Неортодоксальные школы индийской философии
Среди учений, критикующих веды как истину и восставших против авторитета и догматичности ведического учения, следует назвать такие философские системы, как: чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм. Все они относятся к неортодоксальным школам индийской философии, опровергавшим абсолютную истинность и критиковавшим догматизм ведического учения.
Основателем школы чарвака является Чарвака, именно его имя положило начало названию этой школы. Реже чарвака называют локаятой от названия поздней разновидности материалистической концепции Древней Индии. Чарвака является материалистическим учением, отрицающим ведические учения брахмана и атмана, сансары и кармы. Материя определяется как основа всего сущего, существующая в виде четырех первоэлементов: вода, земля, воздух и огонь, при этом жизнь и сознание являются производными от них. Чарвака провозглашает, что существует только этот мир или лока.
Основой познания является чувственное восприятие мира. Истинным признается только то, что доступно чувственному восприятию человека, недоступное нашим органам чувств не существует. Следовательно, нет ни богов, ни загробного мира, а религия есть всего лишь заблуждение разума.
Специфично этическое учение чарвака, где главными ценностями рассматриваются богатство и наслаждение в этой временной жизни, а главными поведенческими принципами определяются эгоизм и гедонизм или погоня за земными наслаждениями. При этом нормы морали рассматриваются лишь как чисто человеческие условности, через которые необходимо переступать в собственных эгоистических устремлениях. В то же время школе чарваков присущи крайний нигилизм, так как всецело отвергаются моральные ценности и идеалы, а также скептицизм и субъективизм в вопросах познания в силу отрицания возможности объективного знания по причине автономности и субъективности чувственного познания.
Основателем следующей школы философии Древней Индии - джайнизм -является Махавира Вардхамана или Джина, что значит победитель закона сансары. В центре учения джайнизм находится проблема бытия личности. Сущность личности является двойственной: джива (духовная) и аджива (материальная), карма же как сверхтонкая материя является связующим звеном между материей и душой, приводит к возникновению личности и сопровождает человека в процессе реинкарнации.
Освобождение достигается при помощи правильного познания и аскезы, что позволяет душе перейти в сферу чистой духовности. Джива существует в несовершенной (состояние соединения с материей и состояние страдания) и в совершенной форме (освобождение от материальных привязанностей и способность дживы управлять своим собственным бытием). При освобождении джива переходит в нирвану или состояние блаженства, когда высшая цель достигнута. Согласно джайнизму существует два вида познания: совершенное, основанное на интуиции, и несовершенное, основанное на опыте и разуме. Совершенное познание доступно при освобождении зависимости от адживы.
Главным условием перехода из несовершенного состояния в совершенное является этическое воспитание личности, посредством чрезмерных усилий личность способна освободиться от воздействия кармы. Праведность расценивается в джайнизме как аскетический образ жизни, именно он приводит к прекращению действия сансары. Но это достигается только на индивидуальном уровне путем устранения от социальных привязанностей, отказа от богатства и мирской суеты. Однако крайнего эгоизма и индивидуализма как в чарвака, в джайнизме нет в связи с проповедыванием идеи уважения ко всем живым существам, что несовместимо с чисто эгоистическими устремлениями сторонников локаяты.
Буддизм возникает в 6 веке до н.э. в северной Индии на границе с Непалом. Основателем буддизма является легендарный Будда, создавший новое философско-этическое учение, отвергавшее крайности и открывающее путь просветления всем. Согласно легендам, Будда является по происхождению принцем, добровольно покинул жизнь, полную роскоши, став отшельником-аскетом. Истина не пришла к нему ни в чрезмерной роскоши, ни в крайней нищете аскета. Умирая от голода и жажды, Будда переживает прозрение под деревом боддхи. Им открывается истина о срединном пути, позволяющим избавиться от крайностей и страданий, порождаемых ими. Главное, что отличает буддизм – это его этико-практическая направленность. Центральный вопрос буддизма – бытие личности. В основе буддизма лежит учение о четырех благородных истинах, которые провозглашают следующее:
1) существование человека есть непрерывная череда страданий;
2) жажда или стремление к наслаждениям является причиной страданий, так как она ведет через страсти к перерождению;
3) устранение жажды жизни есть освобождение от страданий;
4) существует срединный путь, отвергающий крайности (как чрезмерные чувственные удовольствия, так и путь аскезы и самоистязания) и приводящий к освобождению. Освобождение рассматривается как уничтожение желаний или погашение страстей.
Главный этический принцип буддизма – это непричинение вреда окружающим, в основе которого лежат совершенная удовлетворенность и доброта. Именно постоянная неудовлетворенность желаний и проистекающие из нее страстность и агрессивность, неуемность порождают страдания человека. Основные моменты теории познания буддизма заключаются в следующем: познание определяется как главное условие и средство достижения предельной цели бытия личности. В буддизме существует практика медитации, согласно которой путем углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и от внутреннего диалога, человек переживает единство с бытием, полную самоуглубленность и самоудовлетворенность. Человек переживает состояние абсолютной свободы и независимости внутреннего бытия, находит внутренний источник радости и света, что как раз тождественно погашению страстей как причины страданий. Это и есть нирвана как состояние высшего блаженства, высшая точка покоя и самоуглубленного освобождения. Исходя из практики и теории буддизма, можно сделать вывод об интровертивной и эгоцентрической направленности буддийской философии.
Задание пониженной сложности:
Используя текст, необходимо определить, к каким школам индийской философии принадлежат приведённые понятия:
Джива, атман, дхарма, карма, жажда жизни, сансара, лока, Веды, этика эгоизма, индивидуализм, аджива, материя, страдание, нирвана, джива, Джина, араньяки, удовольствие, четыре благородные истины.
Задание средней сложности
Таблица. Неортодоксальная философия Древней Индии
Школа неортодоксальной философии | Время возникновения | Основатель | Основные идеи |
Задание повышенной сложности:
1. В чём заключается принципиальная разница между ортодоксальной и неортодоксальной философией Древней Индии?
2. В каких положениях буддизма, чарвака, и джайнизма содержится критика Вед?
3. Доказать, что философия джайнизма и буддизма носят индивидуалистический и интровертивный характер?
4. Почему буддизм и джайнизм можно охарактеризовать как этические учения?
5. Почему буддизм, несмотря на то, что он является мировой религией, можно охарактеризовать как философско-этическое учение? В чём значение философии буддизма?
6. В чём отличия между чарвака, с одной стороны, и джайнизмом и буддизмом, с другой стороны?