Сциентистские направления современной западной философии
В середине XIX века появляются сциентистские течения, претендующие на философское истолкование научного познания. Наиболее влиятельным среди них был позитивизм. Позитивизм – достаточно широкая совокупность близких школ и подходов, получивших значительное распространение в мире. Некоторые формы позитивизма сохраняют свое влияние и в наше время. Наиболее общая черта позитивизма – ориентация на науку, на нормы научного знания и в связи с этим на опытную проверку знания.
Позитивизм, начало которому положили работы Огюста Конта, в отличие от многих философских систем с самого начала был ориентирован не столько на решение гносеологических вопросов и изучение методов получения нового знания и даже не на внутренний мир отдельного человека, его переживания и душевное состояние (как это делают персоналисты, философы жизни или экзистенциалисты), сколько на преобразование общества.
О. Конт сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека:
а) теологической;
б) метафизической;
в) позитивной (научной).
Позитивисты утверждают, что спор между материализмом и идеализмом бессмысленный. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании.
Истинные знания о мире могут дать исключительно физика, химия и др. позитивные науки, причем всякая наука сама себе философия. Таким образом, традиционная философия, как мировоззренческая наука, отрицается.
Философское знание должно быть абсолютно точным, достоверным и основываться на научном методе.
Основной путь для получения научного знания - эмпирическое наблюдение.
Философия должна исследовать лишь факты, а не их причины; освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании. Она должна отвечать не на вопрос «почему», а на вопрос «как».
Превращение философии в "служанку" науки, начатое Контом, продолжили Герберт Спенсер, развивавший эволюционистский позитивизм, и Джон Стюарт Милль - основоположник позитивистского утилитаризма. Согласно Спенсеру, философия представляет собой "познание на ступени максимального обобщения". Если наука унифицирована только частично, то философия представляет собой полностью унифицированное знание.
Второй этап в развитии позитивизма - эмпириокритицизм (критика опыта), возник в конце XIX - начале XX вв.
Видными представителями являются австрийский физик и философ Эрнст Мах (1836 - 1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843 - 1896). Основоположники второго этапа позитивизма продолжили общепозитивистскую эмпирическую методологию, усилив роль "экономного" описания реальности, которая сводилась к совокупности "элементов мира" или данных ощущений. Причиной появления эмпириокритицизма явился прогресс естественнонаучного знания, связанный с развитием квантовой физики. Это поставило под вопрос эмпирическую методологию научного познания, поскольку была вскрыта зависимость результатов научных опытов от приборов и органов чувств человека.
Эмпириокритицизм сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания.
Науку, ее природу и цель Мах трактует чисто операционально-инструменталистски, рассматривая ее как совокупность операций, позволяющих полезно действовать на практике. При этом эти действия тогда истинны, когда они просты и экономны. Цель науки - простое и экономное описание фактов.
Принципиальное отличие заключается в том, что:
во-первых, основную задачу философии эмпириокритики видели не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания. На практике же разработка этой теории научного знания означала возврат философии к традиционной гносеологической проблематике;
во-вторых, в этой философии преобладают субъективно-идеалистические идеи, переходящие в субъективный идеализма. Идеи Маха оказали существенное влияние на интеллектуально-мировоззренческий и методологический климат науки конца XIX и начала XX в., когда в познании начались радикальные качественные изменения.
Третий этап - неопозитивизм. Неопозитивизм как самостоятельное философское течение сложился в 20-е гг. XX в. под различными названиями: логический атомизм, логический позитивизм, логический эмпиризм и, наконец, аналитическая' философия. В рамках неопозитивизма развивались и другие течения, такие как "философия науки", лингвистическая философия, операционализм и т.д. Базисные идеи неопозитивизма разрабатывали представители "Венского кружка" (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк, К. Гедель, К. Поппер), "Берлинского общества эмпирической философии" (Г. Рейхенбах, К. Гемпель и др.). Неопозитивизм неоднороден, он состоит из 2-х направлений:
а) логического анализа философии;
б) лингвистической философии.
В целом неопозитивизм провозглашает следующие принципы:
1. Философия - это не теория, а деятельность.
2. Эта деятельность состоит в исследовании проблемы языка, а не проблем бытия, логического анализа научных высказываний и сообщений.
3. Поскольку все знания выражаются с помощью языка, в виде каких-то высказываний, то центральной задачей философии является разработка принципов проверки этих высказываний на соответствие их опыту человека.
Логическая семантика
Дальнейшая эволюция неопозитивизма связана с логической семантикой. Если Р. Карнап до середины 30-х гг. считал, что логика науки исчерпывается логическим синтаксисом языка, то А. Тарский доказал необходимость также и семантического анализа, т. е. анализа смысла, значения слов и предложений, анализа отношений языковых знаков и выражений к тому, что они обозначают.