Ренессанс охватывает период

1.XIV-XVI вв.

2.I-V вв.

3.V-XV вв.

4.XVII-XIX вв.

11. Какая из точек зрения выражает позицию крайнего рационализма: 1.«Нет ничего в разуме, чего не было прежде в чувствах» (Д.Локк);

2.«Нет ничего в разуме, чего не было прежде в чувствах, кроме самого разума» (Лейбниц)

3.«Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме…» (И.Кант).

12. Положение, которое отражает сущность метода «индукции» по Ф.Бэкону:

1. искать факты, не только подтверждающие определенный вывод, но и опровергающие его, т.е. перечислением и исключением;

2.перечислить все предметы данного класса явлений и обнаружить присущее им свойство (правило перечисления);

13. Н. Макиавелли дал обоснование светского государства в…

1.утопии «Город Солнца»

2.диалоге «Государство»

3.трактате «Государь»

4.трактате «Левиафан»

14. Соотнесите имена философов и понятия:

1 Ф.Бэкон А) монады
2.Р.Декарт Б) идолы
3.Дж. Локк В) врожденные идеи
4.Г. В. Лейбниц Г)первичные качества

15.Отделение этики от религии, зависимость её от «естественной природы человека» характерна для философов *** .

16. Главной для философии Нового времени была проблема:

1.метода познания;

2.истины;

3.человека;

4.общества.

17. Для эмпиризма характерно признание основным источником знания:

1. чувств;

2.+ опыта;

3.разума;

4.интуиции.

18. Декарт, Спиноза, Лейбниц придерживались позиции:

1.эмпиризма;

2. рационализма;

3.сенсуализма;

4.скептицизма.

19. Сущность «учения об идолах» Ф.Бэкона состоит:

1.в анализе языческих верований;

2.в критическом отношении к традициям и обычаям;

3.в выявлении и устранении предрассудков, препятствующих постижению истины;

4 в противостоянии мифотворчеству и религии.

20. Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях – таков девиз:

1.рационалистов;

2. эмпириков-сенсуалистов;

3.номиналистов;

4. провиденциалистов.

Рекомендуемые источники информации:

1.Горелов А.А.учеб. пособ. «Основы философии» М. 2011.;

2.Губин В. Д. уч пос. «Основы философии»М.2011.

3.Краткий философский словарь. Под. ред. А. П. Алексеева. – М.:РГ – Прогресс, 2010.

4.Интернет-ресурсы:

http://www. Alleg.ru/edu/philos 1.htm

http://www.diplom –inet.ru/resurshpilos

ru.wikipedia.org/wiki/философия

Дополнительная литература:

1.Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Университетская книга; Логос. -2009

2. Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли / И. Ф. Габрусь. – Минск, 2005.

3.Анишкин В, Г., Шманева Л, В.Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д., Феникс,2009.

Инструкции по выполнению практической работы №7:

Алгоритм выполнения тестовых заданий:

1.прочтите конкретный вопрос теста;.

2.определите тему, к которой он относится;

3.вспомните ведущие философские школы или направления конкретного исторического периода;

4.какая проблематика была в центре их внимания;

5.как ее решал конкретный философ этого периода (или школы), вспомните е характерные черты его философии;

6.выбирайте правильный ответ методом исключения (исключайте из представленных вариантов ответов неправильные), тогда вам легче будет сделать выбор;

7.сначала следует решать вопросы невысокой степени трудности, затем переходить к более сложным вопросам, имея время для обдумывания

Раздел 1. Предмет философии и ее история.

Тема1.3.Философия Возрождения и Нового времени

Практическая работа №8

Основные понятия немецкой классической философии

Цель:сформировать навыки работы с учебной литературой по философии, с философским словарем; изучить основные понятия немецкой классической философии и дать им определение

Практические навыки: умение распознавать новые понятия в контексте изучения философских первоисточников или в контексте учебного пособия

Содержание работы: найти в философском словаре соответствующие понятия и раскрыть их содержание, уметь разъяснять их, приводить примеры из повседневной или профессиональной деятельности студента, увязывать их друг с другом, с другими философскими понятиями. Применить приобретенные знания в ответе на вопросы, данные в практической работе.

Формат выполненной работы: работа со словарем философских терминов и ответы на вопросы в тетради для конспектов

Критерии оценки: точность определений, аккуратность в оформлении работы, умение четко и логично отвечать на вопросы, аргументировать собственную точку зрения.

Контроль выполнения: проверка работы в тетради

Задание 1.

Используя философский словарь, раскрываем смысл философских понятий: антиномия, феномен (вещь для нас), апостериори, априори, ноумен («вещь в себе»), апперцепция, абсолютная идея, триада, отрицание, единство противоположностей, законы диалектики

Задание 2.

Ответьте на вопросы:

I.1. В чём суть переворота совершенного Кантом в философии?

2. Что такое «феномен» и «вещь в себе» у Канта?

3. Как соотносятся у Канта рациональное и чувственное познание?

4. Каковы особенности философии Канта докритического и критического периодов?

II Канту принадлежит одна из формулировок категорического императива : «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». Объясните:

1.Что такое категорический императив Канта?

2.Во всех ли обществах он осуществим?

3.Актуальна ли эта проблема сегодня? Если да, то обоснуйте актуальность категорического императива в современном мире?

Задание №3.

Выскажите отношение к данному отрывку из произведений И. Канта. Какие способы аргументации использованы Кантом? Какие положения Канта вы принимаете, какие нет?

«…человек есть животное, которое, живя среди других членов своего рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупотребляет своей свободой в отношении своих ближних; и хотя он, как разумное существо, желает иметь закон, который определил бы границы свободы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение. Следовательно, он нуждается в господине, который сломил бы его собственную волю и заставил его подчиняться общепризнанной воле, при которой каждый может пользоваться свободой. Где же он может найти такого господина? Только в человеческом роде. Но этот господин также есть животное, нуждающееся в господине. Поэтому, как ни поступит человек в данном случае: предоставит ли он верховную власть одному или сообществу многих избранных для этой цели лиц, нельзя понять, как он создаст себе главу публичной справедливости, который сам был бы справедлив. Ведь каждый облеченный властью всегда будет злоупотреблять своей свободой, когда над ним нет никого, кто распоряжался бы им в соответствии c законами. Верховный глава сам должен быть справедливым и в то же время человеком. Вот почему эта задача самая трудная из всех; более того, полностью решить ее невозможно; из столь кривой тесины, как та, из которой сделан человек, нельзя сделать ничего прямого. Только приближение к этой идее вверила нам природа. Что эта проблема решается позднее всех, следует еще из того, что для этого требуются правильное понятие о природе возможного [государственного] устройства, большой, в течение многих веков приобретенный опыт и, сверх того, добрая воля, готовая принять такое устройство. А сочетание этих трех элементов – дело чрезвычайно трудное, и если оно будет иметь место, то лишь очень поздно, после многих тщетных попыток».

(Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т. 6. C. 16-17)

Задание 4.

Сравните гносеологические позиции 2-х авторов:

1.«Критики чистого разума»: утверждается, что познавательные способности разума ограничены: «разум не может познать всего, в силу того, что он постоянно наталкивается на противоречия».

2. В «Основных положениях философии будущего» отстаивается противоположенная точка зрения: познавательные возможности разума безграничны: «То, что не познаем мы, познают наши потомки».

А) Кому принадлежат эти работы и высказывания?

Б) Какова их гносеологическая ориентация?

В) Как аргументирует свою позицию автор «Критики чистого разума»?

Г) Прокомментируйте следующие высказывания И. Канта: «Человек дол-

жен жить так, как если бы он был свободен», «Только выполняя долг, че-

ловек становится свободным».

Задание 5.

Сформулируйте 3 –и закона диалектики Гегеля?

1.В чем смысл закона единства и борьбы противоположностей сформулированного Гегелем? Какой важнейший принцип диалектики он подтверждает?

2.Объясните смысл закона перехода количественных изменений в качественные? Какие явления окружающего мира и самого человека мы можем с помощью этого закона объяснить?

3.В каких из перечисленных ниже афористических высказываний нашел отражение закон отрицания отрицания?

1. Новое – это хорошо забытое старое.

2. Перед каждым паровозом бежит тень лошади.

3. Клин вышибают клином.

4. Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.

4.Каков вклад Гегеля в развитие диалектики как метода объяснения мира? В чем он заблуждался?

Задание 6.

Прокомментируйте, с привлечением необходимых аргументов, высказывание Г. Ф. В. Гегеля: «Все действительное разумно, все разумное –действительно» Какое положение его философии оно иллюстрирует?

Задание 7.Проверьте себя:

Наши рекомендации