Зарубежная философия 20 века

Развитие классической философии, стремившейся к выработке единого целостного учения о мире и человеке, завершилось к середине 19 в. В совре­менной философии, получившей название некласси­ческой или постклассической, многочисленные школы и концепции группируются вокруг нескольких основ­ных направлений. Период с 20-х по 90-е годы озна­меновался формированием ряда крупных фил. на­правлений, которые создают "фил. картину" века: позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, неото­мизм, психоанализ и др.

Позитивизм.Его создателем считается Опост Конт, который выделил три этапа в истории челове­ческой мысли: теологический, метафизический и по­зитивный. Позитивный этап - это этап, когда все яв­ления мира люди начинают объяснять не идеей бога и разума, а на основе опыта, эксперимента, позитив­ных, положительных данных науки. Факты, экспери­мент опыт - это основания для философских заклю­чении. Каждая наука - сама себе философия, она не нуждается в умозрительных принципах и основаниях. Позитивизм рассматривается как фил. отрицания философии. Идеи позитивизма получили развитие в 20 в. в работах Э.Маха, Р.Авенариуса, Б.Рассела, Р.Карнапа.

Основные принципы позитивизма: опыт является первичным и единственным источником знания, каж­дая наука вырабатывает собственные внутренние принципы исследования своего объекта. Вещи - это комплексы ощущений, задача фил. - изучение языка и методов науки. Позитивизм в своем развитии раз-делился на логический позитивизм (изучение логики науки! и семантический позитивизм (изучение языка науки).

прагматизм.Основателем считается И Бейтам, который ввел принцип утилитарности, полезности как основания оценки всех явлений жизни. Крупнейшими представителями прагматизма являются У.Джемс, Д.Дюн, С. Хук, Ч.Пирс. Прагматизм в качестве истины утверждал принцип полезности, практической ценно­сти тех или иных научных положений, истинно то, что приносит пользу. У каждого человека свой критерий оценки полезно­сти, поэтому каждый прав по-своему. Отсюда выво­дится основной принцип прагматизма - плюрализм истин.

Психоанализ.Одно из наиболее влиятельных идейных течений 20 века. Его основы как фил тече­ния заложены З.Фрейдом, продолжатели: К.Г.Юнг, А.Адлер, К.Хорни и неофрейдисты В.Райх, Г.Маркузе Э.Фромм, представители постмодерна.

Фрейд открыл в сознании чел. особую бессозна­тельную сферу, играющую ведущую роль в челове­ческой жизнедеятельности. Сложный пласт бессозна­тельного, включающий в себя детские переживания комплексы, инстинкты, страхи, суеверия, вытесняется за порог сознания, обусловливая большинство психи­ческих состояний человека.

Экзистенциализм.Философское течение, возник­шее в 30-40-е годы 20 столетия. Основателем счита­ется С.Кьеркегор. Он выступил против рационализма классической философии, обвинив разум в поглоще­нии индивидуальности.

Самые глубокие истины не познаются логически, а переживаются непосредственно. Философствование и есть переживание вечного в конечном существова­нии человека, что значительнее общих законов и за­кономерностей. Крупнейшие представители1 Ж.Сартр, К.Ясперс, А.Камю, М.Хайдеггер. Смысл жизни они видят в противостоянии действительности или в уходе от нее.

Неотомизм. Получил широкое распространение в Европе, Основано на учении средневекового схола­ста-философа Ф.Аквинского. Неотомизм с 1879 г. является официальной философией Ватикана Ос­новные его представители Ж.Маритен, О.Гассет. Ос­новная идея неотомизма заключается в утверждении о необходимости доказательства бытия Божия с по­мощью средств науки, в том числе философии. К традиционным доказательствам неотомисты добав­ляют современные достижения науки. Неотомисты модернизируют религию с учетом научных открытий, постоянно приводя религию в соответствие со свет­скими концепциями.

ПОЗИТИВИЗМ

Современная философия характеризуется многообразием форм и сложным содержанием, она состоит из большого количества школ, направлений, концепций, в которых отражен духовный потенциал нашей эпохи. Основными моделями современной философской мысли стали позитивизм, марксизм, неотомизм, экзистенциализм.

Эти направления в философии рассматривают проблемы, которые имеют общечеловеческую цен­ность: роль философии и научного познания, человек и его жизнедеятельность, взаимодействие духовного и материального, объективного и субъективного, сво­бода и необходимость и т. д.

Позитивизм - наиболее распространенное течение западной фил. 19-20 вв. Основателем позитивизма считается О.Конт (1798-1857), который ввел понятие позитивизм, изложив свои идеи в курсе "Позитивной философии", он положил начало многочисленным позитивистским теориям и концепциям 19-20 вв. Фи­лософия позитивизма изучает способы и методы дос­тижения положительного, позитивного знания.

Позитивисты отказались от рассмотрения про­блем, которые нельзя доказать с помощью экспери­мента. Это философское направление выступало за то, чтобы философия опиралась только на достовер­ное научное знание; она должна исследовать лишь факты, а не их внутреннюю сущность, опираться на научный метод в исследованиях, используя научный арсенал отказаться от оценочной роли. Философия О.Конта, Д. Миля, Г.Спенсера является первой исто­рической формой позитивизма.

Вторая историческая форма позитивизма возника­ет в конце 19 - начале 20 веков. Ее создатели Э.Мах (1836-1916) и Р.Авенариус - создатель эмпириокри­тицизма, и физик, математик, философ Ж.Пуанкаре. Они заявляли, что позитивизм не является филосо­фией материализма или идеализма, а представляет собой фил, реализма; любое положительное научное знание - физическое, астрономическое - само по себе знание философское, и философия не может иметь своего, отдельного от наук предмета. Основная идея махизма - в основе философии должен лежать критический опыт. Основное внима­ние махисты уделяли " физическим" и "психическим" элементам мира в опыте людей, э также совершенст­вованию "позитивного языка науки".

Неопозитивизм - третья историческая форма по­зитивизма. Ее прародителями явились философы "Венского кружка" - М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат, Л.Витгенштейн. Начиная с 1930 г., они пропагандиру­ют неопозитивизм как фил. логического позитивизма. В дальнейшем он развивался как аналитическая фи­лософия. Их главная идея - в изучении и анализе языка науки, поскольку именно он - главное средство, через которое человек позитивно, достоверно и науч­но воспринимает мир. Основные их труды посвящены логическому и лингвистическому анализу языка, взаимосвязи морали и христианства, аналитическим и культурологическим проблемам.

Четвертая волна позитивизма - "постпозитивизм". Главные представители К.Поппер (1902-1994), Т.Кун. Основную идею выдвинул К.Поппер, сформировав­ший концепцию критического рационализма. Он отхо­дит от приоритета логического исследования языка и научного аппарата и обращается к истории науки, исследуя не структуру научного познания, а развитие научного знания. По мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, преодолевая падения и торжествуя на взлетах, но общая ее тенденция - это рост и совершенствование научного знания. Поппер много внимания уделял со­циальным проблемам, боролся с тоталитаризмом и насилием. Основные вопросы постпозитивистов -возникновение новых теорий, пути их признания, кри­терии сравнения новых научных теорий, проблема конкуренции между альтернативными теориями. По­следователи Поппера (И.Лакатос, Т.Кун) внесли большой вклад в развитие фил мысли, они исследо­вали структуру научных революций, разработали ме­тодологии программ научных исследований, изучили роль традиций в развитии науки, объясненили крите­рии социального прогресса.

ПРАГМАТИЗМ

Прагматизм - название фил. воззрения, кото­рое видит наиболее яркое проявление человеческой сущности в действии, и ценность или отсутствие цен­ности мышления ставит в зависимость от того, явля­ется ли оно действием, служит ли оно действием, жизненной практикой. Прагматизм занимается выра­боткой арсенала конкретных средств, для того чтобы помочь людям разрешать практические задачи в ус­ловиях постоянно меняющегося мира.

Философия прагматизма возникла и получила при­знание в США, поскольку ее принципы выражали "дух" среднего американца, и указывала ему крат­чайший путь для достижения "американской мечты". Основателями прагматизма считаются американские фил. Ч.Пирс и у!Джемс и основной разработчик тео­рии, автор более 30 книг и 900 научных статей, по мнению самих американцев - самый значимый фило­соф Америки старого времени - Дж.Дьюи (1859-1952). Он новаторски переработал важнейшие фило­софские проблемы, разрушив при этом устаревшие стереотипы традиционной философии. В своих ис­следованиях он основное внимание уделял опыту, т.к. исповедовал философию эмпиризма. Носителем опыта он считал человеческое сознание, подразде­ляя его на чувственное, сверхчувственное, религиоз­ное, моральное, социальное и т.д., утверждая тем самым, что в совокупности опыт охватывает все сфе­ры жизни. Опыт он возносил до уровня центрального понятия философии, вокруг изучения которого необ­ходимо сконцентрировать все фил. исследования. Основной задачей фил. он считал преобразование опыта и его совершенствование во всех сферах че-ловеческойжизни.

Значительная доля опыта накапливается при взаимодействии индивида с обществом. Важнейшим условием совершенствования опыта является совершенствование самого общества. Для этого, не­обходимо проведение социальной реконструкции, которая включает в себя ряд важнейших социальных стадий и мероприятий: справедливое распределение собственности и материальных благ, улучшение благосостояния, совершенствование демократии, обеспечение прав человека, совершенствование ап­парата управления, сокращение паразитирующей прослойки.

Прагматики распространяют утилитарный подход на науку, понятия и категории которой отождествля­ются с инструментами действия в зависимости от ситуации. Помимо социальной реконструкции наука считается ключевым средством совершенствования опыта с использованием совершенных методов и высоких технологий. Наибольших результатов можно достичь, применяя эти технологии в образовании.

Одним из путей реконструкции опыта Дьюи считал совершенствование мышления. Основная задача науки - оптимальное достижение цели. Для этого необходим совершенный научный метод. Научным методом являются конкретные шаги по превращению нерешенной задачи в разрешенную. Истинным счи­тается метод, позволивший достигнуть цели.

Значительным считается разработка Дьюи теории научного метода и учения о проблематических ситуа­циях и его труды в области проблем морали и соци­альной философии.

При определении истины прагматики делают ак­цент на аксиологию, на ценностные характеристики, Истиной объявляется все, что приносит выгоду, слу­жит действию, она в их понятиях - "полезность". По­этому главным критерием чел. деятельности являет­ся успех, который возведен в ранг абсолюта, превра­тившись в единственный критерий истины и в само содержание истины.

Философия прагматизма проявляет повышенный интерес к изучению поведения человека. С их точки зрения оно детерминировано верой (готовностью поступать определенным образом), привычкой или убеждением. Универсальным способом изменения социума и человека является изменение привычек.

Прагматизм оказал огромное влияние на общест­венное сознание. Но он ограничивает кругозор чел. нуждами текущего момента, не позволяя заглянуть в будущее, мешая понять настоящее. Прагматизм, сблизившись с неопозитивизмом, уводил людей от реальности.

ПСИХОАНАЛИЗ

Основателем психоанализа является авст­рийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал концепцию бессоз­нательных психических процессов и мотиваций, пе­ренеся их на социальные явления.

Фрейд представляет психику чел. состоящей из противостоящих друг другу сфер - сознательного и бессознательного, которые разделены особой психи­ческой инстанцией - предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реаль­ность, которая присуща каждому человеку, существу­ет наряду с сознанием и в значительной степени кон­тролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая соотноси­лась с соответствующими системами психики, топо­графической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев:" Оно"( бессознательное), "Я" (сознание чело­века), "Сверх-Я" ( влияющая на личность внешняя реальность). После формирования "Сверх-Я" в ре­зультате интерпрекции социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает дей­ствовать как целое.

Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемле­мое.

Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает "первую психоаналитическую систему, согласно кот. в основе бессознательного лежит сек­суальный инстинкт - "либидо". Эта теория была под­вергнута критике, и в 20 г. Фрейд разрабатывает вто­рую психологическую схему, в которой энергией бес­сознательного управляют ' Эрос" - инстинкт жизни, и "Тиатос" - инстинкт смерти.

Поведение чел. определяется инстинктом родово­го самосохранения. Все остальные стремления -следствия неудовлетворенности и переключения сек­суальной энергии на другие области. Фрейд, следуя традициям социологии и антрополо­гии, осуществил биологиэацию человека, сведя соци­альные и психические явления к элементарным фи­зиологическим и биологическим процессам.

Одна из важнейших проблем психоанализа - "эди­пов комплекс", бессознательное влечение к родите­лю. Переживание этого комплекса определяет на­правление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культу­ры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд -проблема конфликта человека и общества.

По Фрейду, каждый человек стремится к удовле­творению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждеб­ное отношение человека к культуре общества.

Принципы и методы психоанализа Фрейд исполь­зует для анализа религии и религиозности. Он обра­щает внимание на такие функции религии, как иллю­зорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отри­цая ценность религии предложил переход от религи­озной веры к атеизму.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Райх, Г.Юнг, Э.Фромм.

Э.Фромм подверг критике ортодоксальный фрей­дизм и построил свое учение на понятиях социально­го характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека: потребно­сти, схожие с потребностями животных, и потребно­сти человека. Он поставил проблему чел. существо­вания и выявил основные его противоречия: патриар­хат и матриархат, власть и подчинение, личное бытие и историческое бытие и т.д. Цель его фил. - помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения - культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Одним из крупнейших и влиятельных течений современной философии является экзистенциализм. Он сформировался в Западной Европе в период ме­жду двумя мировым/ войнами. Большее влияние на идеи экзистенциализма оказали работы датского фил. середины 19 в. С.Кьеркегора и нем. фил начала 20 в. Э.Гуссерля. Родоначальники этого течения -нем. фил. М.Хайдеггер (1889-1976), К.Ясперс (1883-1969) франц. философ Ж.Сартр (1905-1980), Г.Марсель (1889-1973), А.Камю (1913-1960).

Экзистенциализм явился философской реакцией на позитивизм. Эта философия является антрополо­гической по своей направленности, ее центральная проблема - человек и его существование в мире, проблема отчуждения индивида от общества. Экзи­стенциализм понимает отчуждение индивида как пре­вращение деятельности человека, ее продуктов в самостоятельную, довлеющую над ним, враждебную ему силу, и как противостояние человеку государства, его институтов и других членов общества.

Экзистенциализм - философское выражение глу­боких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху. У поколения за­падной интеллигенции, переживших ужасы двух ми­ровых воин, эта философия вызвала интерес тем, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые попадает человечество. Почему возникают кризисы ума, нравственности и гуманно­сти? Экзистенциалисты считают, что катастрофиче­ские события новейшей истории обнаружили неус­тойчивость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Человеку, чтобы выжить, необ­ходимо разобраться в своем внутреннем мире, трез­во оценить свои способности и возможности. Эта фи­лософия сосредотачивает свое внимание на духов­ной выдержке человека перед лицом враждебного ему мира.

Причины возникновения экзистенциализма: нрав­ственный, экономический и политический кризисы, открытия науки, поставившие человечество на грань самоуничтожения, приближение экологической ката­строфы, усиление жестокости по отношению к чел личности, возникновение тоталитарных режимов фа­шистского толка, издержки техногенного обществ.

С.Кьеркегор считал, что философия уделяет ог­ромное внимание второстепенным вопросам, забы­вая о проблемах конкретной чел. личности. Филосо­фия должна помочь человеку в решении его проблем, вооружить его верной теорией для решения этих проблем, помочь ему познать истину, ради которой его жизнь приобрела бы смысл, осознать самого се­бя. Философ вводит такие понятия, как неподлинное существование - полная зависимость чел. от обще­ства, отрицание своего "Я", своей уникальности; под­линное существование - выход человека из под влияния общества, нахождение себя - человек хозя­ин своей судьбы.

М.Хайдеггер считал, что бытие внешнего мира, формируется чврез бытие мира внутреннего, лично­стного. Время творит внешнее бытие. В своей работе " Бытие и время" он вводит понятие "экэистенциал", обозначающее различные выражения состояния бы­тия. Бытие для него состоит из: "бытие - с другими", "бытие - самого себя", "бытие в мире" и т.д. ''Бытие с другими" обезличивает человека, оно направлено на полную его ассимиляцию.

Обретение свободы личности и смысла личностно­го бытия возможно лишь при условии отстаивания человеком своей идентичности.

К.Ясперс в книге "Психология мировоззв$ния" под­нял проблемы экзистенциализма в 20'веке.

Он говорит о скрытых возможностях чел. личности, что в определенных условиях, так называемых "по­граничных ситуациях^ между жизнью и смертью, эти возможности проявляются, и человек осознает себя и свое "Я" и соприкасается с трансцендентальностью — полноым раскрепощением внутренней энергии, кото­рая выражается в эротике, свободе, согласии с самим собой, конечности бытия - смерти.

Учение экзистенциалистов носит нравственно-этический характер, мобилизует людей на формиро­вание активной жизненной позиции. С уходом из жиз­ни основных представителей этого течения его влия­ние ослабло, однако основные его идеи были освое­ны другими направлениями современной философии.

НЕОТОМИЗМ

Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мыш­ления. В Западной Европе продолжает активно раз­виваться философия христианства. Она существует в трех основных формах: фил. католической церкви, православия и фил. протестантизма.

В Европе наибольшее распространение получила философия католицизма, она названа новой теологией, а в отечественной философии - неотомизмом. Неотомизм'в 1879 г. был объявлен единственной ис­тинной философией, соответствующей христианско­му учению.

Йесхопастическая философия и неотомизм как ее ответвление развивались в русле христианской мыс­ли для размежевания с другими направлениями по интерпретации истин веры, доказательства бытия Бога. Они уточняют сущность и-границы рациональ­ности человека и моральных норм, изучают область раскрываемого в природе человека при помощи ра­зума, Вместе с тем, неотомизм занимается толкова­нием естественнонаучных теорий и социальной прак­тикой.

Наиболее влиятельными представителями неото­мизма являются Ж.Маритен (1882-1973), Э.Жильсон (1884-1978), Ю.Бохельский (1902), Е. Корет, К.Ранер (1904-1984), Ф.Стенберген (1904).

Неотомизм пытается синтезировать эмпиризм и рационализм, созерцательность и практицизм, инди­видуализм и соборность, религию и науку. Им про­должается в своеобразной форме тенденция пре­вращения философии в служанку богословия.

Основу неотомиэма составляет фил. средневеко­вого схоласта Ф.Аквинского. В его учении впервые было дано достаточно глубокое обоснование воз­можности гармоничного сочетания веры и разума,

Содержание неотомизма - это развитие основных положений томизма применительно к современным достижениям науки, социальной и духовной жизни.

Важнейший тезис неотомизма - тезис гармонии разума и веры, науки и религии, возвышение значе­ния Бога и отдельной человеческой личности, Знание христианской традиции, языка своего на­рода, литературы, культовой деятельности католиче­ской церкви, общего идейно-культурного контекста в котором находится католицизм - стоят в центре вни­мания социально-философских концепции неотомиз­ма. Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей гно­стицизмом и агностицизмом, эмпирической и рацио­нальной формой познания. Они стараются доказать правильность католической фил., приблизить католи­цизм к людям, приспособить его к современным ус­ловиям, покаяться за прошлые ошибки и попросить за них прощение. Основные части неотомизма - ме­тафизика, гносеология, натурфилософия. Основной раздел нвотомизма - метафизика учение о принци­пах бытия. Метафизика состоит из общей метафизи­ки, включающей, в свою очередь, из антологии (уче­нии о бытии), природной теологии (учение о Боге) и прикладной метафизики - учения об окружающем мире и человеке.

Центральной проблемой в неотомизме остается проблема Бога. Бог постигается как бесконечная вечная, несотеореиная, совершенная личностная реальность. Он сотворил все, что существует вне его трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие в мире. Это ба­зисные положения любой формы теизма, которые вбирает в себя и философская модель неотомистско­го мышления.

Но. вместе с тем, неотомизм провозглашает высо­кое значение человеческой личности. Современный томизм представляет собой антропологически ориен­тированную философию. Ж.Маритен считал, что лич­ность является наиболее совершенным и благород­ным проявлением природы. Бог, создав человека, не придал ему совершенный, конечный вид. Личность рождается свободной и сама совершенствуется и развивается. В связи с принятием этих истин в фило­софии нвотомизма как в фил. экзистенциализма важ­нейшей категорией стало понятие "человеческого существования ," экзистенции".

Главное, что привлекает людей к модели религи­озного мышления - это проблема богопознания.

ГЕРМЕНЕВТИКА

Герменевтика с греч. - искусство перевода или объяснения. Бог Гермес в греч. мифологии вы­полнял роль посредника между богами и людьми. С самого своего зарождения герменевтика была связа­на с идеями интерпретации и понимания: во времена античности она толковала иносказания, афоризмы и символы, в средние века - священные писания , в эпоху Возрождения много внимания уделялось тол­кованию памятников античности и т. д. Герменевтика явилась особым методом классической науки о язы­ке, позволяющим осмысленно толковать памятники древней литературы. Первыми герменефтиками были и средневековые теологи - схоласты, которые зани­мались пониманием и расшифровкой смысла идей Библии. Среди них своими трудами выделился Ф.Ак-еинский.

Впервые, как философская проблема, герменевти­ка была поставлена и разработана нем. философ Ф.Шлегелем (1772-1829) и Ф.Шлейермахером (1768-1834). Их заинтересовала проблема языка при отражении объективно прекрасного в поэзии, искусстве и различных явлениях культуры.

В своих трудах " Монологи" и Диалектика" Шлей-ермахер вывел два метода толкования текстов: гра­мматический, с помощью которого выявляется "дух языка", и психологический - выражающий "дух [ автора". Толковать текст имеет смысл при условии

родства душ автора и читателя.

Немецкий философ В.Дильтей (1833-1911) иссле довал историю возникновения герменефтики и опре-| делил ее как метод интерпретации культуры прошло-. го на основе воспроизведения духовной жизни исследуемой эпохи. Для полного понимания всех явлений

эпохи исследователь должен "вжиться" в нее и поставить себя на место автора. Сам акт понимания . истолкования культуры состоит из реконструкции: I речи, акта творчества автора; нахождения индивиду­альных особенностей автора текста. Шлегель и Шлейермахер доказывают важность понимания тек-

1 стов худ. произведений на основе реконструкции 1 мышления их авторов. Они трактуют герменевтику как философскую тео­рию понимания, творчества и индивидуальности.

Разработка проблем герменевтики ее методы вы­зывал интерес у исследователей с различными фи­лософскими ориентациями. Наш современник, нем. фил. Х.Гадамер отметил, что одной из привлекатель­ных черт герменевтики является ее близость к прак­тике. На этой основе он превратил герменевтику в самостоятельную науку, придал ей самостоятельный статус, рассматривал ее как метод гуманистических наук и как учение о человеческом бытии. По Гадаме-ру - вещи не существуют, пока не получат названия с помощью языковых средств. Значит, философия имеет лингвистическую природу, и это доказывается в диалогическом характере.

По мнению Гадамера, огромное влияние на пони­мание оказывает традиция. Пониманию предшеству­ет "предпонимание', которое можно корректировать и исправлять, но от которого нельзя избавиться, т. к. оно является предпосылкой всякого понимания. Но­сителем понимания традиций является язык. Толко­вание текстов совершается в контексте определен­ных традиций, обусловленных историческими и со­циокультурными факторами.

Герменевтика как философское знание - это ана­лиз самого процесса понимания движения к истине. Герменевтика - это не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины.

Диалог можно рассматривать не только как акт общения двух лиц, он интересен отношением между интерпретатором и текстом. Задача толкователя -задавать интересующие его вопросы не автору, а литературным и историческим составляющим текста. Интерпретатор, исходя из объективных значений слов, их исторических вариаций и намерений автора должен понять текст и постараться вложить в него новые интерпретации.

Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все со­ставляющие культуры.

44 ФИЛОСОФИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Философия постмодернизма возникла во второй половине 20 в., когда европейская философия, опираясь на идеи иррационализма и идеи экзистенциалистской философии, отказалась признать ценность и необходимость разума для человечества. Для постмодернистов главное восприятие жизни - "свобода во всем". Человек должен жить "без границ", без всякой оглядки на запреты и правила, не оценивая свои поступки сквозь призму разума. Разум в фило­софии постмодерна не имеет права судить и оценивать. Разум дискредитировал себя в глазах человечества, приведя его в тупик и поставив перед лицом глобальных катастроф. Во имя абстрактных идеи, в поисках незыблемых истин, разум провел человече­ство через безумие революций и ад мировых воин и поэтому ему не следует доверять. Человеку следует жить не по правилам разума, а руководствуясь эмоциями и интуицией. Следовательно, наука признается областью вероятных знаний. Вся наука имеет характер гипотезы. Культура проникнута формами коллективного бессознательного мироощущения. Наиболее яркими представителями постмодернизма являются европейские мыслители: Ж.Деррида, Ж.Батай, П.Рикер, Р Барт, Ю Хабермас, русские философы Г.Г.Шпет, В.Подорога.

Философия постмодернизма воплощает в себе некоторые общие черты, присущие предшествующим течениям современной философии, выражает тен­денцию к их сближению и слиянию. Своим основным содержанием постмодернизм отражает смысл и со­держание современной философии и культуры, новый стиль мышления и подходов в исследовании.

Основные положения и признаки философии по-стмодерниэма могут быть сведены к следующим положениям: критика всех форм фил. Б.Спинозы - мо­низма, особенно проявление деспотизма и тоталитаризма; провозглашение фил. плюрализма, которую представляет ГЛейбниц; обоснование идеи множественности, многообразия в качестве исходных характеристик природы и общества Эти общие положения конкретизируются тезисами:

Признание многомерности объективной реально­сти, множественности, разнокачественное как ее сущности, так и характера связей и отношений между ее формами. Объективная реальность может быть не только идеальной или материальной, но и мистиче­ской. Современное видение свойств мира допускает его оценки одновременно и как единичного и как раз­деленного. Для современной фил. мир не только упо­рядочен и организован, но одновременно беспорядо­чен и хаотичен.

Сочетание онтологического плюрализма с плюра­лизмом гносеологическим. В теории познания при­знается неустранимость множественности описаний, подходов, точек зрения, обосновывается необходи­мость отношений дополнительности между ними. Эти принципы реализуются в таких сферах как филосо­фия, культура и религия. Постмодернизм призывает стереть все существующие границы.

Одно из главных достоинств постмодерна - новиз­на. Новое ценно само по себе, вне связи с прошлым. Настоящее - ново. Настоящее - главная цель бытия. Важна свобода творчества. Свобода личности, сво­бода в культуре. В культуре важно обеспечить свобо­ду интерпретации, в науке - свободу вымысла.

Достоинством постмодернизма является стремле­ние преодолеть издавна сложившуюся в философии конфронтационность разделившую философов на материалистов и идеалистов, рационалистов и ирра-ционалистов, теистов и атеистов, коммунистов и ан­тикоммунистов.

Политическим идеалом постмодернистов является демократия с ее многопартийностью, свободой веры, плюрализмом ценностей. Демократия способна и должна разрушить единую систему ценностей обще­ства, стереть грань скрытого и открытого в личности и обществе, дозволенного и недозволенного. Предста­вители постмодерна определяют свое направление в таких понятиях как: "игра", случай", "анархия", "декон­струкция" и т.д.

Наши рекомендации