Марксистская философия: общая характеристика
Основными источниками и составными частями марксизма, по меткому определению В. И. Ленина, являются немецкая классическая философия, французский утопический социализм и английская политическая экономия.
Опираясь на эти теоретические источники (французские социалисты Клод Анри СенэСимон, Ж. Прудон, Ш. Фурье, представители английской политической экономии А. Смит, Д. Рикардо и Дж. С. Милль), Карл Маркс(1818— 1883) создал свою концепцию, которая стала одновременно системой диалектического материализма и программой рабочего движения. Первые работы основателя марксизма носили публицистический характер и представляли собой критику прусской государственной системы. К началу 40-х гг. Маркс перешел от идей революционного демократизма к коммунистическим убеждениям. В 1844 г. Маркс познакомился с Фридрихом Энгельсом(1820— 1895), в соавторстве с которым написано большинство его трудов: «Святое семейство» (1845), «Тезисах о Фейербахе» (1845), «Нищета философии» (1847). В 1848 г. Маркс и Энгельс опубликовали «Манифест Коммунистической партии», ставший первым программным документом научного коммунизма. Здесь они изложили свою теорию классовой борьбы и учение о всемирно-исторической революционной роли пролетариата, а также обосновали тезис о необходимости установления диктатуры пролетариата. В этом документе прозвучал ставший всемирно известным призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В 1859 г. выходит книга Маркса «Критика политической экономии», в которой он изложил свою теорию образования прибавочной стоимости и заявил о невозможности освобождения от эксплуатации в рамках капитализма. Вершиной его деятельности стал фундаментальный труд «Капитал» (1-й том вышел в 1867 г., 2-й — в 1885 г., 3-й — в 1894 г.), в котором были раскрыты основные механизмы функционирования капиталистического общества и законы производства. Здесь же всестороннее экономическое обоснование получила теория пролетарской революции.
Свою цель Маркс видел в открытии экономического закона общественного развития. Его экономическое учение представляет собой исследование производственных отношений в капиталистическом обществе, в котором господствует товарное производство. Согласно Марксу, товар есть вещь, удовлетворяющая какую-либо потребность человека и обмениваемая на другую вещь. При развитии товарного производства деньги превращаются в капитал. Формула товарного обращения: товар-деньги-товар; формула капитала: деньги-товар-деньги. Историческими предпосылками возникновения капитала являются накопление денег при высоком уровне развития товарного производства и наличие свободной рабочей силы — пролетариата. Накопление капитала порождает относительный избыток свободных рабочих, позволяющий капиталу расширять производство. Это ведет к периодическим кризисам перепроизводства, потрясающим капиталистическое общество. Крайняя централизация средств производства делает их несовместимыми с капиталистической структурой общества, что ведет к экспроприации экспроприаторов — социалистической революции.
Основой революционной тактики пролетариата должно стать материалистически-диалектическое миросозерцание. Классы и государсгва должны рассматриваться не в статике, а в динамике. На каждой ступени развития общества тактика пролетариата должна направляться к своей конечной цели, учитывая историческую ситуацию. Борьба против объединенного капитала должна стать для пролетариата важнее борьбы за заработную плату. Только это придаст его борьбе политический характер. Экономические законы развития общества, по Марксу, свидетельствуют о неизбежности перехода от капиталистического общества к социалистическому. Материальной основой грядущего социализма выступают обобществление труда и возрастание финансового капитала. Уничтожая классы, социализм уничтожит государство как организованное насилие. Когда средства производства станут собственностью всего общества, государственная власть сделается ненужной и отомрет. Управление людьми сменится регулированием производственного процесса.
Маркс сделал возможным всестороннее изучение процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций и предложил универсальную научную теорию исторических процессов. Рост стоимости вещей ведет к обесцениванию человеческого мира. Труд производит не только товары, но и самого рабочего в качестве товара. Продукт труда отчуждается от труда и становится чем-то чуждым ему. Так происходит закабаление труженика предметом. Отчужденный труд имеет три аспекта: отчуждение производителя от продуктов его труда, отчуждение производителя от собственной деятельности и отчуждение человека от его родовой сущности. Именно классовая борьба является двигателем общественного прогресса, а всякая классовая борьба есть борьба политическая. Капитализм упростил классовые противоречия, разделив общество на два класса — буржуазию и пролетариат. Пролетариат представляет собой единственный подлинно революционный класс, способный стать могильщиком буржуазии.
Маркс заимствовал уГегеля формулировку принципа развития, соединив ее с материалистическим пониманием природы. Мир представляет собой совокупность процессов, в нем нет ничего вечного и застывшего. Развитие движется по спирали, так что уже пройденные этапы повторяются на более высоком уровне. Эти процессы отражаются человеческим сознанием. Диалектику Маркс понимал как пауку об общих законах движения внешнего мира и человеческого мышления. «Диалектический материализм» рассматривает свой предмет исторически, как переход от незнания к знанию. Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию.
Маркс отвергал идеализм, а также агностицизм, критицизм и позитивизм, считая эти учения уступками идеализму. Производство идей неотделимо от материального производства. Человек всегда ограничен тем или иным уровнем развития производительных сил.
Диалектический материализм, намеченный у Маркса, обязан своим рождением Ф. Энгельсу, применившему марксистский метод понимания истории к природе. Согласно Энгельсу, в природе действуют три закона:
1) закон перехода количества в качество;
2) закон единства и борьбы противоположностей;
3) закон отрицания отрицания.
Учение Маркса и Энгельса стало чрезвычайно популярным во всем мире, породив огромное количество последователей. Вместе с тем его принципиальная открытость позволяет большое количество толкований, поэтому по сей день не существует единой марксистской доктрины.