Предмет эстетики. Структура эстетического знания. Методы и функции эстетики

Термин «эстетика» (от греческого слова «aisthetikos» — относящийся к чувственному восприятию) был введен немецким философом А. Баумгартеном в XVIII в. Им же было определено место этой науки в системе философии. Он полагает, что эстетика — низшая ступень гносеологии, наука о чувственном познании» совершенной формой которого является красота.

В истории эстетики ее предмет и задачи менялись. Вначале эстетика была частью философии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс отпочковывания эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика — это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение-Богу). Эстетика Леонардо да Винчивыявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буалоустанавливает каноны творчества; Для Канта пред-

мет эстетики — прекрасное в искусстве, эстетика выступает как критика эстетической способности суждения. Дефиниция «эстетика» прочно закрепляется в философской терминологии и уже с XVIII в. ее начинают понимать как науку, занимающуюся проблемами «философии прекрасного», либо «философии искусства». Именно в этом плане ее воспринимали Гегель, позже Ф. Шиллер и Ф. Шеллинг. Современная эстетика обобщает мировой художественный опыт. Предмет каждой науки — мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, в свете той задачи, которую решает эта наука. Предмет эстетики — весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений.

Эстетика — философская наука о сущности общечеловеческих ценностей» их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства.

Человеческая деятельность протекает на основе определенных эстетических идей, представлений, установок. Эстетика входит в труд, быт, в промышленное производство, формируя в человеке созидательное начало и способность воспринимать красоту. Эстетика обобщает опыт художественного развития человечества, а он бесконечен, поэтому замкнутая система эстетики, претендующая на абсолютную завершенность» несовершенна в принципе (в этом был недостаток грандиозной гегелевской эстетической системы). Жизненна и плодотворна лишь эстетическая система, развивающаяся с каждым художественным открытием.

Эстетика воздействует на художественную деятельность, а та — на людей. Поэтому в эстетику часто втор-

гается идеология и формулирует идеи, продиктованные интересами вождей, партий, государственных структур. Независимость от них — непременное условие научности. Даже в самые трудные времена именно независимостью отличались работы М. Бахтина, А. Лосева, Ю. Лотмана, П. Флоренского, что гарантировало научность и свидетельствовало о том, что можно жить в обществе и ценой жизненных удобств, а иногда и ценой жизни быть свободным от общества, даже тоталитарного.

Итак, эстетика как наука — это система законов, категорий, общих понятий, осмысляющая в свете определенной общественной практики эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности художественного творчества, социального бытия и функционирования искусства, его восприятия и понимания.

Е.Г. Яковлев пишет, что «современное определение предмета теоретической эстетики включает в себя изучение:

1) объективно-эстетического, понимаемого как природно-социальное и предметное основание эстетического сознания и эстетической потребности;

2) творчески-преобразующей практики эстетического субъекта, выраженной через эстетическую деятельность и сознание, а также через теорию и систему категорий;

3) наиболее общих закономерностей художественного творчества и искусства».

Таким образом, эстетика представляет собой целостную систему научного знания и включает в себя три основных раздела:

1) о природе объекта эстетической оценки и видах эстетической ценности;

2) о природе эстетического сознания и его формах;

3) о природе эстетической деятельности и ее видах.

Одним из методов эстетики является историзм. Идея историзма пронизывают эту науку. Принцип историзма предполагает соблюдение трех важнейших условий: во-первых, рассмотрение явлений в их развитии; во-вторых, рассмотрение связи данного явления с другими и, наконец, изучение истории в свете опыта современности, использование исторически высших форм в качестве ключа для понимания предшествующих. Принцип историзма вырастает изнутри самой эстетики как потребность более адекватно рассмотреть свой предмет, например, нынешнее состояние искусства и его современные законы понимаются как, исторически возникшие, а его будущее состояние — как образующееся в протекающем на наших глазах художественном процессе. Историзм — путь связи теории и практики и единственная дорога к истинному пониманию эстетики.

Другой метод — структурализм, который дает возможность рассмотреть художественное произведение как определенную систему, состоящую из множества элементов, взаимосвязанных и взаимообусловленных. Структурный метод предполагает собирание и анализ разнообразных фактов, составление их полного перечня, установление взаимосвязи между фактами, их группирование и выявление отношений между ними, построение системы их наличных элементов, что создает целостный единый объект исследования. Структурализм входит в общую систему современной научной методологии. Этот метод нуждается в сотрудничестве с другими методами и является дополнительным по отношению к исторической методологии.

9 Изучение предмета и структуры эстетики позволяет раскрыть ее функции, основополагающими из которых являются мировоззренческая, познавательная, формирующая, методологическая.

Вопрос 2

Наши рекомендации