Какая из перечисленных характеристик присуща скорее русской

философской мысли, чем западной?

1) движение мысли от абстрактного к конкретному

2) приоритет правды перед истиной

3) стремление к построению систем

4) требование строгой логичности

Каково, по мнению П. Я. Чаадаева, историческое назначение русского

народа по отношению к другим народам? ,

1) беспристрастный суд совести' ? ' .

2) бич Божий

3) прилежный ученик Запада

4) тормоз общечеловеческого прогресса

3. Какова цель прогресса, по П. Я. Чаадаеву?

1) единство человека со всем миром

2) подчинение природы нуждам человека

3) преодоление неверия в Бога

4) счастье человечества

4.Кто среди названных - один из главных представителей славянофильства?

1) Белинский

2) Герцен

3) Грановский

4) Хомяков

Какое из приведенных понятий выражает специфику воззрений

А. С. Хомякова?

1) гражданственность

2) индивидуализм

3)коллективизм

4) соборность

6.Кто среди названных - один из виднейших представителей западничества?

1) Герцен

2) Самарин

3) Хомяков

4) Черкасский

7.Какова, по мнению А. И. Герцена, принципиальная идея «западников», превратно истолкованная и отвергнутая «славянофилами»?

1) идея космополитизма

2) идея ликвидации сельской общины

3) идея правильности западного пути развития

4) идея свободы личности

8.Что Ф. М. Достоевский принимал за основу нравственности?

1) библейские заповеди

2) категорический императив

3) личность Христа

4) народные традиции

9. Кто автор книги «Россия и Европа» (1869)?

1) Данилевский

2) Леонтьев

3) Хомяков

4) Чаадаев

10.Что является исходным пунктом или ядром «философии общего

дела» Н. Ф. Федорова?

1) понятие бесконечности

2) понятие небытия

3) самосознание

4) чувство родства

Что, по Н. Ф. Федорову, является источником нравственного

долга?

1) заповеди Божий

2) осознание виновности своего рождения

3) ценности, определенные опытом народа

4) чувство ответственности перед окружающими людьми

Какое из приведенных понятий играет основополагающую роль в

философии В. С. Соловьева?

1) абсолют

2) бытие

3) всеединство

4) идеал

13.Что есть София, по В. С. Соловьеву?

1) абсолютное всеединство

2) мудрость Божия

3) Слово Божие

4) тело Божие

14.Какую проблему Н. А. Бердяев называл основной проблемой философии?

1) проблему единства мира

2) проблему отношения мышления к бытию

3) проблему познаваемости мира

4) проблему человека

15.Что является целью и смыслом жизни, но С. Л. Франку?

1) нравственное совершенствование личности

2) разумное осуществление жизни

3) спасение души

4)счастье

На каком субстрате, по представлениям К Э. Циолковского, могло

бы существовать человечество спустя миллиарды лет?

1) вещественном неорганическом

2) вещественном органическом

3)лучевом

4) чисто духовном, имматериальном

Раздел 3.

Философская онтология

Семинар.

Вопросы:

1. Философский смысл понятия: «бытие».

2. Проблема единства и многообразия мира

3. Материальное и идеальное бытие.

4. Свойства и условия действительного бытия - пространство, время, движение, форма.

5. Философское понятие сознания. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное.

Основные понятия: онтология, бытие, субстанция, движение, пространство, время , возможность и действительность, закон, детерминизм и индетерминизм, атрибут, модус, , сознание, самосознание, бессознательное

Контрольные вопросы:

1. Какие философские проблемы называют онтологическими?

2. В чем смысл монистической и плюралистической концепций бытия?

3. Что такое субстанция?

4. Как в философии решается вопрос о причине многообразия мира?

5. В чем смысл философского принципа детерминизма?

6. Каковы специфические свойства пространства и времени ?

7. Почему «сознание» является одной из ключевых категорий философии?

8. Что такое субъективная реальность?

9. Определите сознание и его компоненты?

10. Что такое бессознательное ?

Рефераты, доклады, эссе:

1. Философское понятие бытия: от античности до наших дней

2. Современные представления о строении и свойствах бытия

3. Бытие как проблема философии.

4. Бытие и субстанция

5. Монистические и плюралистические концепции бытия

6. Философские концепции пространства и времени

7. Философское понятие причинности

8. Сознание и самосознание

9. Сознательное и бессознательное

10. Обыденное и теоретическое сознание

11. Современные представления о происхождении и сущности сознания

Тест

1. В каком суждении определен философский аспект бытия?

1 - бытие - это весь материальный мир

2 - бытие - это вся бесконечная вселенная

3 - бытие - это все формы психической деятельности

4 - бытие - это все то, что существует

2.Что является более устойчивым в предметах и вещах?

1 - форма

2 - содержание

3 - состояние

4 - событие

3.Найдите метафизическое суждение о пространстве и времени?

1 - пространство и время неразрывно связаны с материей

2 - пространство и время существуют независимо от материи

3 - пространство и время существуют в единстве друг с другом

4.Каково соотношение между понятиями "движение" и "развитие"?

1 - развитие является частью движения

2 - движение является частью развития

3 - движение и развитие частично входят друг в друга

4 - движение и развитие исключают друг друга

5.Что такое время?

1- Вечный поток, в котором все возникает и исчезает.

2-Форма существования материальных объектов, которая ха­рактеризуется длительностью, последовательностью и сме­няемостью состояний.

3-Форма созерцания объектов.

4-Способ описания изменяющихся объектов.

5-Энергетическая характеристика движущихся тел.

6. Что такое пространство?

1- Бесконечное вместилище, в котором протекают все матери­альные процессы.

2- Бесконечная протяженность.

3- Способ мыслительного описания движущихся объектов.

4- Форма существования материальных объектов, характери­зующаяся рядоположенностью, сосуществованием и струк­турным взаимоотношением.

7.Какое понятие обозначает источник единства и многообразия бытия:

1-Акциденция

2-Субстрат

3-Субстанция

4-Абстракция

8.Раздел философии, разрабатывающий наиболее общие вопросы бытия, называется:

1- онтологией

2- логикой

3- эстетикой

4- гносеологией

9.Принцип детерминизма гласит:

1-В иррациональном мире нет ни причин, ни следствий

2- Следствие может опережать причину

3- Причина всегда предшествует следствию

4- Любое явление самопроизвольно

10. Выберите философское определение понятия закона и раскройте его содержание:

1- закон - взаимодействие элементов;

2-закон - связь общая, повторяющаяся, необходимая, существенная;

3-закон - то, что рассудок предписывает природе

11.Чем сознание человека отличается от психики животного?

1- Памятью.

2.-Активностью.

3.-Интуицией.

4- Абстрактным мышлением.

5.-Долгом.

12.в философии какого типа сознание начинает рассматриваться в качестве функции мозга?

а) диалектический материализм

б) немецкая классическая философия

в) средневековая схоластика

г) французский материализм XVIII века

13.В философии какого типа началась разработка понятия о культурно-исторической обусловленности сознания?

а) античный атомизм

б) диалектический материализм

в) немецкая классическая философия

г) французский материализм XVIII века

14.Какое свойство сознания акцентируется в суждении о том, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его?

1 - рациональность

2 - всеобщность

3 - необходимость

3- активность

15.Сознание и бессознательное:

1-Абсолютно противоположны

2-Изолированы друг от друга

3-Взаимосвязаны

4-Взаимодействуют между собой и способны достичь единства

5-Являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека

16.Теория бессознательного разрабатывалась:

1-Б. Спинозой

2-К.Г. Юнгом

3-К. Марксом

4- Фрейдом

5-И. Кантом

Раздел 4.

Теория познания

Семинар:Условия, принципы и структура познавательной деятельности

Вопросы:

  1. Природа познания, его возможности, отношение знания к реальности.
  2. Субъект и объект познания.
  3. Многообразие форм познания.
  4. Критерии истинности знания.
  5. Наука как особый вид знаний

Основные понятия: гносеология, эпистемология, верификация, фальсификация, истина, парадигма, рациональность

Контрольные вопросы

1. Что изучает гносеология?

2. В чем различие гносеологии и эпистемологии?

3. В чем суть классической концепции истины?

4. Какие неклассические концепции истины существуют?

5. Какие критерии истины выделяют в современных философских концепциях?

6. В чем различие философского и научного знания?

Рефераты, доклады, эссе:

1. Философское понятие истины

2. Классическая и неклассические концепции истины

3. Истина и бытие

4. Философский агностицизм. Основные идеи и обоснование

5. Проблема критериев истины в современной философии

6. О многообразии форм сознания. Научное и вненаучное знание.

7. Функции философии в познании.

8. Общенаучные методы познания

9. Философия и наука

Тест

1. Как называется раздел философии, в котором изучаются проблемы познания?

1-аксиология

2-антропология

3-гносеология

4-онтология

2.Какая проблема является основной в теории познания?

1-проблема аргументации

2-проблема истинности познаний

3-проблема классификации наук

4-проблема метода познания

3.Какая из перечисленных концепций трактует истинность как соответствие знаний объективному положению вещей?

а) конвенционализм

б) концепция когеренции

в) концепция корреспонденции

г) прагматизм

4.Какая из перечисленных концепций утверждает, что в основе научных теорий лежат не принципы, отвечающие критериям истинности, а произвольные соглашения между учёными?

а) конвенционализм

б) концепция когеренции

в) концепция корреспонденции

г) прагматизм

5.В какой из перечисленных концепций «истина определяется как полезность» (Дж. Дьюи), или работоспособность идеи?

а) конвенционализм

б) концепция когеренции

в) концепция корреспонденции

г) прагматизм

6.Какая из перечисленных концепций трактует истинность как согласие мышления с самим собой?

а) конвенционализм

б) концепция когеренции

в) концепция корреспонденции

г) прагматизм

7.Каким термином характеризуются философские учения, отрицающие возможность объективности и истинности познания?

а) агностицизм

б) алогизм

в) анимизм

г) априоризм

8.Каким термином в философии обозначается носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект?

а) предмет

б) субъект

в) тип

г) элемент

9.Как называется то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности?

а) концепт

б) объект

в) проект

г) феномен

10.Как называется способность непосредственного усмотрения истины без использования процедур логического вывода и доказательства?

а) индукция

б) интенция

в) интроспекция

г) интуиция

11.В чём, по словам К. Маркса, «должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посоюсторонность своего мышления»?

а) в научных исследованиях

б) в практике

в) в споре

г) в теории познания

12.Как называется неадекватное представление о действительности, обусловленное ограниченностью общественно-исторической практики и знания?

1-заблуждение

2-ложь

3-профанация

4-фальсификация

13.Как называется воззрение, представляющее все мнения и суждения относительными, так что никакое из них не может считаться более истинным или приемлемым в сравнении с другими?

а) рационализм

б) реализм

в) редукционизм

г) релятивизм

14.Как называется процесс приобретения и развития знания, обусловленный общественно-исторической практикой?

1-верификация

2-воспитание

3-познание

4-социализация

15.Что из перечисленного относится к форме чувственного познания?

1 - суждение

2 - представление

3 - воображение

4 - убеждение

16.Что из перечисленного относится к форме рационального познания?

1 - интуиция

2 - предвосхищение

3 - понятие

4 - озарение

17.Что из перечисленного относится к форме логического познания?

1 - произвольность

2 - последовательность

3 - априорность

4 - метафоричность

Раздел 5.

Наши рекомендации