Целостный анализ стихотворения
Н.Гумилева «Заблудившийся трамвай»
План:
1. История создания стихотворения «Заблудившийся трамвай». Проблема его датировки, реальных прототипов.
2. Стихотворение Гумилева в контексте сборника стихов «Огненный столп».
3. Отражение событий времени в стихотворении.
4. Литературные и фольклорные традиции в стихотворении Гумилева.
5. Поэтика стихотворения «Заблудившийся трамвай».
Литература
1. Блюмбаум А.Б. Блоковские реминисценции «Заблудившегося трамвая» // Русская литература. 1991. №4.
2. Зобнин Ю.В. “Заблудившийся трамвай” Н.С.Гумилева (К проблеме дешифровки идейно-философского содержания текста) // Русская литература. 1993. №4.
3. Ичин К. Межтекстовый синтез в “Заблудившемся трамвае” Гумилева // Н.Гумилев и Русский Парнас. Материалы науч. конф. 17-19 сентября 1991 г. СПб., 1992. С.92-97.
4. Кроль Ю.Л. Об одном необычном трамвайном маршруте («Заблудившийся трамвай» Н.С.Гумилева) // Русская литература. 1990. №1. С.208-218.
5. Мстиславская Е.П. Последний сборник Н.С.Гумилева «Огненный столп» (к проблеме содержательной целостности) //Гумилевский чтения. Материалы международной конференции филологов-славистов. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов и Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, 15-17 апреля 1996 года. СПб., 1996. С.178-186.
6. Слободнюк С.Л. Элементы восточной духовности в поэзии Н.С.Гумилева // Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994. С.164-186.
7. Слободнюк С.Л. «Дьяволы «серебряного» века: (Древ. гностицизм и рус. лит. 1890-1930 гг.). СПб., 1998.
8. Тименчик Р.Д. К символике трамвая в русской литературе //Уч. зап. Тарт. ун-та. Вып.754. Труды по знаковым системам. ХХI: Символ в системе культуры. Тарту, 1987. С.135-143.
Творческие задания
1 подгруппе – Cоставить таблицу библейских символов и мотивов в книге стихов Н. Гумилева «Огненный столп» (с указанием цитат из Библии).
2 подгруппе – Сопоставить стихотворения «Память» и «Заблудившийся трамвай» и выявить, какие реальные факты биографии Гумилева отразились в этих текстах.
3 подгруппе - Составить построчный комментарий с указанием прямой и опосредованной цитации текстов в стихотворении «Заблудившийся трамвай».
Темы сообщений
1. Соотношение акмеистского и символистского начал в стихотворении «Заблудившийся трамвай».
2. Традиции восточной философии в книге стихов Н. Гумилева «Огненный столп».
3. Символика трамвая в русской литературе ХХ века (Н. Гумилев. Б. Пастернак, М.Булгаков, В. Луговской, О.Мандельштам, Б.Окуджава, Е.Евтушенко, Б.Рыжий, поэты начала ХХI века).
Семинарское занятие №7
Тема: «Целостный анализ поэмы В.Маяковского «Облако в штанах»
План:
1. Место поэмы «Облако в штанах» в творчестве В.Маяковского. История создания поэмы. Реальная основа произведения.
2. Проблематика поэмы «Облако в штанах». В.Маяковский о проблематике поэмы.
3. Особенности композиции произведения.
4. Образный строй поэмы «Облако в штанах». Структура художественного образа в поэме.
5. Реализация установок футуристической эстетики в поэме «Облако в штанах».
Литература
1. Альфонсов В.Н. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского. Л., 1983.
2. Йованович М. Об одном источнике «Облака в штанах» В.Маяковского //Русская литература. 1992. №4.
3. Макарова И.А. Христианские мотивы в творчестве Маяковского //Русская литература. 1993. №3. С.154-171.
4. Харджиев Н.И. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970.
5. Харджиев Н.И. Комментарий к поэме «Облако в штанах» //Русская речь. 1991. №5.
Творческие задания
1 подгруппе - Выписать из поэмы и проанализировать примеры использования метафор, эпитетов, гипербол, неологизмов, художественные средства и приемы создания гротеска.
2 подгруппе – Найти в поэме и прокомментировать скрытые и прямые цитаты, литературные и культурные реминисценции, аллюзии.
3 подгруппе – Сделать макет отдельного издания Поэмы «Облако в штанах». Подобрать формат издания, шрифт, заставки, концовки, иллюстрации.
Темы сообщений
1.Маяковский – поэт и Маяковский – художник.
2.Традиции русской литературы ХIХ века в поэме «Облако в штанах».
3. Образы пространства и времени в поэме «Облако в штанах».
Семинарское занятие №8
Тема: Литературные и фольклорные традиции в поэме С.Есенина «Черный человек»
План
1. Место поэмы «Черный человек» в творчестве С.Есенина.
2. История создания и публикации поэмы. Проблема датировки произведения.
3. Пушкинские традиции в поэме «Черный человек».
4. Тема двойничества в поэме и ее истоки в русской литературе.
5. Фольклорные традиции в поэме
Литература:
1. Кошечкин С. Прескверный гость: Раздумья о поэме С.Есенина «Черный человек» //Вопросы литературы. 1985. №9. С.109-120.
2. Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. – М., Сов. Писатель, 1989. – 304 с.
3. Нике М. Поэма С.Есенина «Черный человек» в свете аггелизма //Русская литература. 1990. №2. С.194-197.
4. Павловски М. Свеча-свечка в поэзии Есенина //Филологические науки. 1998. №4. С.93-101
5. Прокушев Ю.Л. Всего одна буква: (Текстологические заметки Главного редактора) //Столетие Сергея Есенина. – М., 1997. С.375-404.
6. Шубникова-Гусева Н. «Мой черный человек…»: «Моцарт и Сальери» Пушкина и «Черный человек» Есенина //Лит. учеба. 1999. №1/2/3. – С.53-69.
7. Шубникова-Гусева Н. «Я хожу в цилиндре не для женщин…»: Ряжение как обряд в творчестве Есенина //Лит. учеба. 1998. №4-5-6. С.124-151.
8. Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина: От «Пророка» до «Черного человека»: Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. – М., 2001. – 688с.
9. Шубникова-Гусева Н.И. Сергей Есенин: неизвестные материалы //Человек. 1995. №5. С.184-188.
Семинарское занятие №9
Тема: «Квадратная гармония»: личность и государство в романе Е. Замятина «Мы»
План:
1. История создания и публикации романа.
2. Проблематика произведения. Проблема личности в литературе 1920-х гг. и в романе «Мы».
3. Жанровое своеобразие. Утопия и антиутопия ХХ века (сходство и различие жанров). Актуальность жанра антиутопии.
4. Сюжетно-композиционные особенности.
5. Система образов.
6. Символика произведения (цвет, буквенно-цифровые обозначения, математические термины и др.).
7. Традиции русской классики XIX века (С.-Щедрин, Гоголь, Достоевский и др.).
8. Влияние романа «Мы» на романы О. Хаксли «О дивный новый мир», Дж.Оруэлла «1984» и др.
Литература
1. Айзерман Л.С. Русская классика накануне ХХI века: утопии и антиутопии в снах героев русской литературы // Лит. в шк. 1996. №6.
2. Акимов В. Человек и Единое государство (Возвращение к Евгению Замятину) //Перечитывая заново: лит.-крит.ст. Л., 1989.
3. Анненков Ю. Евгений Замятин // Лит. учеба. 1989. № 5.
4. Гальцева Р. Помеха – человек: опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. 1988. № 12.
5. Давыдова Т. Е. Замятин. М.,1991.
6. Зверев А. «Когда пробьет последний час природы» (Антиутопия ХХ века) // Вопр. лит. 1989. №1.
7. Каракан Т. Роман Е. Замятина «Мы»: Проблема жанра// Современные проблемы метода, жанра, поэтики русской литературы. Петрозаводск, 1991.
8. Лакшин В. «Антиутопия» Е. Замятина // Знамя. 1988. № 4.
9. Ланин Б. Роман Е.Замятина « Мы». М.,1992.
10. Максимова Е. Символика «Дома» – «Антидома»: о романе Е. Замятина «Мы» // «Аврора». 1994. №9-10.
11. Муриков Г. Они и «Мы» (Несколько мыслей после прочтения романа Е. Замятина «Мы» // Звезда. 1989. №1.
12. Олейникова О. Жанровое своеобразие романа Е. Замятина «Мы»// Творческая индивидуальность писателя и литературный процесс. Липецк, 1992.
13. Оруэлл Дж. Рецензия на « Мы» Замятина // Оруэлл Дж. «1994» и эссе разных лет. М.,1989.
14. Павлова-Сильванская Н. Это сладкое «мы», это коварное «мы» // Дружба народов. 1988. №11.
15. Полякова Л. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы ХХ века как литературной эпохи: курс лекций. Тамбов, 2000.
16. Скороспелова Е. Замятин и его роман «Мы». (Перечитывая классику). М., 1999.
17. Утопия и антиутопия XX века. М., 1990.
18. Чаликова В. Крик еретика: Антиутопия Евг. Замятина // Вопр. философии. 1991. №1.
19. Шайтанов И. Мастер // Вопр. лит. 1988. № 12.
Семинарское занятие №10
Тема: «Целостный анализ повести А.Платонова "Котлован"»
План
1. История создания и публикации повести "Котлован".
2. Социальная проблематика повести А.Платонова.
3. Вечные темы в произведении.
4. Концепция личности в повести А.Платонова «Котлован».
5. Поэтика повести (особенности жанра; смысл названия; своеобразие языка повести).
Литература:
1. Баршт К.А. Антропология А.Платонова. Штайнеровский слой в романе «Котлован» //Начало века. СПб., 2000.
2. Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. СПб., 2000.
3. Бобылев Б.Г. Опыт филологического анализа повести А.Платонова "Котлован" //Русский язык в школе. 1991. №2.
4. Васильев В.В. Андрей Платонов: очерк жизни и творчества. М., 1990.
5. Золотоносов М. Ложное солнце («Чевенгур» и «Котлован» в контексте советской культуры 1920-х годов //Вопросы литературы. 1994. №5.