Вопрос 3. схоластика и мистика
Третьим завершающим этапом в развитии средневековой философии стала схоластика (от греч. scholastikos — школьный, ученый) -- тип религиозной философии, характеризующийся соединением богословских догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Важнейшая черта схоластики – умозрительность как оторванность от действительности, стремление решать все вопросы в области чистой мысли, не выходя в мир опыта, реальной практики.
Временем зарождения схоластики принято считать IX – X века, её расцвет пришелся на XII – XIII века, а период поздней схоластики приходится на XIV век. Схоластика развивалась в основном в Англии и Франции, её ведущим центром был Парижский университет, а также Оксфордский и Кембриджский университеты.
Представитель ранней схоластики -- Ансельм Кентерберийский (1033-1109), -- известен как автор онтологического доказательства бытия Бога, согласно которому Бог как всесовершенное существо должен существовать потому, что существование является признаком всесовершенства.
Наиболее значительными представителями зрелой схоластики являются Абеляр (1079 – 1142), Альберт Великий (1193 – 1280), Фома Аквинский (1226 – 1274).
Абеляр уже в юности прославился как один из самых тонких философов, обладающий блестящей эрудицией. Красотой слова и неотразимым личным обаянием Абеляр привлекал тысячи восхищенных учеников со всех концов Запада. Примерно к этому же времени относится история трагической любви Абеляра и Элоизы, которая была одной из самых талантливых его учениц.Прежде всего, он известен как сторонник концептуализма – промежуточной позиции (между реализмом и номинализмом) в споре о природе универсалий (общих понятий), последние он рассматривал как умственные концепции, которые не существуют отдельно от предметов.
Крупнейшим представителем зрелой схоластики был Фома Аквинский (1226 - 1274), чья деятельность была связана с Парижским университетом. Основные сочинения мыслителя: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Фома опирался на авторитет Аристотеля и в целом повторял его учение (в частности, об акте и потенции, форме и материи, субстанции и акциденции, видах человеческой души и т. д.). Больше всего Фома известен своими формулировками пяти доказательств бытия бога, некоторые из которых не потеряли своего значения до сих пор.
Альтернативой схоластики в период средневековья выступила мистика. Мистика (греч. mystika -- таинственные обряды, таинства) – практика переживания единства с Богом, а также совокупность богословско-философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.
К наиболее видным представителям западноевропейской мистики следует отнести итальянского теолога и кардинала Петра Дамиани (1007-1072), французских богословов Гильома из Шампо (ок. 1070 — 1121) и Гуго Сен-Викторского (ок. 1096 — 1141), руководивших богословской школой при Сен-Викторском аббатстве, которая и была европейским центром мистического варианта католической теологии. Гильом также известен как учитель Абеляра. Еще более знаменит Бернар Клервосский (1090-1153) -- французский теолог-мистик, аббат монастыря в Клерво, вдохновитель второго крестового похода (1147 г.). Крупнейшим представителем позднесредневекового мистицизма были Джованни Бонавентура и Мейстер Экхарт.
Мейстер Экхарт (ок. 1260 — ок. 1327) -- монах-доминиканец, основатель немецкого мистицизма, впервые употребивший немецкий язык как язык философии. В своих воззрениях на существо тварного мира Экхарт придерживается пантеистической концепции. Мир — итог вечной творческой божественной энергии, постоянно изливающейся из «его недр» вследствие преизбыточности Единого. Все бывшее, настоящее и будущее — весь мир, относящийся к порядку множественности, — это творящий, «услаждающийся собою в вещах» Бог; однако вечное, неизменное, единое Божество не тождественно миру.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:
1. Третьим историческим периодом в развитии средневековой философии стала схоластика – тип философствования, главной особенностью которого, кроме опоры на христианскую веру, была умозрительность, то есть оторванность от действительности, стремление решать все философские вопросы в области умозрения, без всякого обращения к опыту и практике.
2. Главной проблемой схоластики стала проблема доказательства бытия Бога. Наиболее известные доказательства разработал главный представитель схоластики Фома Аквинский, кстати, некоторые из доказательств бытия Бога не потеряли своей актуальности, например, телеологическое доказательство.
3. Центральный спор в рамках схоластики – спор о природе общих понятий (универсалий) между номиналистами и реалистами. Первые считали, что общие понятия лишь имена, в реальности существуют только отдельные вещи (Оккам), а вторые, напротив, полагали, что общие понятия реальны наподобие платоновских идей (Гуго Сен-Викторский).
4. Альтернативой схоластике была мистика, выступавшая против разума в богопознания. Мистики считали, что познать Бога можно только через чувства, через мистический экстаз, для чего активно разрабатывали особую практику, включающую аскетические упражнения, молитвы, песнопения и прочие способы телесного воздействия, способные приблизить душу к Богу.
Основная литература:
1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 42-52.
2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 115-135.
3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 47-56.
4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.14-15, 193-196, 612-615; Ч. 2. С. 375-377.
Дополнительная литература:
5. Августин. Исповедь. - М., 1992.
6. Боэций. Утешение философией и другие трактаты. - М., 1990.
7. Коплстон Ф. История философии. Средние века. – М., 2003.
8. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979.
9. Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. - М., 1991.
10. Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.
11. Тертуллиан. О плоти Христа // Тертуллиан. Избр. соч. - М., 1994.
12. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.
13. Штекль А. История средневековой философии. - СПб., 1996.