Философия постмодернизма. 1980-е гг. Деррида П.- Ж., Лиотар Ж.-Ф., Фуко М, Бодрийар Ж. и др
Постмодернизм характеризуется двумя основными чертами - распадом характерного для модерна единства и ростом плюрализма. По мнению Лиотара, до последнего времени единство знания, мировосприятия обеспечивалось влиянием "великих базовых идей" -"метарассказов". Это - религия и история, наука и искусство, марксизм и либерализм и т.п. целостные идейные системы, обеспечивавшие целостное восприятие мира. Постмодернизм -это "недоверие к метарассказам", великим "объяснительным системам", это "конец метарассказов". Что означает освобождение мира от унифицирующей монокультуры и выход к культуре многообразия. Признание многообразия и равноценности любых культурных форм, отказ от установления какого бы то ни было иерархического порядка - главный лозунг постмодернизма.
Информационная культура явилась важнейшим фактором становления постмодерна, обусловившим переход от производства вещей (модерн) к производству знаков, символов, информации.
Основными ценностями выступают свобода (freedom), разнообразие, толерантность и взгляд на общество, где «все авторы и актеры» (Луман). Ключевыми понятиями постмодерна являются плюрализм и деконструктивизм, предполагающие решительный отказ от идей целого, универсального и абсолютного, от «гранд-нарративов» («больших повествований» и научных описаний), равно как и от аналитических процедур поиска смысла. Однако постмодерн не отказывается от возможности новых «нарративов», таких как перфоманс (performanse) — текущая событийность, ситуативность; симулакр (творческий монтаж имитированной реальности); эффективность (а не истина); язык и коммуникация как источник легитимации знаний; актуальность задач, относящихся к «здесь и теперь». Постмодерн много сделал для того, чтобы освободить мышление от упрощающих схем, застывших стереотипов, отживших мифологем, ограниченности позитивистской картины мира, противопоставив им творческое воображение, историко-философскую эрудицию, литературный талант, метафоричность.
Основными средствами реализации замысла выступают текст/контест (новый язык философии) и принцип деконструкции. Автор «деконструкции» — Ж. Деррида начинает ревизию философского рационализма с разрушения устоявшейся типологии и иерархии философских проблем, размывая грани между философией, литературой и критикой, уравнивая философскую и поэтическую рефлексию. С философской точки зрения постмодерна писатели, логики, физики, моралисты занимаются одним и тем же — создают и пересоздают системы описания объектов. Результатом этой деятельности являются бесконечные разговоры внутри локального сообщества в соответствии с его традициями. Деконструкция — наиболее радикальный метод философской критики, для которой предшествующая философия — это письменность. «Только то, что написано, дает мне существование, ибо оно называет меня».
Результатом взгляда на философию-как-на-литературу является глубокая деконструкция истории философии, проступающая в виде дезорганизации, рекомпозиции. Постмодерн критикует разум (рационализм) за инструментальность и малую коммуникативность. «Новый» философский разум в отличие от рационального утверждает парадигму лингвистического поведения (Р. Рорти), для которого характерна общая установка на «размывание контуров», «переломы, просветы, вырезы, края, трещины, обрывы». Новая рациональность — это сформированный на основе информационной культуры иррационализм, выросший из признания символических и виртуальных реальностей третьим, наряду с материальной и идеальной, типом реальности. Для постмодерна тайна (суть) вещей в том, что у них нет сущности.
Черты постмодернистского текста — интертекстуальность, ирония, метаречевая игра. «Страна дискурсов» Дерриды и Лиотара — это сплошная метафоризация и интерпретация текста, приводящая к потере той грани, которая отделяет серьезную теоретическую работу от эстетически экстравагантных языковых игр. Главное —не что сказал автор, а чего не сказал и почему (Деррида).
Деонтологизация мира знаний и знаний о мире приводит постмодернистов к деконструкции истины и объективности. Каждое общество в соответствии с его культурой и историей вырабатывает свое понимание истины и ее критериев. Отсюда неограниченный плюрализм, тотальный либерализм в производстве и выборе дискурсов с установкой на оригинальность, свободу, новизну.
В человеке интересно только неповторимо индивидуальное, неставшее, неоформленное, более человечное, нежели структура. «Нет ничего более бесчеловечного, чем прямая линия». «Забудьте все, чему вас учили — начинайте с мечты». Человек в постмодерне бесконечно плюрален; отсутствие единой системы ценностей ведет к такому множеству позиций, которое не способно стать единством.
Отказ от «внутреннего» — главное в философии сознания постмодерна. Картина сознания предстает в виде интегрированной системы психологических состояний индивида, каждый элемент которой соотносится с другими элементами, а ввод новой информации — с информацией, полученной в прошлом.
История - это процесс закономерной смены эпох. Новая эпоха ничем не обязана предыдущей и ничего не передаст последующей, посколь ку основана на «радикальной прерывности». Социальная доктрина постмодернизма основана на следующих тезисах:
а) общество являет собой не кинофильм, а «моментальный снимок»;
б) отсутствует, по сути, целеполагание; общество теряет интерес не только к высоким, но и к
скромным целям, наступает «гипертрофия средств и атрофия целей» (П. Рикер);
в) общество утратило системность и целостность;
г) в информационном обществе изменилась сущность социализации: девиации (отклонения)
важнее, чем классическая «спокойная» социальность.