Вопрос 1. Диалектика как теория и метод
Термин «диалектика» древнегреческого происхождения, в первоначальном значении диалектика – искусство ведения беседы или спора. Для Сократа диалектика – способ отыскания истины в диалоге через столкновение противоборствующих позиций. Согласно Платону, диалектика – метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей. В Средние века диалектика стала преимущественно пониматься как учение о совпадении (единстве) противоположностей, о взаимопереходе противоположных понятий.
Начиная с Гегеля, понятие «диалектика» приобретает современное значение: с одной стороны, диалектика трактуется как всеобщая теория развития, развития через борьбу противоположностей; с другой, понимается как особый философский метод мышления, основанный на принципах противоречия, всесторонности, историзма и детерминизма.
Своеобразие диалектики как теории развития и всеобщей взаимосвязи явлений и процессов действительности состоит в том, что развитие здесь рассматривается в наиболее общей, абстрактной форме, безотносительно к тому, что развивается – природа, общество, человек или мышление.
Диалектика как метод мышления представляет собой систему принципов и правил обращения с познаваемым предметом. Их суть сводится к требованиям брать предмет в развитии, в его истории, изучать явления в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями, вскрывать противоречия как источник развития и самодвижения объектов, находить причины явлений.
Исторические формы диалектики. Становление диалектики как теории развития происходило на протяжении всей истории философии, начиная с Древнего мира. Первой исторической формой диалектики стала наивная стихийная диалектика, для которой характерны приоритет чувственно-образного видения мира, опора на обыденное мышление.
Наиболее ярким представителем древнегреческой диалектики является Гераклит, создавший картину непрерывно текучего бытия, единого мирового потока как «вечно живого Огня», не имеющего ни начала, ни конца, в который «нельзя войти дважды». Главным достижением греческого мыслителя явилось понимания роли противоречий, борьбы противоположностей как причины развития: «война и распря – отец всего», «все возникает через вражду».
Следующий этап развития диалектики – идеалистический -- связан уже с философией Гегеля, который, по словам Энгельса, «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии». Гегель разработал стройную теорию развития и всеобщей взаимосвязи, включающую в себя учение о законах, принципах и категориях диалектики. Специфика гегелевской диалектики в ее опоре на идеализм: развитие природы есть лишь отражение развития Абсолютного духа.
Третья историческая форма диалектики – материалистическая диалектика марксизма, в которой почти полностью сохраняется гегелевская система категорий и законов, но источник саморазвития мира переносится «с неба на землю», в саму природу.
Современное понимание развития задается синергетикой (от греч. «син» — «со-», «совместно» и «эргос» — «действие») – теорией самоорганизации сложных открытых систем, основы которой были заложены немецким физиком Г. Хакеном и бельгийским физиком И. Пригожиным. В центре внимания синергетики – универсальные закономерности самоорганизации и саморазвития, одинаково присущие объектам как неживой, так и живой природы, человеческому мышлению и социальным системам.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:
1. Первоначальное значение термина «диалектика» -- это искусство ведения беседы, поиска истины в диалоге. Так диалектику понимал еще Сократ. Современное значение термин приобрел благодаря Г. Гегелю, который трактовал диалектику как учение о развитии и всеобщих взаимосвязях.
2. Диалектика выступает не только как теория, но и как универсальный метод познания, главный объект приложения этого метода – любые развивающиеся явления и объекты.