Категории, выражающие сущность права как формы организации социальной жизни общества
Правосознание непосредственно и органически связано с правом, в одном с ним комплексе формулируется, воспроизводится, движется. Право является определенным надстроечным элементом, бытие которого обусловливают, в конечном счете, экономический базис, фактические взаимоотношения социальных слоев, достигнутый обществом уровень социокультуры. Главные отличительные черты, свойственные всякому надстроечному образованию, присущи и праву.
Как известно, правом является система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабах всего общества. Правовая система дифференцирована по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими свойствами.
В обществе устанавливаются для каждой конкретной цивилизационной организованности и исторического времени свои собственные нормы права, зачастую, чрезвычайно отличающиеся друг от друга. Эти нормы права соответствуют реальной жизни общества, уровню развития производительных сил, характеру производственных отношений, культурным и духовным особенностям данной цивилизации в данное время. Нормами права, таким образом, считаются правила поведения, устанавливаемые государством в лице соответствующих органов и охраняемые принудительной силой государства. В обычном праве, в догосударственную пору нормы права охраняются традицией, моральными запретами, табу, обычаями. Однако и в этом случае важно то, что нормы права охраняемы. Кстати, это говорит и о том, что, уже на заре возникновения права появилось и представление о регуляции отношений между людьми. На определенном этапе традиций, моральных запретов, табу, обычаев стало недостаточно, поэтому правовые отношения превратились в урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых являются носителями субъективных прав и обязанностей.
Своеобразие правовых отношений заключается в том, что их участники (индивиды, группы, общности, организации) связаны между собой системой равных обоюдных представлений и получений. В актах обмена фигурируют вещи, духовные блага, услуги, информация, роли и т.п. В границах права субъекты взаимодействуют как равные друг другу, хотя вне отношений права участники этого взаимодействия зачастую находятся далеко не в равном социальном, имущественном, политическом, семейном положении. По своей природе, право может состоять лишь в применении равной меры; но неравные индивиды (а они не были бы различными индивидами, если бы не были бы неравными) могут быть измеряемы одной и той же мерой лишь постольку, поскольку их рассматривают под одним углом зрения, берут только с одной определенной стороны, отвлекаются от всего остального.
Определенность прав и обязанностей субъектов права в цивилизованном обществе соответствовало реальному уровню его развития, появлению отсутствовавших ранее общественных институтов (семьи, частной собственности, государства, собственно самого права). Прежний баланс прав и обязанностей, прежняя их определенность уже были недостаточными. На смену обязанности перед родом, племенем, богами появляется обязанность как определенная, предусмотренная законом мера должного поведения участника данного правоотношения. Представление о правах и обязанностях субъектов социальных отношений в доклассовом обществе с трудом поддается реконструкции. Письменные источники дают фрагментарное представление об этом, этнографические исследования вообще не всегда способны вскрыть эти отношения. Современные дикари сохранившихся первобытных племен чрезвычайно скрытны в вопросе своих прав и обязанностей, да и не всегда точно понимают, что собственно от них добивается исследователь. Но можно догадаться, что эти отношения были далеки от безоблачных, - ведь большинство человечества ушло от таковых. И лишь на самой периферии остались осколки первобытности. Именно общественные притязания как требования оптимальной соотнесенности прав и обязанностей членов общества по сути дела были вовсе времена мощным стимулом социального прогресса. Правовые отношения впервые ставят перед человечеством вопрос о правомочии как предусмотренной законом возможности участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать их от других участников.
Цивилизованные отношения предусматривали и то, что индивид уже не может выступать как неразумное, безответственное дитя первобытного племени. Уже не его племя, не его род, а он сам несет всю полноту ответственности за свои действия. Ответственность - это соответствие поведения личности социально-нормативным требованиям, ее долгу и обязанностям и подчиненность поведения личности социальному контролю.
И, наконец, важнейшим феноменом права является закон - комплекс нормативно-правовых актов, все установленные государством общеобязательные правила. В собственно юридическом смысле это понятие, естественно уже – это нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти, либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в результате референдума). Закон как источник права приходит на смену обычному праву. В западных странах существует деление на законы в формальном смысле (акты парламента, за которыми признается высшая юридическая сила), и законы в материальном смысле (все акты нормативного характера, включая решения правительства. Обращает на себя внимание то, что «law» (закон), означает также право (в объективном смысле), а «legislative act» - только закон. В русском языке и смысловое и семантическое значение этих понятий другое.
Вопрос 3