Образцы и задания для письменной работы

Тема 1 «Философия, ее предмет и роль в обществе. Философия в системе культуры»

1. письменно ответить на вопросы:

- Что такое философия? Предмет философии: структура философского знания: историческая эволюция предмета и методов философии.

- Философия и мировоззрение: основные типы мировоззрения.

- Предмет философии и его историческая динамика.

2. сделать сравнительную таблицу

- анализа философии, мифологии, религии, искусства, науки

философия мифология религия искусство наука
         

3. написать эссе на тему

- Статус и роль, и функции философии в современной культуре.

Форма контроля – проверка наличия и содержания конспекта

Литература:

1.Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. Изд – во: Республика, М., 2007 – 804 С.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - Изд – во: Республика, М, 2008 - 608 С.

3. История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Изд – во: ГПИН, Минск, 2006 – 508 С.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — Изд – во: Республика, М., 2005 – 408 С.

4. Радугин А.А. Философия Курс лекций.- Изд – во: Наука, М., 2008 – 409 С.

5. Горбачев В.Г. Основы философии – Изд – во: Наука, М., 2010 – 406 С.

Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии»

1. письменно ответить на вопросы:

- Специфика древневосточных цивилизаций, особенности их культурных традиций.

- Рационально-практическая направленность древнекитайской философии

- Средневековый символизм и проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма.

- Философия эпохи Возрождения: специфика и круг проблем.

- Проблема научного познания в философии Нового времени

- Философия Канта: докритический и критический периоды

- Антропологическая и иррационалистическая программы в философии XX века: философская антропология; философия экзистенциализма в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и Франции (А. Камю, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр); философия психоанализа (З. Фрейд).

2. сделать сравнительную таблицу

- основные особенности древнекитайской философии. даосизм и легизмлинии сравнения доасизм легизм
     

- философия Платона и Аристотеля как венец философской мысли античности

линии сравнения философия Платона философия Аристотеля

- философские системы (античности, средневековья, нового время и т.д.)

этап авторы основных философских концепций основной интерес
     

- Становление иррационалистической традиции в неклассической философии (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

мыслители идеи
С. Кьеркегор  
А. Шопенгауэр  
Ф. Ницше  
и т.д.  

- «Русская идея» и философские воззрения западников и славянофилов

линии сравнения западники славянофилы

3. написать эссе на тему

- Основные черты древнегреческой цивилизации и становление античной философской мысли

- Христианство и культура средневековья

- Философия Просвещения: человек, общество, разум

- Материалистическое понимание истории и социальная философия марксизма.

-Исторические судьбы марксистской философии: неомарксизм, постмарксизм.

-Феномен философии «русского космизма».

Форма контроля – проверка наличия и содержания конспекта

Литература:

1 История мировой философии: Учебник. - Изд – во: Наука, М., 2005 - 416 С.

2 История философии: Учебник. - Изд – во: Наука, М., 2010 - 240 С.

3. Основы философии: Учебное пособие для гуманитарных направлений и специальностей вузов. - Изд – во: Наука, М., 2009 - 496 С.

4. Основы философии: Учебное пособие для студентов нефилософских специальностей Изд. 2-е, перераб., доп. - Изд – во: Рыбари, М., 2008 - 544 С.

5 Философия: История философии; Основы философского понимания мира; Философское осмысление глобальных проблем современности и др.: Учебно-практическое пособие для вузов - Изд – во: Республика, М., 2008 - 352 С.

6 Хрестоматия по западной философии: Учебное пособие для вузов (сост. Фокина Н.И.) - Изд – во: Республика, М., 2008 - 544 С.

7 История русской религиозной философии: Учебное пособие для вузов. - Изд – во: МГУ ПС (МИИТ), М., 2006 - 447 С.

Тема 3. «Философское учение о бытии (онтология)»

1. письменно ответить на вопросы:

- Понятие метафизики и онтологии как основных стратегий познания бытия

- Основные формы бытия: бытие материи, сознания, природы, человека и общества.

- Современные дискуссии о диалектике.

2. сделать сравнительную таблицу

- Понятие бытия у Платона, Аристотеля, Гегеля и Сартра.

мыслители понимание категории бытия
Платон
Аристотель
Гегель  
Сартр
и т.д.

3. написать эссе на тему

- Диалектика как теория познания.

- Проблема интерпретации бытия в классической и неклассической философии.

Форма контроля – проверка наличия и содержания конспекта

Литература:

1. Радугин А.А. Философия Курс лекций.- Изд – во: Наука, М., 2008 – 409 С.

2 Горбачев В.Г. Основы философии – Изд – во: Наука, М., 2010 – 406 С.

3 Начала философии: Кн. 1: Раздел I: Мир; Раздел II: Человек: Учебник для старших классов общеобразовательных школ (под ред. Федорова Б.И.)Изд – во: Республика, М., 2007 -304 С.

Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)»

1. письменно ответить на вопросы:

- Познавательная деятельность человека как культурно-исторический процесс получения и трансляции знаний.

- Классическая концепция истины и её альтернативы.

- Проблема познаваемости мира: варианты её решения в истории философской мысли.

2. сделать сравнительную таблицу

- Чувственная, рациональная, иррациональная стороны познания.

стороны познания чувственная рациональная иррациональная

- Что такое рациональное познание?

Историческая эпоха философии Природа рационального познания
античность  
Средние века  
новое время  
XX век  

3. написать эссе на тему

- Проблема субъекта и объекта познания.

-Познание как деятельность.

-Познание как постижение истины

Форма контроля – проверка наличия и содержания конспекта

Литература

1.Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. Изд – во: Республика, М., 2007 – 804 С.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - Изд – во: Республика, М, 2008 - 608 С.

3. Радугин А.А. Философия Курс лекций.- Изд – во: Наука, М., 2008 – 409 С.

Тема 5 «Философская теория развития мира»

1. письменно ответить на вопросы:

- Движение и развитие, понятие и законы диалектики

- Принципы движения материи

- Своеобразие мировоззрений. Мировоззренческие парадигмы

2. сделать сравнительную таблицу

- Научные, философские и религиозные картины мира.

картины мира религиозная философская научная
       

3. написать эссе на тему

- Диалектика - как всеобщий метод познания

-Почему в рамках филофской картины мира существуют разные модели.

Форма контроля – проверка наличия и содержания конспекта

Литература:

1 Горбачев В.Г. Основы философии – Изд – во: Наука, М., 201 – 406 С.

2 Начала философии: Кн. 1: Раздел I: Мир; Раздел II: Человек: Учебник для старших классов общеобразовательных школ (под ред. Федорова Б.И.) Изд – во: Республика, М., 2007 -304 С.

3 Основы философии: Учебное пособие для гуманитарных направлений и специальностей вузов. - Изд – во: Наука, М., 2009 - 496 С.

4 Основы философии: Учебное пособие для студентов нефилософских специальностей Изд. 2-е, перераб., доп. - Изд – во: Рыбари, М., 2008 - 544 С.

Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)»

1. письменно ответить на вопросы:

- Человек, общество, культура: человек и природа: сущность человека.

- Психофизиологическая проблема в современной философии и науке

- Гипотезы о происхождении, сущности и способах существования сознания.

- Культура и коммуникация как условия становления развитых форм сознания.

2. сделать сравнительную таблицу

- Сознание, мышление, язык.

сознание мышление язык
     

3. написать эссе на тему

-Проблема искусственного интеллекта.

-Сознательное и бессознательное

-Сознание и мозг

Форма контроля – проверка наличия и содержания конспекта

Литература

1.Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. Изд – во: Республика, М., 2007 – 804 С.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - Изд – во: Республика, М, 2008 - 608 С.

3. Радугин А.А. Философия Курс лекций.- Изд – во: Наука, М., 2008 – 409 С.

Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия): общество, культура, цивилизация»

1. письменно ответить на вопросы:

- Социальная форма движения материи и её отличие от процессов живой и неживой природы.

- Основные концепции социогенеза: креационистская, эволюционно-натуралистическая, игровая и др.

- Типы социальных структур (социально-классовая, социально-этническая, социально-демогра­фическая).

2. сделать сравнительную таблицу

- Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли

периодизация эволюция представлений об обществе
античная философия
средневековая философия
философия эпохи Возрождения
философия Нового времени
философия Новейшего времени

3. написать эссе на тему

-Взаимодействие общества и индивида: анализ различных аспектов.

-Общество как система социальных отношений.

Форма контроля – проверка наличия и содержания конспекта

Литература

1.Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. Изд – во: Республика, М., 2007 – 804 С.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - Изд – во: Республика, М, 2008 - 608 С.

3. Радугин А.А. Философия Курс лекций.- Изд – во: Наука, М., 2008 – 409 С.

4Горбачев В.Г. Основы философии – Изд – во: Наука, М., 2010 – 406 С.

5 Основы философии: Учебное пособие для гуманитарных направлений и специальностей вузов. - Изд – во: Наука, М., 2009 - 496 С.

Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности»

1. письменно ответить на вопросы:

- Понятие прогресса и регресса.

- Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

- Прогнозирование будущего. Футурология

2. сделать сравнительную таблицу

- . Теоретические исследования будущего: позитивные возможности и критический анализ.

позитивные возможности будущего критический анализ

3. написать эссе на тему

-Современная цивилизация: противоречия и трудности развития.

- Современная цивилизация:проблема иерархии ценностей. Система ценностей.

Форма контроля – проверка наличия и содержания конспекта

Литература

1.Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. Изд – во: Республика, М., 2007 – 804 С.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - Изд – во: Республика, М, 2008 - 608 С.

3. Радугин А.А. Философия Курс лекций.- Изд – во: Наука, М., 2008 – 409 С.

4Горбачев В.Г. Основы философии – Изд – во: Наука, М., 2010 – 406 С.

5. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов. - Изд – во: РГХУ, CП6., 2007 – 203 С.

Тема 9 «Философия науки и техники»

1. письменно ответить на вопросы:

- Наука как деятельность, система знаний, социальный институт.

- . Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования.

- Наука в системе социальных ценностей.

2. сделать сравнительную таблицу

- . Методы и формы научного познания.

метод его характеристика

3. написать эссе на тему

- Возможности и границы науки.

- Научное и вненаучное знание

- Гуманитарные параметры современной науки.

Форма контроля – проверка наличия и содержания конспекта

Литература

1.Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. Изд – во: Республика, М., 2007 – 804 С.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - Изд – во: Республика, М, 2008 - 608 С.

3. Радугин А.А. Философия Курс лекций.- Изд – во: Наука, М., 2008 – 409 С.

4Горбачев В.Г. Основы философии – Изд – во: Наука, М., 2010 – 406 С.

5. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов. - Изд – во: РГХУ, CП6., 2007 – 203 С.

Наши рекомендации