Что же изучает культурология?

«Культурология» буквально означает «учение о культуре». В самом общем виде, культурология как самостоятельная наука призвана ответить на три основных вопроса: что есть культура? Как устроена культура? Как развивается культура?.

Итак, культурология – это отрасль социогуманитарного знания, предметом которого является культура как особая и целостная система человеческой жизни и деятельности, закономерности её возникновении, развития и постижения.

Место культурологии в системе других наук

Если определить культуру как все, что создано человеком и человече­ством, то сразу станет понятно, почему определение статуса культуроло­гии вызывает такие затруднения. Ведь тогда получается, что в мире, в ко­тором мы живем, есть только мир культуры, существующий по воле че­ловека, и мир природы, возникший объективно, без участия людей. Соответственно все современные науки делятся на две группы — науки о природе (естествознание) и науки о мире культуры — социальные и гу­манитарные науки. Кроме того, есть философия, которая формулирует общие подходы к изучению мира, а также анализирует место в нем чело­века и его отношения с природой, другими людьми и самим собой.

Иными словами, все социальные и гуманитарные науки в конечном счете являются науками о культуре — знанием о видах, формах и резуль­татах человеческой деятельности. И тогда встают вопросы, где же место культурологии среди этих наук и что она должна изучать.

Культурология возникла на пересечении истории, философии, социо­логии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствозна­ния и др. Таким образом, культурология является комплексной социогуманитарной наукой. Возникновение культурологии отражает общую тенденцию движения современного научного знания к междисципли­нарному синтезу для получения целостных представлений о человеке и его культуре. Развитие научного познания привело и к синтезу культуроведческих наук в рамках культурологии, формированию взаимосвязан­ного комплекса научных представлений о культуре как о целостной сис­теме. При этом каждая из наук, с которой культурология контактирует углубляет представление о культуре, дополняя его собственными иссле­дованиями и знаниями.

Культурология и философия. Культурология неразрывно связана с философией культуры. Философия выполняет по отношению к культуро­логии методологическую роль, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований. Она ставит перед культурологией целый ряд проблем, значимых для жизни человека, например: о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений. Культурология в свою очередь рассматривает культуру в ее конкретных формах. Здесь акцент ставится на объяснение различных форм культуры с помощью теорий среднего уровня, основы­вающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет увидеть целостную картину человече­ского мира во всей многоликости и разнообразии происходящих в нем процессов.

Культурология и история тесно взаимосвязаны. История изучает че­ловеческое общество в его конкретных формах и условиях существова­ния. Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, т.е. едиными и универсальными длявсего человечества. Они постоянно из­меняются, и история изучает общество с точки зрения этих изменений. Поэтому она выделяет исторические типы культур, сопоставляет их ме­жду собой, выявляет общекультурные закономерности исторического процесса. Исторические данные позволяют описать и объяснить кон­кретно-исторические особенности изменения и развития культуры.

Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулиро­вать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматри­вается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система культур, находящихся в движении и сменяющих друг друга. От­сюда исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозны­ми и историческими факторами и поэтому представляет собой относи­тельно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригиналь­ную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий ее су­ществования.

Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и вы­являет ее типологические особенности, разрабатывает систему собствен­ных категорий. В этом контексте исторические данные помогают по­строить теорию возникновения культуры, выявить законы ее историче­ского становления, движения и развития. Для этого культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и на­стоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру.

Культурология и социология. Среди ученых самых разных направлений не вызывает возражения утверждение, что культура является поро­ждением общественной жизни человека и вне общества она невозможна. Таким образом, культура есть социальное явление, развивающееся по своим собственным законам. И в этом значении культура выступает предметом изучения социологии. Социология исследует, например, осо­бенности отношения к культуре различных слоев общества, различные модели поведения человека в обществе, различные типы межличностных отношений, или, иначе — культуру в контексте социальных процессов, причем последние рассматриваются как существенный фактор культур­ных изменений, затрагивающих не только количественные параметры культуры, но и само ее содержание.

Культурология и культурная антропология. Культурная антрополо­гия занимается изучением человека как субъекта культуры. Она дает описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.д. Антропологи изучают конкрет­ные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Можно сказать, что культурная антропология занимается исследованием этнических культур, тщательно описывая их культурные феномены, систематизируя и сравнивая их. По сути дела, она исследует человека в аспекте выраже­ния его внутреннего мира в фактах культурной деятельности. Это важно для культурологии, поскольку позволяет понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретно-исторические, со­циальные или личностные формы.

Таким образом, взаимосвязь культурологии с другими науками но­сит двойственный характер. С одной стороны, каждая наука изучает свой предмет и обобщает полученные знания на трех уровнях. Высшим уров­нем традиционно считают философию данной области познания или сферы деятельности — философию истории, философию экономики, фи­лософию искусства... На этом уровне, как правило, решаются задачи наи­более общего осмысления предмета познания, вскрывается его суть, место в системе мироздания и в мировоззрении человека. Низший (пер­вый, или эмпирический) уровень познания связан с нахождением фак­тов и их первичной систематизацией и классификацией. Эмпирический уровень познания позволяет увидеть интересующие нас факты в их кон­кретно-исторической неповторимости. Между этими двумя уровнями изучения лежат теории среднего уровня, позволяющие анализировать устойчиво повторяющиеся, упорядоченные последовательности явлений человеческого бытия, имеющие системный характер.

Это и есть культурологический аспект исследования, существую­щий в любой области знаний о человеке и его деятельности. На этом уровне создаются модельные концептуальные построения, описывающие не то, как данная область жизнедеятельности функционирует вооб­ще и каковы ее границы, а то, как она адаптируется к меняющимся усло­виям, как себя воспроизводит, каковы причины и механизмы ее упоря­доченности. В рамках каждой науки можно выделить поле исследований механизмов и способов организации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях их жизнедеятельности. Это то, что принято называть «экономической, политической, религиозной, языковой и т.д. культурой». Отсюда в любой области социального и гуманитарного позна­ния может иметь место культурологический подход, создавая такие на­правления исследования, как «культурология экономики», «культурология политики», «культурология религии», «культурология искусства» и т.д.

Вместе с тем культурология представляет и самостоятельную область знания. В этом аспекте она может рассматриваться и как отдельная груп­па наук, и как отдельная, самостоятельная наука, или, иными словами, в узком и широком смысле. В зависимости от этого определяется предмет культурологии и ее структура.

Предмет культурологии

Знания о культуре мы черпаем из множества источников. В повсе­дневной жизни многие предметы и явления культуры представляются индивиду очевидными, знакомыми и понятными. Но это не значит, что каждый человек постигает всю глубину любого культурного явления и может верно судить об их роли, значении, ценности. Оставаясь в рамках обыденного сознания, человек чаще всего воспринимает окружающие его предметы и явления поверхностно, не всегда отчетливо осознавая их сущность. Настоящее знание, аргументированные суждения возможны только тогда, когда каждое культурное явление рассмотрено во всей его полноте, когда выявлены причины, источники, тенденции изменения, возможные результаты его функционирования. Исследованием этих во­просов и призвана заниматься культурология.

Это означает, что предметом культурологии является совокуп­ность вопросов происхождения, функционирования и развития куль­туры как специфически человеческого способа жизни, отличного от ми­ра живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерно­сти развития культуры, формы ее проявления во всех известных человечеству типах цивилизации.

Основными задачами культурологии являются:

• глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

• изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

• определение места и роли человека в культурных процессах;

• разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

• взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

• изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;

• исследование развития отдельных культур.

Целью культурологии становится такое изучение культуры, на осно­ве которого формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать:

• факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов;

• связи между элементами культуры;

• динамику культурных систем;

• способы производства и усвоения культурных феноменов;

• типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы
(культурные коды);

• культурные коды и коммуникации между ними.

Структура культурологии

Культурология выделилась из философии культуры так же, как ранее физика, биология — из философии природы, а социология и политоло­гия — из социальной философии. Соответствующая отрасль научного знания традиционно «отпочковывается» от философии, когда для этого появляется достаточный эмпирический базис. Культурологическое по­знание, как всякое научное познание, происходит на двух уровнях: эмпи­рическом и теоретическом. На эмпирическом уровне обобщают и пред­варительно систематизируют знания о том или ином явлении культуры. На теоретическом — формируют теории, концепции и законы. Поскольку предмет культурологии все еще окончательно не определен, то в настоящее время эта наука находится преимущественно на эмпирическом уровне.

Кроме того, в соответствии с задачами культурологической науки вся совокупность полученных в ее рамках знаний подразделяется на два ви­да — фундаментальные и прикладные знания. Фундаментальная культу­рология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и на их основе изучать социокультурные процессы, протекающие в том или ином обществе. Прикладная культурология предназначена для разработки методики целенаправленного прогнозирования и управления социокуль­турными процессами в русле социальной и культурной политики того или иного государства.

Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология куль­туры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими общественными явлениями, логика и философия культуры, относится к фундаментальному, а исследование видовых проявлений культуры, ее форм — к прикладному знанию. Знания о видах и формах искусства, физической и духовной культуре, других сферах культуры также носят при­кладной характер.

Фундаментальная культурология включает в себя несколько основ­ных направлений:

—социальная культурология изучает те процессы и явления, которые порождаются людьми в ходе их совместной жизнедеятельности. При этом человек рассматривается не как личность, обладающая инди­видуальными уникальными чертами, а как условный функциональный субъект культурных процессов;

—психология культуры (психологическая антропология) обращает внимание преимущественно на человека — носителя той или иной культуры. В основном акцентируется изучение норм и ценностей, лежащих в основе любой культуры, а также процессов, в ходе которых человек усваивает эти нормы и ценности;

— культурная семантика изучает культурные феномены как тексты — систему информационных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и транслируется вся социально значимая информация. При этом тексты могут быть выражены не только вербально (с помощью слов), но и невербально, — а также с помощью символов — в любых про­дуктах человеческой деятельности. Основное внимание при этом обращается на процессы коммуникации между людьми;

— история культурологии рассматривает историю и механизм появления и развития тех или иных концепций и теорий культуры. Значение истории культурологии для культурологической науки столь же ве­лико, как и значение истории философии для философии. Эти области знания составляют значительный массив собственно культурологическо­го и философского знания, а их современные теоретические конструкты
опираются на результаты размышлений предшественников. История
культурологии может быть рассмотрена не только как самостоятельный
раздел науки, но и как часть социальной, психологической антропологии
и культурной семантики (подробно о ней будем говорить ниже).

Остальные же части фундаментальной культурологии представляют собой систему исследуемых объектов, находящихся между собой в отно­шениях иерархии — от изучения наиболее общих теоретических законо­мерностей культурных процессов до изучения единичных явлений и со­бытий.

Решением прикладных проблем традиционно занимаются так назы­ваемые культурные институты: государственные учреждения полити­ко-идеологического и законотворческого профиля, разнообразные обще­ственные организации (политические партии, профсоюзы), воспитатель­ные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, издательства, рекламные и туристические структуры, вся система физкультуры и профессионального спорта. Все эти культурные институты задают нормативные образцы и призваны регулировать цен­ностные ориентации людей.

Важнейшей задачей при этом является выработка общей культур­ной политики государства и общества. Для этого нужно разработать цен­ностные ориентиры общества, социальные нормы взаимодействия меж­ду людьми, сформулировать конкретные цели длякаждого культурного института. Результатом становится принятая национальная и религиозная политика государства, узловые моменты национально-государствен­ной идеологии.

Целью культурной политики является систематизация и регулирова­ние процессов инкультурации и социализации людей. Цель эта достига­ется через образование, просвещение, досуговые, научные, религиозные, творческие, издательские и иные государственные и общественные ин­ституты. Число культурных институтов довольно велико, и все они могут быть разбиты на несколько основных групп:

1) институты, занимающиеся непосредственной работой с населени­ем, в их числе можно выделить:

• просветительские институты — библиотеки, музеи, лектории и т.д.;

• институты эстетического воспитания — художественные музеи и выставки, концерты, кинопрокат, организация зрелищных мероприятий;

• досуговые институты — клубы, дворцы культуры, детские досуговые учреждения, самодеятельное творчество;

2) творческие институты — театры, студии, оркестры, ансамбли, съемочные группы, другие художественные коллективы и творческие союзы;

3) культуроохранные институты — организации и учреждения по охране памятников, реставрационные мастерские.

Итак, структура культурологии достаточно сложна и еще оконча­тельно не сформировалась. Тем не менее, большая часть культурологи­ческого знания вписывается в приведенную классификацию и подроб­нее будет рассмотрена в последующих темах и разделах данного посо­бия.

Методы культурологии

Любая наука предполагает наличие своего организующего начала, которым обычно выступает исследовательский инструментарий, или ме­тод познания, т.е. совокупность приемов теоретического освоения дейст­вительности. Содержание знаний во многом зависит от правильно из­бранного метода исследования.

Следует отметить, что в науке не существует единого универсального, пригодного для решения любых задач, метода. Каждый из общенаучных методов имеет как достоинства, так и недостатки и может решать только соответствующие ему научные проблемы. Отсюда выбор правильного метода и составляет одну из важных задач любой науки.

В отличие от частнонаучных дисциплин культурология ставит своей целью понять как отдельные сферы, составляющие культуру, так и ос­мыслить сущность культуры в целом. Решение такого рода задач предпо­лагает применение самых различных общенаучных методов познания — наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов.

Но наряду с методами, используемыми любыми науками, существу­ют и собственно культурологические исследовательские методы и подхо­ды. Эти методы познания можно отнести к нескольким основным ти­пам.

1. Генетический — позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития. Иными словами, это принцип научного историзма, без которого объективный анализ культуры не возможен. Его использование позволяет сделать диахронный срез» изучаемого объекта или процесса, т.е. проследить его развитие от момента
возникновения доугасания или гибели.

2. Компаративный — требует сравнительно-исторического анализа
различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать их специфику. Компаративный и генетический подходы тесно взаимосвязаны, часто выступая в качестве единого метода познания культуры.

3. Системный — предлагает рассматривать культуру как универсаль­ное свойство общества. Культура в целом, а также любой культурный фе­номен с точки зрения системного подхода представляются целостными образованиями, состоящими из множества взаимосвязанных элементов и подсистем, находящихся в отношениях иерархического соподчинения.
Системный подход позволяет осмыслить культуру, показав ее в настоящий момент времени во всей полноте ее связей и отношений. Этот ме­тод ориентирован на изучение конечного результата культуры — материальных и духовных ценностей. Кроме того, анализируя культуру как целостное явление, он позволяет сопоставить ее с другими социальными явлениями, оценить ее роль в жизни общества.

4. Структурно-функциональный — рассматривает культуру как подсистему целостной социально-культурной системы, каждый элемент которой выступает носителем ценностных отношений и выполняет служебную роль в общей системе регуляции общественной жизни. Это по­зволяет вычленить все структурные элементы, все сферы культуры, по­нять, как они взаимосвязаны между собой и всем целым культуры. Кро­ме того, появляется возможность выяснить, какую роль эти феномены играют в культуре, как они связаны с выполнением основной задачи культуры — обеспечить специфически человеческий способ жизни и
удовлетворить все потребности человека.

5. Социологический — изучает культуру и ее феномены как социаль­ный институт, придающий обществу системное качество и позволяю­щий рассматривать культуру с точки зрения конкретной целесообразности тех или иных социальных слоев или социальных групп. При таком подходе любое явление культуры оценивается с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и его способности выражать ее интересы.

6. Деятельностный — понимает культуру как специфический способ творческой человеческой деятельности, который реализуется в создании разнообразных предметов культуры и в развитии самого человека. В рамках этого подхода изучаются процессы духовного прогресса общества, саморазвития человека как субъекта культурно-исторического процесса, механизмы сохранения и воспроизведения культуры.

7. Аксиологический (ценностный) — заключается в выделении той сферы жизнедеятельности человека, которую можно назвать миром цен­ностей, понимаемых как идеалы, к достижению которых стремится данное общество. В этом случае культура выступает как совокупность
материальных и духовных ценностей, сложная иерархия идеалов, смыслов, имеющих соответствующее значение длякакого-то конкретного общества. При данном подходе все изучаемые феномены соотносятся с человеком, его потребностями и интересами. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация целей человека, имеющих значение дляего жизни.

8. Семиотический — исходит из понимания культуры как внебиологического знакового механизма передачи опыта от поколения к поколению, как символической системы, обеспечивающей социальное наследо­вание. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духовной, понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание — текст, который и должен быть
прочитан исследователем.

9. Герменевтический — характерен длябольшинства гуманитарных наук, поскольку отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько его понимания, так как знание и понимание отлича­ются друг от друга. Только понимание тех или иных культурных феноме­нов позволяет проникать в сущность протекающих процессов. Изначально герменевтика была связана с навыками толкования сложных, многозначных текстов, теперь этот метод распространяется на исследование любых культурных феноменов.

10. Биосферный — характеризуется глобальным пониманием про­блем культуры. Он рассматривает нашу планету как единую всеохватывающую систему, неотъемлемой частью которой являются человек и че­ловеческое общество. При таком рассмотрении культура предстает зако­номерным результатом развития природы, появляется возможность анализа культуры с точки зрения той роли, которую она играет на нашей планете и, возможно, во Вселенной.

11.Просветительский (гуманитарный) — основывается на представлении о культуре как о самостоятельной сфере духовной деятельности, имеющей решающее значение дляобщества. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны
жизни человека, предстает как процесс созидания человеком своих чело­веческих качеств. Культура рассматривается как духовное богатство общества и внутреннее достояние человека, основанное на его постоянном стремлении к истине, добру и красоте. Через культуру человек преодоле­вает свою природную ограниченность и однократность своего существования, осознает свое единство с природой, обществом, другими людьми, с прошлым и будущим.

Наши рекомендации