принципа украшения природы. Нужно изображать действительность такой, какой она должна быть. Из этого вытекает главный способ изображения человека – идеализация. Из в еры в то, что природа вечна и упорядочена, вытекала вера в то, что законы искусства тоже вечны, и открыты во времена античности. Их интересует строгая классика формы. Они возрождают строгую жанрово родовую иерархию. Они возродили приличную каждому жанру тематику, проблематику, стиль, тип героя. Нормативность буквально захлестнула классицистическое искусство. Художник строго регламентирован. Венцом стало требование трёх единств. Главным критерием художественности произведения становится разум, который оценивает художественность. А вдохновение только мешает. Мы видим в результате общечеловеческаие характеры и типы, и главная их задача быть понятным всем и каждому. Только одно толкование – положительный и отрицательный. Все эти правила гарантируют создание произведения. которое способно оказать максимальное воспитательное действие.

24.11.12

Наши рекомендации