ТЕМА № 10. ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО И ХРОНОТОП В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
Время как общее условие и мера становления человеческого бытия, его жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Пространство и время в гуманитарном контексте. Хронотоп как единство пространственных и временных характеристик.
Важной проблемой социально-гуманитарных наук являетсяизучение временных и пространственных аспектов бытия социальных явлений и человека (или иххронотопа, т.е. пространственно-временного единства существования социальных явлений и человека).
Социальное время – это продолжительность существования определенных общностей людей,общественных явлений, отдельных личностей, а также социальных процессов. Свойства и течение времени зависит от форм жизнедеятельности людей и характеризуется своими ритмами, цикличностью, темпами протекания. Время зависит также от самого отношения людей ко времени. В истории общества образы времени менялись, так образ обратимого времени (все возвращается на круги свои), сменился на образ необратимого, линейного времени (время течет от прошлого к настоящему и от него к будущему). Время классифицируется по разным основаниям на виды:
– объективное и субъективное (объективное – это время как атрибут существования и развития социальной реальности, субъективное – это время как воспринимаемое и переживаемое конкретным человеком;
– социальное и культурно-историческое (социальное – это время существования общественных явлений, культурно-историческое – это время существования материальных и духовных ценностей определенного общества);
– рабочее и свободное (рабочее – это время трудовой деятельности людей в материальном производстве, свободное время, или досуг – это время личностного развития и отдыха человека вне производства).
Общество может проводить по отношению ко времени определенные действия: во-первых, синхронизировать процессы посредством введения временных поясов, летнего и зимнего времени и т.д., во-вторых,рассогласовывать процессы посредствомобеспечения более быстрого развития одних областей общества, в-третьих, сокращать или увеличивать рабочее и свободное время. Для понимания многих процессов в обществе необходимо изучить повторяющиеся циклы в его развитии (например, «длинные волны Кондратьева», которые обозначают 50-летние циклы научно-технического прогресса).
В современном обществе отношение ко времени сложились следующим образом:
– время – это универсальная ценность (время – деньги),
– темпы развития общества постоянно возрастают (каждое новое общественное явление существует более короткое время, чем предыдущее),
–оптимальное развитие общества определяется рациональным соотношением рабочего и свободного времени;
–будущее для общества становится все более важным, чем было раньше (общество все более зависит от хороших прогнозов).
Время активно исследуется в современных социально-гуманитарных науках, в частности изучаются бюджеты времени людей, их рабочее время и досуг, восприятие людьми времени в различных обстоятельствах жизни и т.д. Категория времени важное место занимает в структуре таких методов социального познания, как методы историзма, конкретности, в таком исследовании, каклонгитюдное исследование. Важное место в социально-гуманитарных науках занимает понятие «осевого времени» (К. Ясперс),которое означает время резкого поворота в истории человечества(между 800 и 200 гг. до н.э.).
Социальное пространство – эторасположение социальных объектов или социальных общностей на определенной территории относительно друг друга. Оно является важной характеристикой общества и от него, во многом,зависит оптимальное развитие социума (например, рациональное расположение городов и деревень в определенном регионе страны влияет на темпы его развития, наличие экологической зоны наряду с промышленной зоной обеспечивает здоровый образ жизни человека и т.д.). Степень освоения обществом природного пространства отражает степень его развитости. Вместе с тем, общество должно поддерживать оптимальные пропорции между освоеннойтерриторией проживания и собственно природной частями земного пространства. Социальное пространство отражает структуру жизнедеятельности общества и выражается в способах расселения и типах поселения людей. Любое поселение имеет производственные территории, жилые районы, места концентрации общественных услуг и культурных учреждений, свой «центр» и свою «периферию». Социальное пространство связано с такими явлениями, как:
– место проживания людей (город или деревня, столица или провинция, крупный город или небольшой),
– урбанизация (рост городов за счет переселения в них деревенского населения),
– миграция (переселение людей в силу разных обстоятельств из одного места проживания в другое),
– мобильность (перемещение людей из одного страта в другой) и др.
Социальное пространство может восприниматься людьми в субъективном плане, например, человек может рассматривать своего место проживания как престижное или не престижное, осознавать окружающую действительность как поле своей жизнедеятельности или как среду, враждебную ему.
В современном обществе отношение к пространству сложились следующим образом:
– использование пространства должно быть интенсифицировано (например, соединить территории транспортом, стимулировать необходимую миграцию и т.д.);
– придание пространству полифункционального значения (например, свой дом человек должен использовать и как квартиру, и как место работы и т.д.).
Общество существует как во временных, так и пространственных условиях и обстоятельствах, поэтому важно исследовать общественные явления в свете хронотопа.
Хронотоп –этоединство пространственных и временных характеристик существования и развития социальных явлений.Формулахронотопабыла сформулирована М. Хайдеггером как: «здесь-и-сейчас». Она означает, что любое социальное явление существует и в определенномместе (т.е., в пространстве), и наопределенном этапе своего развития (т.е., во времени). В соответствии с этой формулой социальные явления должны изучаться сразу жеи во времени, и в пространстве.Данная формула также определяет приоритетностьизучениясоциально-гуманитарными науками настоящего, так как оно существует как непосредственная действительность, прошлое же уже никогда в своей основе не повториться,будущее же может быть, а может и не быть.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Бахтин М. М. Автор и герой: к философским основаниям гуманитарных наук. Спб., 2000
2.Социальное знание и социальные изменения. М., 2001
3. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М., 1994