Герменевтический треугольник.
Герменевтика общая( сознания)- Шлейермахер.
Труд: «Монологи».
Основная проблема Герменевтики- проблема понимания.
Герменевтика- методология правильного понимания. « Не бывает разного текста и разных правил»: Шлейермахер.
«Текст- это часть языка, текст- это часть автора»( лингвистическая интерпретация). Шлейермахер предлагает метод вживания, то есть « мы понимаем автора лучше, чем он себя».Гениального автора понимает конгениальный интерпретатор. Именно Шлейермахер вводит понятие Герменевтический круг. «Чтобы понять часть- нужно понять целое, чтобы понять целое- нужно знать части.»Ш. пропагандировал существование универсальной Герменевтики как общей теории понимания. « Понимание- это правильная интерпретация текста, это реконструкция»: Ш.
Понимание- вынесение смысла из текста.
2 вида Герменевтики Шлейермахера:
· Компоративная- сравнение разных текстов разных культур.
· Девинаторная – искусственное вживание в мир автора. Чтобы понять автора- нужно понять его эпоху, вжиться в его мир.
Дильтей.
Труд: «Введение в науки о духе».
Разделил науки на естественные и гуманитарные.
Главный метод естественных наук- объяснение, а гуманитарных- понимание.
Текст сообщает больше, чем заложено в смысле.
Интерпретатор тоже даёт избыточный смысл.
Герменевтика бытия. ГадАмер.
Основной представитель: ГадАмер.
Герменевтический треугольник.
· Первое центральное понятие- текст.
· Второе центральное понятие- язык. « Язык- это и средство , и среда» Гадамер. « Язык изъясняется нами». « Экзистенция существует через язык»: Гадамер.
Интерпретация- бесконечная вариативность субъективных смыслов.
Слияние горизонтов- совмещение смыслов разных культур. Горизонт- мыслительный мир автора.
· Третье- опыт, результат фиксации и интерпретации.
Что первично? Текст, автор, или интерпретатор.
В начале 20 века- автор. Сер. 20 века- интерпретатор. В конце 20 века- текст. « Смерть автора и интерпретатора».
Особенности понимания у Гадамера:
· Диалектика вопросов и ответов. Любой вопрос имеет несколько смыслов.
· Новая трактовка герменевтического круга. « Опыт- это целое»(опыт влияет на понимание частей, значит и на целое) Гадамер. Предпонимание- установки данного типа культуры.
· Игра- варианты интерпретации. « Игра сама себя играет» Гадамер.
Ученик гадамера: Бетти- основал институт теории интерпретации.
Труд: «Герменевтика как общая методика наук о духе».
« Интерпретация - это процесс, а понимание- это цель»: Бетти
Ученик Гадамера: Поль Рикёр- существует конфликт интерпретации; интерпретация – понимание языка и текста.; понимание- проникновение чужое сознание.
Вывод: герменевтика -3-е направление неклассической философии.
Русская философия.
Общая характеристика.
Западники и славянофилы.
Учение Владимира Соловьёва.
Николай Бердяев.
Особенности:
Ø Интерес к социальной философии( человек и его место в обществе, что такое Русский человек).
Ø Принцип всеединства и целостности, положительного единства Соловьёва. Приоритет на нравственные ценности и религиозное чувство.
Ø Этический персонализм( соборность)- единство людей на основе их любви к богу.
Ø Соединение теоретического и нравственно-религиозного опыта.
Ø Русский космизм. Идея жизнезначимости, правильных жизненных установок, ценностей и их действительности для жизни и практики.
Западники(либералы, космополиты) и славянофилы(патриоты, консерваторы)( 40-е-50-е 19 века).
Западники ориентировались на западные модели развития общества и выделяли в личности социально-гражданское начало.
Славянофилы хотели собственный путь развития, самобытность. Основу видели в крестьянской общине, православии и соборности.
Славянофилы
Делятся на старших(ранних): Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин; и младших(почвенников): Страхов, Григорьев, Достоевский, Данилевский, Леонтьев.
Н.Я Данилевский.
Труд: «Россия и Европа».
Концепция культурно-исторических типов. Он утверждает, что нет общечеловеческой культуры, общих рамок развития человечества.
Выделил 10 цивилизаций, в основе которых лежит культура, религия, политика, экономика.
Например: Египетская, Китайская, Ассиро-вавилонская(Халдейская)… Романно-германская( Европейская).
Погибшие культуры по Данилевскому: Американская и …
Россия вместе со славянами образует новую цивилизация, совершенно отличную от Европы.
Западники
Западники считали философию прикладной дисциплиной, как средство преобразования действительности.
2 основных направления:
Ø Радикальное направление
o Революционные демократы : Герцин, Белинский, Чернышевский, Писарев.
o Анархисты: Кропоткин.
o Русские Марксисты: Ленин, Плеханов.
Ø Либеральное направление( Водкин, Грановский, Кавелин, Чичерин)
Герцин, идеи:
Ø Идея единства: общественного и индивидуального и т.д.
Ø Общества без насилия и антогонизмов.
Ø Идеалы народного социализма. Родоначальник народничества(просвещения народа).
Чернышевский- антропоцентрист, материалист, атеист. Интересовали экономические, социально-политические и этические проблемы. Материальные условия влияют на сознание. Сторонник и основоположник теории разумного эгоизма(согласованность рационального выбора с убеждениями и моральными принципами).
Вывод: В противостоянии западников и славянофилов родилась самобытная философская мысль, которая пыталась ответить на вопросы: о месте России и Русского народа в истории, о национально-культурной самобытности России, о противоречиях Русской жизни и путях развития России.
Учение Соловьёва.( 1853-1900)
Сын историка Соловьёва. Поступил на историко-филологический факультет, но вскоре уходит и поступает на физико-математический, позже экстерном сдаёт экзамен на историко-филологический и уезжает. Возвращается из Египта и основывает свою философию. В 1881 году обращается с призывом к императору, чтобы он помиловал убийц его отца( Александра). Не был женат, не имел детей.
Основные труды: «Оправдание добра», «Чтение о богочеловечестве».
Философия Соловьёва- христианская, основные термины- любовь и соборность.
Философия всеединства, метафизика всеединства. Основные элементы: