Философия конца XVIII- начала XXI века
Учение Карла Маркса как соединение фейербаховского гуманизма с критическим социальным анализом. Концепция отчуждения. Отчуждение труда как основа политического, правового, экономического и нравственного отчуждения в обществе. Материалистическое понимание истории: материальное производство как основа всего процесса развития общества в целом. Теория общественно-экономических формаций. Фридрих Энгельс об основных законах диалектики и формах движения материи.
Позитивизм: провозглашение культа науки и изменения предмета и роли философии. Огюст Конт о философии как о синтетической науке, занимающейся обобщением достижений естественных наук. Развитие Джоном Стюартом Миллем индуктивных логических методов познания. Герберт Спенсер об идее существования эволюции в биологическом мире.
Основные проблемы махизма - второго этапа позитивизма.
Эмпириокритицзм и субъективный идеализм Эрнеста Маха и Рихарда
Авенариуса. Конвенционализм Анри Пуанкаре. Неокантианство как возрождение кантовского трансцендентального идеализма и роли познающего разума в естествознании и обществознании. Марбургская и Баденская школы неокантианства.
Герменевтика как общая теория понимания. Фридрих Шлейермахер: «непонимание как фундаментальный феномен». Вильгельм Дильтей: разработка теоретических основ «наук о духе». Феноменология Эдмунда Гуссерля. Ханс Георг Гадамер о понимании как о необходимом условии осмысления социальноо бытия. Предпосылки формирования «Философии жизни». Пессимистическая философия Артура Шопенгауэра: мир как неразумная воля и слепая сила. Фридрих Ницше о переоценке христианских ценностей. Учение о сверхчеловеке. Анри Бергсон о роли интуиции в постижении сущего.
Логический позитивизм, аналитическая философия как третий этап позитивизма. Венский философский кружок: философия - род деятельности, направленный на анализ естественных и искусственных языков.
Постпозитивизм о гипотетическом характере любого научного знания. Карл Поппер: принципы демаркации и фальсификации научного утверждения. «Открытая наука в открытом обществе». Концепция научно-исследовательских программ Имре Локатоса. Теория научных революций Томаса Куна. Марк Полани: личностное знание - основа научного прогресса.
Социально-философские условия формирования экзистенциализма. Серен Къеркегор: человек как цель и смысл мировой эволюции.
Мартин Хайдеггер о подлинном и неподлинном бытии человека. Жан Поль Сартр: человек есть проект, выбирающий свободу или несвободу. Проблема абсурда в философии Альбера Камю.
Психоаналитическая философия. Учение о бессознательном Зигмунда Фрейда. Карл Густав Юнг: коллективное бессознательное и архетипы сознания. Эрих Фромм о противоречивости человеческого существования.
Постмодсрнизм: философствоваиие бсз субъекта. Мишель Фуко о корснном переосмыслении проблсмы взаимоотношений элементов системы «субъект -познание - мир». Жак Дсррида: декопструкция как способ изучения текста.
Поиск структурализмом устойчивых логических структур и связей объектов. Обращение Клода Лсви Стросса к анализу мифологического мышлсния. Жан Лакан: структуралистская ревизия фрейдовского психоанализа.
Философия прагматизма. Чарльз Пирс о неразрывной связи между рациональным знанием и раэумной целыо, прагматизмом. Уильям Джеймс: истинность знания определястся его полезностью для поступков людей. Философия радикального эмпиризма Джоиа Дыои.
Философский мистицизм. Теософский мистицизм Е.Блаватской. Антропософия Рудольфа Штайнсра. Интиуитивный способ познания Карла Кастанеды.
Судьба России как главная проблема русской философии. Основные направления русской философии. Русский марксизм. Практическая направленность на изменение общественно-политического строя - отличительная особенность российского марксизма. Г.В.Плеханов об определяющей роли географической среды в развитии производительных сил общества. В.И.Ленин о практике революционной борьбы пролетариата. Принцип двух партий в философии - материализма и вдеализма. Ленинское определение материи.
Философия соборности и этика В.С.Соловьева. Смысложизненная и нравственная философия Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. Особенности философских учений С.Л.Франка, Н.А.Бердяева, Л.Шестова, Н.О.Лосского, И.А.Ильина.
Казахская философия
Философское содержание казахского фольклора как отражение многообразной жизни и истории казахов. Нерушимость системы ценностей провербального общества. Свободомыслие, наивный реализм и стихийный материализм в пословицах и поговорках. Мировоззренческое значение образов казахского героического и лирического эпоса. Интенсивная консолидация казахов в единую народность как основная тематика творчества жырау и акынов XV-XVIII веков. Идея «Жерұйьк» Асан Кайгы как основа построения независимого казахского ханства. Нравственно-этические вопросы в произведениях Казтуган, Доспамбет, Шалкииз жырау. Изменения образа мыслей казахских жырау в период острого экономического и военно-политического кризиса в конце XVII-первой половине XVIII веков. Размышления Ахтамберды жырау и Умбетей жырау как поэтизированная философия, направленная на осмысление сущности жизни и смерти, отношений с вечностью. Этическая философия Бухар жырау. Дихотомия добра и зла в творчестве Шал акына.
Основные особенности развития казахской общественной мысли в ходе присоединения Казахстана к России. Прогрессивные элементы народного сознания и идеи независимости в творчестве Махамбета Утемисова. Философское мировоззрение поэтов эпохи «Зар заман» Дулата Бабатаева, Шортанбая Канаева.
Общественно-политические условия формирования Казахского
Просвещения, его отличия от европейского и русского Просвещения. Антропоцентризм и гуманизм философии Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина и Абая Кунанбаева. Философское произведение «Қара сөз» (Слова назидания) Абая как уникальное явление мировой культуры. Философия религии и нравственная философия Абая Кунанбаева.
Особенности общественно-философских взглядов звездной плеяды казахской интеллигенции начала XX века. Философское мировоззрение Султанмахмута Торайгырова. Философия политики Алихана Букейханова. Философия истории Мержакыпа Дулатова. Вопросы философии образования и философии языкознания в творчестве Ахмета Байтурсынова. Мухтар Ауэзов о роли философии в жизни человека и общества. Проблема жизни и смерти в поэзии Магжана Жумабаева. Шакарим Кудайбердиев: искание истины. Его «Үш анык» как философское размышление о бытии, душе и нравственном совершенствовании человека.
Основные проблемы казахстанской философии советского периода: изучение проблем диалектики, философских проблем естествознания, межнациональных отношений, научного атеизма, истории казахской общественной и философской мысли, философского наследия аль-Фараби.
Казахстанская философия постсоветского периода: обращение к духовиым истокам казахской национальной философии и культуры, изучсние «белых пятен» в казахской философии, поиски новых путей развития независимого Казахстана, философское осмысление традиционной и городской культуры, ренессанс фарабиеведения.